Презентация. Человек славен добрыми делами

1. В чем состоит доброе дело, добрый поступок? 2. Каких людей на свете больше: добрых или злых? 3. Что такое мораль? 4. В чемсуть золотого
правила морали?

- «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; - «Худо тому, кто добра не делает никому»; - «Доброе имя дороже богатства»

Добрый человек – кто он?

1. Правила доброго поведения:
1) закон 2) право 3) мораль 4) указ
2. Какое чувство не может считаться
добрым?
1) сочувствие 2) сострадание3) симпатия
4) скупость
3. Золотое правило морали гласит:
1) ко всем людям относись как к самому
себе 2) дели людей на друзей и врагов
3) живи для себя 4) выучи все правила
поведения

4. Под понятием «добро»
подразумевается:
а) все хорошее, что есть в жизни;
б) умение проявить сочувствие,
выручить, порой даже рискуя собой.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба ответа верны
4) нет верного ответа

5. Золотое правило нравственности:
а) возникло в глубокой древности;
б) утратило свое значение в наши дни.
1) верно только а 2) верно
только б 3) оба ответа верны 4) нет
верного ответа
6. Этого выдающегося ученого
называли Совестью народа
1) Ю.Б. Левитан 2) А.П. Гайдар 3) А.Д.
Сахаров

В1. Все термины, приведенные ниже, за

понятием «добрые чувства». Укажите
термин, не связанный с этим понятием.
1.Любовь
2.Милосердие
3.Симпатия
4.Отчаяние
5.Сострадание
6.Сочувствие

В2. Все термины, приведенные ниже, за
исключением одного, связаны с
понятием
«страх». Укажите термин, не связанный с
этим понятием.
1.Ужас
2. Фобия
3. Испуг
4. Аккуратность
5. Тревога.
6. Боязнь

Соедините пословицы о добре и зле:
1. В ком добра нет,
2. Жизнь дана
3. Доброе братство
А. на добрые дела
Б. дороже богатства
В. в том и правды мало

первая строка – название темы (одно
существительное);
вторая – описание темы в двух
словах, два прилагательных;
третья строка - описание действия в
рамках этой темы тремя глаголами;
четвёртая строка – это фраза которая,
показывает отношение к теме
(целое предложение);
пятая строка – синоним, который
повторяет суть темы.

Цели урока формировать представление учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное; формировать представления о добре и зле; продолжить работу над формированием умения делать выводы на основе фактов; воспитывать высоконравственные качества личности

Знать и уметь Золотое правило нравственности; добро; зло; добродетель; добрый

Изучение нового материала Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; объяснять, в чём состоит доброе дело, добрый поступок, каких людей на свете больше: добрых или злых; обосновать свое мнение. Понимать, в чём суть «золотого правила морали»

Актуализация проблемы Глава IV. Добродетели OО чём ты узнаешь Что такое человечность? Как проявить заботу о близких? Знаком ли страх смельчакам {На какие вопросы ответишь {Что такое золотое правило морали? {Как смелость помогает преодолевать зло? {Как научиться делать добро?

Актуализация проблемы @ Что такое добро. Кого называют добрым. @ Доброе - значит, хорошее. @ Главное правило доброго человека. Пословицы и поговорки о добре: «От добра не ищут» ; «Кто добро творит, тому Бог отплатит» ; «Худо тому, кто добра не делает никому» ; «Час в добре побудешь, все горе забудешь» ; «Кто живет в добре, тот ходит в серебре» ; «Много желать - добра не видать» ; «За худом пойдешь, добра не найдешь» ; «В ком добра нет, в том и правды мало» ; «Бедного обижать, себе добра не желать» ; «Доброе имя дороже богатства» …

1. Что такое добро. Кого называют добрым. «Поэтическое слово» , стр. 192 -193 Почему принц плакал, ведь его же называли счастливым? Почему Принц решил помогать людям? Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? Оскар Уайльд Добро - это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Добро - это конкретное дело. Добро делать приятно, это согревает душу.

2. Доброе - значит, хорошее уч-к, стр. 193 -194 Какие добрые чувства вы можете назвать? { любовь, сочувствие, милосердие; { сострадание, благодарность; { симпатия… { Добрыми могут быть дела. O Приведите свои примеры добрых дел. O Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам?

Доброта пассивная Доброта активная Доброта созидательная Человек не ударит слабого, не оскорбит слабого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. Человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде.

Жил на свете человек Учебник, стр. 194 -195 А. Д. Сахаров Можно ли назвать академика Сахарова добрым человеком? Почему ты так думаешь? А ты встречал добрых людей? Почему ты их считаешь добрыми? Подумай, считаешь ли ты себя добрым человеком или нет. Почему?

Картинная галерея q Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец? q Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын? q В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «. . . Сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашелся. . . » q «Пропадал и нашелся» - это понятно. Но что значит «был мертв и ожил» ? Рембрандт. Возвращение блудного сына

«Поэтическое слово» Булат Шалвович Окуджава, бард, исполнитель, гражданин ¶Каким представляешь ты себе героя этого стихотворения? ¶Как ты понял, в чём он видит смысл своей жизни, зачем он живет на земле?

3. Главное правило доброго человека учебник, стр. 194, 197 -198 Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе! Почему люди так высоко ценят его и почему это правило живет много веков? Всегда ли ты следуешь этому правилу?

Моральные нормы и религиозные не лги не предава й не кради не обижай слабых почита й отца и мать не жаднич ай Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести

Правила жизни Человека ¶ Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Толстой Л. Н. ¶ Попытайтесь быть хотя бы немного добрее - и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок. Конфуций ¶ Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. Шопенгауэр А. Сформулируйте и запишите 2 -3 правила, которыми вы будете руководствоваться в жизни.

Худо тому, кто добра не делает никому

  • Кто живет в добре, тот ходит в серебре
  • В ком добра нет, в том и правды мало
  • Жизнь дана на добрые дела
  • Человек
  • славен добрыми делами
О чем ты узнаешь: Что такое человечность; Как проявить заботу о близких
  • На какие вопросы ответишь
  • Что такое золотое правило морали?
  • Как научиться делать добро?
  • Легко ли делать добро?
Что такое добро?
  • Добро - это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим.
  • Добро - это конкретное дело. Добро делать приятно, это согревает душу.
  • Поэтическое слово
  • Текст с. 192
  • Почему Принца считали счастливым?
  • Почему Принц, которого все считали красивым, был несчастен?
  • Почему ласточка не отказала Принцу в его просьбе?
  • Почему ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
  • Добро и зло
  • Добрые чувства
  • Недобрые чувства
  • Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам ?
Красивые слова и красивые дела
  • «Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле. Однажды среди летнего дня небо обложили тучки, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
  • Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
  • И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
  • - Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
  • Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
  • - Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе,
  • мальчик…
  • А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожавшему от холода мальчику.
Легко ли быть добрым человеком?
  • Добро и зло творить
  • Во власти всех людей
  • Но зло твориться без труда
  • Добро творить трудней
  • Учись добру – худое на ум пойдет
Картинная галерея
  • Рембрандт. Возвращение блудного сына
  • Какие чувства, кроме
  • радости встречи, испытывает
  • отец?
  • Какие чувства, кроме радости
  • встречи, испытывает его сын?
  • В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул:
  • «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...»
  • «Пропадал и нашелся» -
  • это понятно. Но что значит
  • «был мертв и ожил»?
  • Мораль
  • правила доброго поведения
  • Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести
  • Золотое правило доброго человека
  • Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе
Учимся делать добро
  • Доброта начинается с заботы о близких.
  • Сделай доброе дело.
  • Накапливай опыт добрых дел.
  • Скажи доброе слово и улыбнись.
  • Сегодня….
  • Завтра….
  • Через неделю….
  • Составь список тех дел, которые ты способен совершить во благо других.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

В августе 2008 года в городе Казани появилась скульптурная композиция посвященная благотворительству. Прототипом памятника стал почетный гражданин Казани Галимзянов Асгат Галимзянович, который всю свою жизнь занимался благотворительностью.

Участники: 9 класс.

Цель: заставить задуматься детей о роли добра в жизни человека, быть благородным в жизни.

Задачи: расширить представление детей о том, что такое благотворительность; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях.

Оформление: на доске эпиграфы к мероприятию (высказывания В.М.Гюго, Н.И. Степанова, фотографии памятника благотворителю Галимзянову Асгату Галимзяновичу в городе Казани Республики Татарстан, стихотворение о доброте).

Предполагаемый результат : повышение уровня нравственного развития учащихся, привлечение внимания учащихся к тем событиям, которые происходят вокруг нас.

Ход мероприятия

I. Вводная часть. Смысл понятий «доброта» и «благотворительность».

Вступительное слово учителя.

Добрых людей, как всегда, не хватает...

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые - щедро больным помогают,
Добрые - дарят тепло и уют,
Добрые - в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.

Генрих Акулов

– Вы послушали стихотворение. О чём оно? (о добре, о добрых людях)

– О чем же мы сегодня будем говорить? (мы будем говорить сегодня о добрых людях и о добрых поступках).

– Итак, тема нашего классного часа «Добрыми делами славен человек» (на слайде 1 появляется тема)

– А что такое доброта?

В словаре Ожегова «доброта» – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Л.Н.Толстой писал: «Доброта – это отзывчивость, сочувствие, сопереживание, внимание к людям; всё положительное, хорошее, полезное».

– Назовите как можно больше хороших, положительных качеств, которые можно объединить таким простым и в тоже время ёмким словом доброта? (терпение, милосердие, благородство….)

– Я бы еще добавила сюда слово «благотворительность». Ведь только добрый, отзывчивый, благородный человек может заниматься благотворительностью. Благотворительность – это доброе дело. Это безвозмездное действие и поступки, направленные на общественную пользу. Причём, постоянно, а не один раз по настроению. Чтобы сделать доброе дело, нужно обладать добрым сердцем.

Я считаю, что понятия «доброта» и «благотворительность» тесно связаны.

– Рождаются ли эти качества развитыми и совершенными в человеке? (Их нужно растить и развивать в течение всей жизни).

– Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Не стремимся к овладению умением слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания. Поэтому, очень хочется, чтобы сегодня на уроке вы поняли значимость приобретения в жизни этих качеств, которые всегда подчёркивают и указывают только добрую сущность человека.

А чтобы состоялся наш разговор, ребята, я хочу вам рассказать об очень добром и удивительном человеке, который занимался благотворительностью. (Рассказ учителя сопровождается слайдовой презентацией).

Учитель: В августе 2008 года в городе Казани появилась скульптурная композиция посвященная благотворительству. Прототипом памятника стал почетный гражданин Казани Галимзянов Асгат Галимзянович. (Слайд 2) Всю свою жизнь он занимался благотворительностью. Памятник Благотворителю изготовлен на личные средства семьи Минтимер Шариповича Шаймиева и установлен по личной инициативе Президента Республики Татарстан. Бронзовая скульптура олицетворяет собой образ доброго дедушки, который ведет лошадь, запряженную в телегу, где сидят дети. Скульптурная композиция вести около 5 тонн, ее длина около 7 метров.

Асгат Галимзянович работал сначала в милиции, потом шофером, слесарем, последние семь лет – возчиком одного из магазинов райпищеторга. Оклад у него небольшой – 110 рублей. И когда однажды спросили его, сколько же он, Асгат Галимзянович, “отдал людям”, от удивления пораскрывали рты, услышав в ответ: “Да, наверное, что-нибудь около ста тысяч”. Так о нем писала газета “Комсомольская правда” 4 декабря 1986 года. Асгату Галимзяновичу была присуждена Международная золотая медаль имени Л.Н.Толстого и Орден за заслуги перед Республикой Татарстан за гуманистические, самоотверженные усилия в защиту детства, проявленные в любых сферах человеческой деятельности.

Асгат Галимзянович родился 2 марта 1936 года в татарской деревушке Болын Балыкчы Апастовского района Татарстана. Получив аттестат о восьмилетнем образовании, пошел работать в колхоз. Потом, отслужив четыре года в армии, переехал в Казань. Перебрав массу специальностей, он так и не нашел дела для души, и устроился извозчиком на колхозный рынок. Власти недоумевали: человек с восьмилетним образованием, обыкновенный извозчик, но при этом переводит немалые суммы в детские дома, больницы, семьям с приемными детьми. Откуда средства? В горисполкоме завели на него досье - папку с надписью «А. Галимзянов, дело № 2891», и это «дело» вполне могло перерасти в другое - уголовное дело. ОБХСС, санэпидемнадзор, городские власти - искали у Асгат Галимзяновича грехи или хотя бы корыстные мотивы. И не находили. Откуда средства, выяснили быстро: оказывается, он откармливал свиней и продавал мясо на колхозном рынке. Кормил их отходами с того же рынка. Купив на последние деньги свиней, Асгат Галимзянович организовал для них подземное жилище в сарае по соседству с конем Орликом. Чтобы не заметили соседи, он вырыл погреб, подвел воду, свет, сам придумал и сделал агрегаты для подачи кормов, уборки навоза. Все отходы вывозил по ночам на свалку в металлических флягах. Почти 6 лет об этой его деятельности не знал никто.

Не найдя за Асгат Галимзяновичем криминала, его попытались отвлечь от несвойственной советским людям филантропии административными способами: ограничивали в количестве голов скота, которые он мог содержать, письменно предупреждали о сносе дома и свинофермы, которые построил без разрешения.

Но бизнес Асгат Галимзяновича развивался: он однажды заметил у железнодорожной насыпи заброшенный барак и выкупил эти развалины. С сыном и братом сделали ферму и стали брать у колхоза на откорм до 300 бычков. Траву, крапиву, бурьян на подстилку находили даже у стен казанского кремля, в овражках и на пустырях. Трудно себе представить ферму в центре татарской столицы, но она появилась, – как только государство разрешило предпринимательство. Советский фонд мира получил от Асгата Галимзяновича более 600 тысяч советских рублей, значительными были и пожертвования от него детям Армении во время землетрясения в Спитаке, ребятишкам, пострадавшим в Чернобыльской аварии, Казанскому Дому ребенка №1 и Ивановской интернациональной школе-интернату.

Постепенно Асгат Галимзянович становился известным, и не только в Татарстане. О нем написал в 1987 году журнал «Огонек», а когда в 1988 году в Москве состоялась первая конференция Детского фонда Альберта Лиханова, ее делегатом по личному приглашению Лиханова стал и Асгат Галимзянович. Также он стал почетным членом фонда помощи детям-сиротам, лауреатом редкой международной награды – Золотой медали имени Л.Толстого, которая вручалась в свое время таким людям, как Агния Барто, Астрид Линдгрен, Мать Тереза. Подсчитать, сколько за свою жизнь Асгат Галимзянович заработал денег, сложно. Невозможно сейчас и учесть, сколько он раздал нуждающимся – старикам, сиротам из детского дома, людям, неожиданно попавшим в беду. Не поддаётся счёту количество телевизоров, шубок и пальтишек, башмаков и игрушек, которые он передал в приюты, интернаты, дома малюток, инвалидов, престарелых.

Одних только автобусов купил и подарил 73 штуки. Каждая машина стоит не менее 430 тысяч рублей. Получается, что только «автобусный парк» тянет, по меньшей мере, на миллион долларов!

Сам же Асгат Галимзянович между тем продолжал жить в бараке, одеваться – во что Аллах пошлет, но обязательно, чтоб на голове была любимая панамка. На себя и на нужды семьи Галимзяновы тратиться не любили: купили себе однажды машину «Волгу», но поняли, что ездить-то на ней некуда. «Газик» для работы куда полезнее, а «Волгу» подарили детдому.

Если бы извозчику казанского райпищеторга Асгату Галимзяновичу когда-нибудь сказали, что ему при жизни поставят памятник в центре города, он долго бы смеялся. Но памятник поставили, и Асгат Галимзянович приходил иногда полюбоваться на себя в бронзе. (Слайд 3) Скульптор запечатлел, правда, не только Асгат Галимзяновича, но и верного помощника филантропа – лошадь с телегой, полной ребятишек. Церемония открытия памятника Благотворителю состоялась 30 августа 2008 года в Казани на площади Тысячелетия.

«Я свой народ любил и тогда, и сейчас - одинаково. Все равно, разрешено или нет, животных держал, людям помогал, хоть Советский Союз, хоть Россия. Я живу, чтобы делать добро», - любил повторять Асгат Галимзянович.

Внимание на экран.

На экране высказывания о доброте и благотворительности (слайд 4).

«Из всех добродетелей и достоинств души
величайшее достоинство – доброта».

Фрэнсис Бэкон

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».

Виктор Мари Гюго

«Благотворительная душа будет насыщена,
и кто напояет других, тот и сам напоен будет».

Притчи (Царь Соломон)

«Тот, чья рука дала взаймы, славен среди людей.
Тот, чья рука подала милостыню, славен перед богом.
Тот, чья рука отдала на храм – тот подал и мёртвым, и живым».

Н. И. Степанова.

– Какое из изречений близко нашему герою?

– Какое из изречений вы бы выбрали для определения Асгата Галимзяновича как качества личности?

Учащиеся объясняют выбор своего варианта и высказывают свое мнение. В выборе участвует и учитель, но не навязывает своей позиции.

– К какому выводу вы пришли?

Дети отвечают:

Добро, сделанное втайне, вознаграждается явно.

Спеши делать добро.

Добрые дела красят человека.

Жизнь дана на добрые дела.

Добро не лихо, ходит тихо.

Без добрых дел нет доброго имени.

У доброго дела нет пределов.

Заключительное слово учителя. Ну что же, дети, наше занятие подходит к концу. Сегодня мы затронули важную тему в жизни каждого человека – доброта. Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам дается с рождения, не передается по наследству. Поэтому необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту. Доброта должна быть бескорыстной, помощь наша не должна быть хвастливой.

Наше занятие закончить мне хотелось бы строками из стихотворения Р. Казаковой:

Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

«Человек славен добрыми делами»

Слайд 2: 1. В чем состоит доброе дело, добрый поступок? 2. Каких людей на свете больше: добрых или злых? 3. Что такое мораль? 4. В чем суть золотого правила морали?

Слайд 3: - «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; - «Худо тому, кто добра не делает никому»; - «Доброе имя дороже богатства»

Слайд 4: Добрый человек – кто он?

Слайд 5

1. Правила доброго поведения: 1) закон 2) право 3) мораль 4) указ 2. Какое чувство не может считаться добрым? 1) сочувствие 2) сострадание3) симпатия 4) скупость 3. Золотое правило морали гласит: 1) ко всем людям относись как к самому себе 2) дели людей на друзей и врагов 3) живи для себя 4) выучи все правила поведения

Слайд 6

4. Под понятием «добро» подразумевается: а) все хорошее, что есть в жизни; б) умение проявить сочувствие, выручить, порой даже рискуя собой. 1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

Слайд 7

5. Золотое правило нравственности: а) возникло в глу­бокой древности; б) утратило свое значение в наши дни. 1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа 6. Этого выдающегося ученого называли Совестью народа 1) Ю.Б. Левитан 2) А.П. Гайдар 3) А.Д. Сахаров

Слайд 8

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «добрые чувства». Укажите термин, не связанный с этим понятием. 1.Любовь 2.Милосердие 3.Симпатия 4.Отчаяние 5.Сострадание 6.Сочувствие

Слайд 9

В2. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «страх». Укажите термин, не связанный с этим понятием. 1.Ужас 2. Фобия 3. Испуг 4. Аккуратность 5. Тревога. 6. Боязнь

10

Слайд 10

Соедините пословицы о добре и зле: 1. В ком добра нет, 2. Жизнь дана 3. Доброе братство А. на добрые дела Б. дороже богатства В. в том и правды мало

11

Последний слайд презентации: «Человек славен добрыми делами»

первая строка – название темы (одно существительное); вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами; четвёртая строка – это фраза которая, показывает отношение к теме (целое предложение); пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.