Морс фестиваль книжной. Международный фестиваль книжной иллюстрации «Морс

Международный фестиваль книжной иллюстрации “Морс” ежегодно проводится в Москве. Это очень вдохновляющее мероприятие в области детской книги и иллюстрации. “Морс” является площадкой, которая объединяет современных книжных иллюстраторов, издателей, писателей и читателей. Это место, где можно себя показать, на других посмотреть, и еще узнать много нового и интересного.

1 – Расскажите немного о себе. Кто вы? Чем занимаетесь? Где учились?

Меня зовут Анна, я на данный момент учусь быть иллюстратором, ищу себя в этом направлении. Училась я много где. Первую свою вышку я получила в Московском Государственном Горном университете, специальность программист-системотехник. Совсем не творческая профессия, так сложились обстоятельства, но я, надо сказать, совсем об этом не жалею. Техническая специальность помогает схватывать и анализировать информацию быстрее. С класса восьмого я хотела стать режиссером кино, но не сложилось, и я этому наверное даже рада, и я точно знаю, что когда-нибудь, когда мне будет что сказать, я обязательно буду снимать. Еще я отучилась в БВШД на курсе Димы Карпова, это тоже мне помогло, можно сказать, расширило горизонт и придало уверенности. Я всегда хотела рисовать, хоть в силу разных обстоятельств это не могло стать моей первой профессией, но после окончания школы я постоянно занималась частным образом с преподавателями. Меня учили преподаватели из ВГИКа, из МГУП, из Репинского училища и Строгановки – от всех я что-то взяла и теперь пытаюсь найти свой путь.

2 – Как появилась идея фестиваля? Почему вы решили этим заниматься?

В какой-то момент учась рисованию и работая дизайнером я поняла, что редко получается у меня пройти мимо книжного магазина, особенно за рубежом. Я с большой любовью рассматривала все детские книги, потихоньку начинала собирать коллекцию, и в какой-то момент я поняла, что иллюстрирование детских книг это в принципе такое же рассказывание истории как кино или анимация и это дико интересно. Я нашла в Москве курсы книжной иллюстрации, отучилась и по окончании мне и нескольким сокурсницам захотелось сделать небольшую “выпускную” выставку и мы взялись за организацию самостоятельно. Было сложно, ново и непонятно, но выставка случилась. И ещё появилось понимание того, что для молодого иллюстратора, если он не член художественного союза, выставиться и показать свои работы возможности нет. Потом возникло желание сделать ещё выставку, побольше… А потом собственно и возник фестиваль. Надо сказать, что перед первым фестивалем мы дико боялись, что мы чего-то не знаем – идея же очевидная, не выдумываем ли мы велосипед. Книги это так важно и так интересно, книжная иллюстрация это вообще первое, что ребенок видит и осознает в книге, еще не умея читать, и неужели нет ничего про книжную иллюстрацию такого открытого формата в Москве и России в целом. Оказалось, что и правда нет, не было точнее, теперь есть.

3 – Как давно и где именно он проходит?

Фестиваль в этом году будет проходить уже в третий раз, с 2015 года проводим его в ARTPLAY - центре дизайна в Москве.

4 – Кто может принять участие в фестивале и на каких условиях?

Принять участие может любой иллюстратор вне зависимости от возраста и количества изданных книг. Нужно подать заявку, ее рассмотрят. В случае утверждения заявки нужно оплатить взнос, все остальное мы делаем сами - распечатываем, оформляем паспарту и рамы, развешиваем, верстаем каталог и прочее. Иллюстратору остается только прийти на сам фестиваль и получить каталог.

5 – Что дает ваш фестиваль? Для кого он?

Наш фестиваль для иллюстраторов, для издателей, и для людей, которые любят и ценят книги с иллюстрациями, по большей части это родители с детьми.

Три дня нашего фестиваля – это место встречи иллюстраторов, как-то стихийно получилось формирование иллюстраторской тусовки и надеюсь это будет только разростаться.

К фестивалю мы издаем каталог с работами иллюстраторов-участников: в бумажном виде и пдф, этот каталог потом расходится по российским и зарубежным издательствам. В этом году мы ездили в Болонью и насколько хватило рук раздали его лично в иностранные издательства, а также отправляли английскую пдф версию по почте. Я знаю, что каталог работает, издатели находят иллюстраторов – меня лично это крайне радует. Стыковка издателей и иллюстраторов это одна из задач фестиваля. Также задача фестиваля – показать интересных современных иллюстраторов читателям, чтобы у конечного потребителя книг было понимание насколько разной бывает книжная иллюстрация, какая она вообще бывает эта современная книжная иллюстрация. Тем самым, надеюсь, подготавливаем почву для издателей, которые в основной своей массе, пока еще боятся печатать современные смелые иллюстрации, потому что люди не купят и не поймут. Это отчасти относится и к вопросу: “Почему наши прилавки до сих пор пестрят кислотными цветами и дешевой компьютерной графикой”? Мы давно задумывались, почему происходит так, ведь есть у нас толковые иллюстраторы. Готовясь к первому фестивалю в 2015 году мы делали анализ по 25 российским издательствам, в результате выявили, что книги российских иллюстраторов составляю 35 % от общего числа издаваемых книг, причем надо учесть что российские иллюстраторы это еще и большей частью переиздания советских книг. В этом году мы исследование повторим, надеемся, что что-то да изменилось.
Почему так случилось. У нас очень сильная советская иллюстраторская школа, это мэтры, которых любят и знают все. В СССР с иллюстрацией действительно было хорошо, она развивалась в ногу со временем, несмотря на определённую изолированность страны от мира. Но после того как в России произошла перестройка, на рынок полилось всякое из разных стран, яркое, глазастое. Это произвело фурор, как и всё заграничное, люди все это начали покупать как лучшее, в общем вау-эффект чистой воды. При этом качество зарубежной продукции было, мягко говоря, разным. Нашим книжникам для того, чтобы продаваться и как-то выжить, пришлось мимикрировать под это глазастое и кислотное. Время шло весь мир тихонечко развивался, приходил к современному искусству и к иллюстрациям, менялся вкус, менялся рынок, менялись люди. А у нас развития не было, мы без какого-то развития просто переваривали вал глазастого зарубежного нечто, и книжный рынок в нём застрял. И получается, что художники, которые являются резонаторами мира, изменились и творят согласно современности, не печатаются. Потому что издатель не выпустит книгу, к которой потребитель не готов, которую не купят.
В общем, мы делаем фестиваль в том числе, чтобы заинтересовать людей новой иллюстрацией. Мир изменился, СССР в прошлом, новые технологии, новые отношения, новые люди и новое мышление. Книга тоже должна жить и развиваться дальше.

6 – Расскажите, с какими трудностями вам пришлось столкнуться на пути его создания. Какие трудности существуют сейчас?

Проблемы вечные: кадры и деньги. Фестиваль находится на самоокупаемости, без спонсорской поддержки и поэтому команда большую часть времени работает на энтузиазме. Это очень сложно, фестиваль занимает очень много времени. Многие загораются, но не все выдерживают, к сожалению. Поэтому команда у нас маленькая, но крепкая.
Еще трудность в том что мы фестиваль молодой, и это естественно вызывает недоверие и даже неприятие местами. Я надеюсь со временем мы это преодолеем, мы просто хотим чтобы книг с разными и качественными картинками было больше, мы нацелены на это.

7 – Какие у вас планы на будущее? Собираетесь ли развиваться/расширяться, и как?

Конечно нужно развиваться. Повышать уровень выставочных работ, чтобы участие в фестивале было своеобразным знаком качества. Расширять сотрудничество с издательствами, самим начать двигаться в направлении издательской деятельности. И потихоньку выходить на международный уровень. Чтобы в Болонье тоже знали про Морс:).

8 – Что вы думаете о современной детской иллюстрации?

Современная детская иллюстрация очень разная. Каждый может найти что-то для себя, для ребенка. Иллюстрация отражает мир - становится смелее, мобильнее, быстрее, более дерзкой. Иллюстрация выходит за рамки просто картинок для текста, она становится самостоятельной и некоторые книги уже покупают за картинки, а не за текст (например кижки-картинки).

И понятие “детская книжная иллюстрация” уже размывается, есть книги, которые я сама рассматриваю как художественный альбом. И, да, дети тоже любят такие книги.

От себя добавлю, что я считаю Анну настоящим героем и первопроходцем. Я надеюсь, что фестиваль будет расти и набирать обороты с каждым годом. Я знаю, как мало подобных мероприятий пока существует, и как они важны для начинающих художников и для читателей.

Если вы вдруг решите поучаствовать, или прийти посмотреть на работы современных иллюстраторов, то вот

Фестиваль книжной иллюстрации «Морс» проходит уже четвертый год подряд и собирает вокруг себя иллюстраторов, издателей, преподавателей художественных вузов, авторов и коллег из смежных областей (анимация, например). С каждым годом фестиваль становится масштабнее, насыщеннее и интереснее. В этом году на выставке были показаны работы 118 иллюстраторов, лекции читали 80 спикеров и присутствовали представители 12 издательств. Иллюстраторы проводили мастер-классы и продавали мерч на маркете, участником которого мог стать каждый (по предварительной записи).

В этому году я стала одним из 118 иллюстраторов, чьи работы были показаны на выставке и напечатаны в каталоге, который организаторы раздают издательствам, журналам и продают на фестивале. В прошлом году я тоже попытала удачу, но провалилась. Причин на то было несколько. Я подавала 5 работ из двух разных серий. Уже тогда поняла, что это плохое решение. Выбранные рисунки были созданы в разном стиле и не смотрелись на одном стенде. Проще говоря, к тому моменту у меня были проблемы с определением собственного стиля (голоса) и я решила показать все, что умею. Не делайте так.

На выставку принимают от 3 до 6 работ. Сразу думайте серией. Думайте разворотами, книгой и текстом. Пусть работ будет меньше, но качество выше. Не присылайте несколько дополнительных работ «для количества». Иллюстрации могут быть как к уже изданной книге, так и к вашей авторской (еще не напечатанной). Возможно, на фестивале вы найдете издателя под авторский проект.

У меня был год, чтобы придумать проект, создать иллюстрации. Конечно, не всем нужно столько времени, но мой путь тернист. Я слабо представляла себя в роли книжного иллюстратора и не знала, в каком направлении двигаться. Хорошая новость – за год можно отлично подрасти.

Работы принимают в течение нескольких месяцев (лето-осень). Подпишитесь на Инстаграм и паблик в Вконтакте фестиваля «Морс» и следите за следующим конкурсом. Все иллюстрации печатаются организаторами выставки. Вы можете жить на другом конце света и все равно стать участником выставки.

Если вы не прошли конкурс, не расстраивайтесь. Это отличный опыт. Поучаствуйте в параллельных конкурсах (конкурс плакатов, иллюстрации к сказкам и другие). Мой плакат, например, в этом году не прошел.

Но даже если ваши работы не выбрали, плакат тоже, все равно приезжайте. Ваши работы могут заинтересовать издателей на смотрах. Все три дня российские (и не только) издательства устраивали смотры и говорили, подходит им ваш стиль или нет.

Как подготовиться к смотру

Время просмотров указано в расписании. Запись происходит день в день и начинается с открытия фестиваля. Записывать подругу или друга нельзя. Нужно присутствовать лично. И, как правило, через 10 минут после открытия запись закрыта. Некоторые художники приезжали за час-полтора, чтобы попасть в вожделенный список. Хорошая новость состояла в том, что издатели готовы посидеть лишний час и посмотреть работы тех, кто записаться не успел. Я поговорила с представителями 5 или 6 издательств, не попав ни в один официальный список. Немного настойчивости и вуаля. Обязательно изучите издательства. Какими бы прекрасными ни были работы, если они не соответствуют стилю издательства, вы будете отвергнуты (вежливо и кротко).

Знаю, как отказы ранят художников. Но попробуйте проанализировать ситуацию. Если издательство печатает исключительно цифровую иллюстрацию в развивающих книжках, а вы приходите с книгой, выполненной тушью с глубоким экзистенциальным подтекстом, то неминуем отказ.

В Инстаграме я писала о недоразумении с чешским издательством «Meander», но повторю эту историю и здесь. Она смешная и показательная. На смотр я записаться не успела, а с ассортиментом издательства не ознакомилась, но решила попытать удачу. Я подошла к кабинету, и меня сразу взяли в оборот. Волонтер толкнула в кабинет со словами: «Заходи быстрее». И я зашла. Обнаглев окончательно, я третья показала свои работы и получила неоднозначный комментарий: «Ваши иллюстрации понравятся детям, но они не останутся на века. Посмотрите, на эти милые мордашки, розовые щечки и носики, все это было. Это чересчур мило! Нам нужно то, чего еще не видели». Меня не задел этот отзыв. Скорее позабавил, я поняла, что постучалась в не ту дверь. После этого я ознакомилась со стендом издательства и поняла, что они любят концептуальное творчество. Я даже не уверена, что их целевая аудитория - дети.

Как думаете, что мне говорили российские издательства? «Какая милая мордашка!», «Какие чудесные персонажи!» Ну вы поняли, стучаться надо туда, где вас ждут.

Больше шансов понравиться издательству, если у вас есть книжные проекты. Я заметила, что многие иллюстраторы приходили с собственными книгами. Некоторые из них печатались самостоятельно, другие – в издательствах. Я с pdf-портфолио чувствовала себя несколько странно. Те, кто не хотел тратиться на переплет, печатали отдельные листы.

Но вскоре я поняла, что Pdf-портфолио - не самый плохой вариант, и уже не стеснялась отсутствия напечатанной книги. Я отобрала 15 лучших работ в разных стилях. Да-да. В основном это был коллаж, но я поместила и акварельные иллюстрации к книге для малышей, и диджитал иллюстрации для примера, что могу работать и так.

Некоторые художники приносили оригиналы и это тоже смотрелось здорово! Например, вы показываете напечатанную книгу и оригинал. Иногда они производят разные впечатления.

Напечатайте визитки, открытки или мини-портфолио. Я напечатала 40 открыток, чтобы раздавать вместо визиток. На задней стороне я указала свои социальные сети и почту. По имени можно найти сайт. После фестиваля на руках осталось две открыточки. В интервью с американскими арт-директорами я узнала, что открытки все еще работают. Издательства (во всяком случае в Америке) получают открытки от художников регулярно. Некоторые из издателей и арт-директоров вешают открытки на доску над рабочим столом, и иногда рисунки попадаются на глаза в нужный момент.

Я видела, как некоторые иллюстраторы печатали мини-портфолио на тонкой мелованной бумаге. Кто-то печатал закладки или традиционные визитки.

Что не менее важно, подготовьте речь. Если вы успели записаться в основной список, то у вас 5 минут, чтобы очаровать издателя. Если не успели, и того меньше. Чем быстрее вы скажете самое главное, тем лучше.

На лекции издательства МИФ его представители сказали, что если перед ними два крутых художника, но у одного больше опыта работы с издательствами, то предпочтение отдадут ему. Меньше риски. Так что, если вы печатались до этого, говорите об этом в первую очередь. Если нет, то найдите сильные стороны и озвучьте их издателю; умеете готовить работы к печати, владеете основами верстки, сочиняете стихи, пишите нон-фикшн книги, работаете в разных стилях и жанрах, у вас большая аудитория в социальных сетях - все это может сыграть решающую роль. Подумайте об этом заранее.

Пока вы стоите в очереди на смотр, в лекториях читают безумно интересные лекции. Вы льете горячие слезы, но не можете отлучиться.

Поэтому если вы чувствуете, что еще не созрели для работы с издательством, насладитесь лекциями. Я все-таки не удержалась и послушала нескольких спикеров. Очаровала и влюбила в себя нидерландская художница Флоор Ридер, которая проиллюстрировала «Алису в стране чудес». Я просто не могла уйти с лекции, поэтому, когда она закончилась, стрелой помчалась на второй этаж, чтобы застать представителя издательства «Качели». Успела вручить открытки, рассказать, с какими работала издательствами и умчаться обратно на автограф-сессию с Флоор, которой тоже вручила открытки.

А еще! А еще знакомьтесь с коллегами! Прошлый год я провела, переминаясь с ноги на ногу по углам и закоулкам. Я стеснялась, смущалась, видела знакомые лица и не подходила. Меня тогда еще никто не знал и я дико этого стеснялась. Глупая была. На этот раз все было иначе. Я знакомилась, подходила и дарила открытки, присоединялась к большим компаниям и вливалась в разговор. Знакомилась в очередях на вход, на смотр, на лекции, в толпе на маркете или у кафетерия. Не стесняйтесь и подходите к тем, кого знаете, подписаны в социальных сетях. Я развиртуализировалась со многими художниками, и бесконечно этому рада. Интернет не лишает живого общения, он его дарит, приносит новые знакомства, друзей, полезные контакты. Просто нужно немного смелости и, возможно, у вас появится новый друг, а то и два.

Удачи в следующем году! Обязательно увидимся!

P.S. Извините, что не могу показать ни одной фотографии. Я была так увлечена всем происходящим, что забыла о фотоаппарате! Заходите в паблик "Морса"!

P.P.S. 20 октября, суббота. Состоится «Изнанка. Морс»
Закрытие фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы «Морс» 2018.
Иногда очень любопытно как рождается иллюстрация.
Путь ее создания: от задумки и скетча до готовой картинки. Иллюстраторы-участники фестиваля «Морс» 2018, прислали эскизы и черновики к своим работам. Получилась очень интересная экспозиция - изнанка иллюстраций, которую можно будет увидеть на площадке Vernissage , 20 октября с 12:00 до 20:00.

Вся подробная информация по

Московский фестиваль книжной иллюстрации «Морс» пройдет 23-25 октября в ARTPLAY. Основная цель фестиваля - показать иллюстрации к детским книгам как самостоятельное художественное произведение, важное для гармоничного развития ребёнка, а также привлечь внимание к художественному облику детской книги.

На сегодняшний день в России работают более 2000 иллюстраторов. Мы хотим познакомить родителей и детей с работами этих удивительных художников, а также представить их издателям. Мы наглядно покажем, что
в России есть интересные современные иллюстраторы, которые должны быть востребованы в детской книге.

В качестве площадок фестиваля будут представлены:

Выставка иллюстраций.

Более 150 иллюстраторов среди которых: Зина и Филипп Суровы, Татьяна Никитина, Наталья Корсунская и другие как именитые, так и начинающие иллюстраторы.

Лекторий, где выступят профессионалы в области детской психологии, авторского права, книгоиздательства, типографики и иллюстрации. Преподаватель «Полиграфа» Татьяна Никитина расскажет о том, с чего начинается книга. Автор «Архитектуры книги» Елена Герчук расскажет о том, что такое иллюстрация и зачем она нужна. Преподаватели Британской Высшей школы дизайна, Ирина Троицкая и Евгения Баринова, поведают о сложных темах в детских книгах. Иллюстраторы Зина и Филипп Суровы поделятся своим опытом в работе над книгой. Гости из Петербурга школа «TypeType» научат использовать силу шрифта в иллюстрациях, а также расскажут как важна для книги верстка. Специалист по детской литературе Ольга Мяоэтс расскажет родителям, «Как читать книжки-картинки». Всего 15 лекций в рамках Основной и Спец. программы в течение трех дней фестиваля.

Библиотека - зона для чтения и место проведения мастер-классов. Здесь будут представлены книги издательств – участников фестиваля, которые сможет полистать любой желающий, а также авторские издания иллюстраторов. В рамках Спец.Программы пройдут мастер-классы по скетчингу от автора курса в БВШД Руслана Горчара; по акварельной живописи от гостьи из Санкт-Петербурга Татьяны Самошкиной. Создатель содружества “Волшебная пила” Наталья Корсунская проведет мастер-класс по коллажной иллюстрации. Номинанты конкурса “Образ книги 2015” Ирина Вершинина и Мария Ковадло научат технике линогравюры и тому, как создавать объемные бумажные конструкции.

Дворик или детская зона. Здесь пройдут мастер-классы для детей, а также презентации детских книжных новинок. А издательство “Мелик-Пашаев” расскажет родителям, что читать детям от 2 до 5.

Маркет, где будет осуществляться продажа книг, сувениров, авторских открыток, постеров и всяких приятных мелочей. Также тут можно будет выпить кофе и немного перекусить.

Издательства, принимающие участие в фестивале «Морс» в этом году: «КомпасГид», РОСМЭН, «Самокат», «Clever», «Манн, Иванов и Фербер», «Мелик-Пашаев», «Эдиториаль-Тандем», «Zangavar», «Life Books», «Настя и Никита», «Dream Management», «Друг за Друга», «Сэмми и Эмми».

Также в рамках Дополнительной программы на фестивале будут показаны работы проекта Urban Sketchers от авторов из Испании, Аргентины, Индонезии, России и других стран. С проектом Читай! Меняйся! можно будет подарить новую жизнь любимой книге, а вместе с книжным магазином “Ходасевич” пополнить фонд Музея Игрушек.

Вход на выставку, а также на лекции и мастер-классы в рамках Спец.Программы платный. Подробности на сайте морсфест.рф.

По всем вопросам обращайтесь на

Первый фестиваль детской книжной иллюстрации «Морс» пройдет 23-25 октября в ARTPLAY. Основная цель фестиваля — показать иллюстрации к детским книгам как самостоятельное художественное произведение, важное для гармоничного развития ребёнка, а также привлечь внимание к художественному облику детской книги.

Для участия в выставке иллюстраторам необходимо заполнить и подать заявку .
Количество выставочных мест ограничено! Просьба не затягивать с подачей заявок.

На сегодняшний день в
 России работают более 2000 иллюстраторов. Мы хотим познакомить родителей и детей с работами этих удивительных художников, а также представить их издателям. Мы наглядно покажем, что 
в России есть интересные
современные иллюстраторы, которые должны быть востребованы в детской книге.

Во время фестиваля под одной крышей соберутся ведущие детские издательства, современные иллюстраторы и художники, писатели и эксперты в области книжной иллюстрации.

В качестве площадок фестиваля будут представлены:

Выставка иллюстраций;

Образовательная площадка с лекциями по детской психологии, авторскому праву, книгоиздательству, типографике и иллюстрации. Гости смогут принять участие в обсуждениях актуальных вопросов в области иллюстрации с ведущими издательствами, художниками, преподавателями ведущих вузов, специализирующихся на издательском деле и книжной графике. Профессиональные иллюстраторы детских книг поделятся своими историями успеха со всеми желающими;

Библиотека — зона для чтения и отдыха. Здесь будут проходить мастер-классы по созданию иллюстрации и дизайну книги, мастерские для самых маленьких, беседы с иллюстраторами и презентации книжных новинок;

Маркет, где будет осуществляться продажа книг, сувениров, авторских открыток и постеров с иллюстрациями участников выставки и т.д.

По всем вопросам обращайтесь на [email protected]

Вход на выставку, на часть лекций и мастер-классов платный. Подробности на сайте