Статистические данные по предпринимательству в плане успеха. Московский государственный университет печати

Экономика нашей страны в настоящее время находится не в лучшем состоянии. Наиболее уязвимым в этот период становится малый бизнес, и, в частности, ИП. В силу данных обстоятельств, вопрос о том, сколько было закрыто ИП по состоянию на 2018 год, интересует многих.

2017 год и начало 2018 года был отмечены продолжающимся спадом на финансовом и экономическом рынках страны. Это было вызвано многими причинами. Политические конфликты, в которых так или иначе оказалась замешена наша страна, породили дополнительные экономические санкции, приведшие к новому витку спада. Как следствие, пострадало, в первую очередь, промышленное производство. В свою очередь, низкие цены на нефть ударили по курсу рубля относительно доллара, что усугубило инфляцию и, соответственно, привело к снижению покупательской способности населения.

В силу этих причин первыми на экономическом рынке пали слабейшие – микропредприятия и ИП. Впрочем, кризисные экономические периоды часто бывают средством накопления капиталов, поэтому, одновременно с закрытиями многих ИП не уменьшаются запросы на их открытие.

Как бы то ни было, но все же по состоянию на начало 2018 года количество разорившихся и закрытых микропредприятий превалирует .


В соответствии со статистическими данными Росстата, начиная с 1993 года на период конца 2017 – начала 2018 годов, прекратили свое существование порядка 600 000 индивидуальных предприятий. Сравнивая статистические цифры за 2017 год, можно установить, что количество закрытых предприятий намного больше, чем количество открытых за тот же период.

Из этого можно сделать вывод, что в 2017-2018 годах тенденция, связанная с открытием и закрытием ИП была удручающей. В цифрах эта тенденция выглядит так:

  • закрылось ИП в среднем 9,1 тысяч;
  • открылось ИП в среднем 7 тысяч.

К большому сожалению, на долю малых субъектов хозяйственной деятельности приходится всего около 20 процентов валового внутреннего продукта . Это незначительная часть на фоне того, что приносят промышленные гиганты. Но потери такого количества ИП также больно бьют по экономике, поскольку именно объекты малого бизнеса определяют благосостояние страны.

Поэтому отвечая на вопрос, сколько граждан предпринимателей решили прекратить свою деятельность, можно ответить, что эта цифра значительная, и за 2017 - 2018 года составляет порядка 9,1 тысяч субъектов.

Важно знать, что большинство закрытых микропредприятий и ИП – это следствие самостоятельного решения предпринимателя прекратить свою деятельность. Однако, по данным того же Росстата, около 30 процентов закрывшихся микропредприятий и ИП прекратили свое существование по причине банкротства. В основном, причиной банкротства стала неспособность ИП справиться с усложнившимися экономическими условиями в стране, невозможность в условиях инфляции исполнять свои обязательства перед кредиторами и государственными налоговыми органами.

Видео: Почему закрываются ИП


Причины закрытия субъектов малого бизнеса в 2017-2018 годах

Анализ причин, по которым субъекты малого бизнеса прекращают свое существование, важны для начинающих предпринимателей, поскольку дают возможность проанализировать чужие ошибки и не допустить их впоследствии в собственном бизнесе.

Для того чтобы ответить на вопрос, почему закрытых ИП больше чем открытых, нужно проанализировать три основных фактора:

  • правовой;
  • экономический;
  • государственный.

Под правовым фактором подразумевается законодательное регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей.

В условиях нестабильной экономики и не вполне разработанного законодательства закономерными становятся частые изменения и дополнения в законодательную базу, издание большого количества нормативных актов и положений, отменяющих предыдущие.

Разумеется, ИП, если он не обладает юридическими познаниями и не содержит штатного юриста, не может уследить за юридическими нововведениями. Тем более, что региональные нормативные акты часто противоречат федеральным, и наоборот. Но незнание закона не освобождает от ответственности, и ИП, сами того не зная, часто становятся субъектами правонарушений, за которые получают наказания в виде штрафов, пени и других санкций. Нередко штраф способен разорить ИП и, как следствие, предприниматель закрывает свой бизнес.

Поэтому правовой фактор, хоть и не основной, но занимает лидирующее место в рейтинге факторов, которые заставляют людей сворачивать свой бизнес.

  1. Прежде всего, это общая стагнация экономики, вызванная введенными санкциями, оттоком капитала из страны, а также резким скачком курса рубля к доллару и другим иностранным валютам.
  2. Низкая стоимость нефти и других ресурсов, которая вынуждает государство сокращать свои расходы на поднятие пенсий и других социальных платежей, что в свою очередь вымывает наличность у незащищенных слоев населения.
  3. Потеря покупательской способности населения. Это одна из основных причин. Население начинает терять работу, поскольку производство и другие отрасли экономики начинают плохо работать. Основная масса сырья покупается за иностранную валюту, естественно цена на товары начинает возрастать, а зарплаты и пенсии не успевают за курсовым колебанием. Это все приводит к тому, что у населения становится меньше денежной массы, и оно не может покупать те объемы товаров, которые могло приобрести в 2013 или 2012 году.

Из этого следует, что малый бизнес, который, прежде всего, ориентирован на население, начинает автоматически нести убытки и сворачивать свою деятельность.

Следующий фактор – это деятельность государства. Большинство специалистов в области экономики, считают, что увеличить число предпринимателей, которые решили прекратить свою деятельность возможно даже при стагнации экономики, но в этом непосредственное участие должно принимать государство.

Если провести аналоги с Европейскими государствами, то там доля в ВВП малых предприятий составляет порядка 40, а то и 50 процентов. Поэтому приоритетом государств является поддержка именно малого бизнеса. Правительство РФ, тоже стало задумываться об этом и уже пошли некоторые сдвиги.

Государственные программы поддержки малого бизнеса в 2018 году

Согласно изменениям в налоговом законодательстве, индивидуальным предпринимателям, которые проведут регистрацию и начнут работать в определенных отраслях экономики в 2018 году, гарантируются налоговые каникулы .

Кроме этого, уменьшен обязательный сбор в пенсионный фонд, а также размеры некоторых налогов. Большие послабления для малого бизнеса предусмотрены в упрощенной системе налогообложения, в возможностях манипулирования доходами.

Заслуживают внимания государственные программы сотрудничества с коммерческими банками в части кредитования и рефинансирования субъектов малого бизнеса.

Из мер по оздоровлению ситуации с ИП и микропредприятиями, сложившейся в 2017-2018 годах, проводится ряд дополнительных мер. В частности, запущены несколько Федеральных программ поддержки малого бизнеса.

  1. Региональным Центрам занятости населения поручена организация бесплатных курсов обучения предпринимательскому делу.
  2. Во исполнение ФЗ №209 от 2007 года в 2018 году планируется увеличение количества государственных грантов субъектам малого бизнеса. На 2018 год предельная сумма гранта установлена в 300 тысяч рублей.
  3. Начали действовать государственные гарантийные фонды на базе государственных и региональных бюджетов, выступающие поручителями при оформлении кредитов для малого бизнеса.
  4. Венчурные центры в 2018 году будут оценивать представленные ИП бизнес-проекты. По оценке проекта будет принято решение о субсидировании деятельности ИП за счет федерального бюджета.
  5. Правительством Москвы и Московской области разработаны планы поддержки малого бизнеса в 2018 году. При этом предусмотрены субсидии при открытии ИП в размере 60000 рублей, а при открытии СПД – 25000 рублей.
  6. В регионах в 2018 году предусмотрены субсидии лишь при открытии ИП в размере 60000 рублей.

Еще одна проблема, за которую должно взяться государство, это уменьшение процентов по кредитам для малого предпринимательства. Сегодняшние предложение банков, мягко говоря, не повергаются динамике общего спада экономики, и остаются на уровне 2010-2013 годов, когда частным предпринимателям работать было выгодней.

Но в 2017-2018 году Правительство РФ начало создавать программы по поднятию бизнеса в некоторых регионах, и многие граждане поверили в них, и стали, более активней, браться за создание своего бизнеса.

Вообще государственный фактор, это один из основных показателей, которые влияют на принятие решение предпринимателей о сворачивании своей деятельности. Если проанализировать сферы экономики, где больше всего крутятся деньги малого бизнеса, то первое место принадлежит оптовой и розничной торговле. На втором месте производство, и на третьем это сельское хозяйство. То есть те сферы, где прибыль будет напрямую зависеть от благоприятной экономической обстановки в стране, и хорошей покупательской способностью населения.

Важно знать, что современные программы правительства, рассчитаны, прежде всего, на такие сферы деятельности как сельское хозяйство, наука и социальные направления.

Проведя анализ, сколько субъектов малого бизнеса было закрыто в 2017-2018 годах, можно прийти к выводу, что индивидуальное предпринимательство испытывает кризис, и помочь ему его пережить сможет только продуманная государственная политика

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

статистики в сфере предпринимательской деятельности являются анализ деятельности зарегистрированных и фактически действующих субъектов предпринимательской деятельности, их распределение по формам собственности, видам деятельности, правовым, организационным формам, размерам, где в качестве группировочных признаков могут выступить как показатели численности работников, так и объем выпущенной продукции.

Статистические сведения о предпринимательской деятельности основываются на определенной системе источников информации, которая включает перечни прошедших государственную регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств.

По своей экономической сущности предпринимательство относится к такому виду деятельности, которая преследует цель получить доход за счет собственных или заемных средств, а также путем опосредованного участия в такой деятельности (вложение в дело своего капитала).

Главным стимулом и основным статистическим показателем в такого рода деятельности является прибыль как вид дохода, который остается после вычета из выручки затрат и оплаты труда наемных работников. Прибыль является собственностью предпринимателя и расходуется им по своему усмотрению.

Предпринимательская прибыль - это особого рода доход, который, с одной стороны, сопровождается коммерческим риском, с другой - является вознаграждением за коммерческий успех (инициатива и активность в реализации новых идей, высокое качество продукции или услуг).

Законодательство РФ предоставляет достаточно широкие экономические права предпринимательской деятельности (наряду с экономическими обязательствами):

    формирование производственной программы, самостоятельный выбор поставщиков и потребителей своей продукции;

    установление цены на свою продукцию в пределах, предусмотренных законодательством и договорными обязательствами;

    привлечение на договорных началах и использование финансовых средств, имущества и отдельных имущественных прав граждан и юридических лиц;

    распоряжение прибылью в соответствии с законодательством, уставом предприятия и договорными обязательствами;

    открытие расчетных и других счетов в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

    самостоятельное установление форм, систем и размеров оплаты труда работников (при этом максимальный размер оплаты труда не ограничен);

    выпуск и приобретение акций и других ценных бумаг.

Среди обязанностей следует отметить:

    своевременное представление декларации о доходах и уплате налогов и других обязательных платежей и сборов в соответствии с законодательством;

    выполнение договорных обязательств;

    своевременное заявление о банкротстве предприятия в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами;

    полная ответственность за соблюдение расчетной дисциплины и т.д.

В условиях формирования рыночного хозяйства особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия способны быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, поскольку не требуют крупных стартовых вложений, гарантируют высокую скорость оборота ресурсов, быстро реагируют на изменение рыночной конъюнктуры.

В настоящее время в развитых странах малые и средние фирмы устойчиво создают до 50-60% ВВП. В табл. 20.1 представлена доля малых и средних предприятий на начало 90-х годов (по доле занятых в промышленности и по доле в общем объеме продаж).

Таблица 20.1

Доля малых и средних предприятий

Страна Доля занятых на малых и средних предприятиях промышленности, % Объем продаж малых и средних предприятий в общем объеме продаж, %
Япония 79,9 61,4
Kанада 75,0 64,6
США 62,0 53,8
Италия 53,4 45,1
Великобритания 53,2 43,8
Франция 47,0 37,4
Германия 43,2 33,0

Источник: The importance and role of small and medium-sized enterprises in home economies // Small and medium-sized: Transnat, corporation, Role, impact a. policy implication / Un conf. On trade a. development. - N.Y.; UN, 1993, P. 21-22.

В России бум малого бизнеса пришелся на 1990-1994 гг. и на начало 1998 г. В табл. 20.2 отражена динамика развития малого бизнеса в России.

Таблица 20.2

Динамика развития малого бизнеса в России

Годы 1993 1994 1995 1996 1997 Нач. 1998 Нач. 2001
Число предприятий 560 865 869,9 840 877,3 ок. 1 млн 850
Человек, млн. 7,2 11,2 11,66 10,92 11,4 13 11,1
ВВП, % 6,6 10,4 10,7 10,1 10,5 12 10,2

Таблица составлена по источникам: 1. Малый бизнес. Возрождение предпринимательства в России. М.: Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, 1997. 2. Интерфакс от 3 января 1998 г. 3. НГ от 23.02.2001 г.

Наибольшее число предприятий малого бизнеса сосредоточено в сфере торговли и общественного питания (30%), 26% - в строительстве, 23% - в промышленности.

Что касается развития малого бизнеса в полиграфической отрасли, то в процентном отношении его доля в промышленности относительно невелика (примерно 0,14%), но она вполне соответствует месту и роли полиграфической отрасли в современной российской экономике. Для сравнения: в Германии полиграфические предприятия малого и среднего бизнеса составляют 1,8% от общего объема промышленности.

По данным источников, занимающихся статистическим анализом в полиграфии, к началу 1998 г. полиграфической деятельностью занимались около 3 тыс. предприятий. Из них на сектор смешанных форм собственности приходилось 33,3%, а на частный сектор - 14,5%.

Малая полиграфия занимается производством мелкопечатной, рекламной, малотиражной книжно-журнальной продукции. По статистике, в развитых странах приходится по одной малой полиграфической производственной единице на каждые 5 тыс. жителей. Если исходить из этой нормы, то можно просчитать, что в России таких «точек» должно быть не менее 29,6 тыс., а по Москве - около 2,5 тыс. (сравнить с 3 тыс. малых полиграфических предприятий по России).

По подсчетам отечественных статистиков, для нормального функционирования российской экономики необходимы 2,5 - 3,5 млн. мелких фирм. Только при данной норме малый бизнес надежно и органично будет встроен в формирующийся рыночный механизм российской экономики.

Для статистического исследования масштабов и структуры предпринимательства проводятся статистические обследования всего массива субъектов предпринимательской деятельности, которые включены в генеральную совокупность (крупные и средние обследуются сплошным методом, а мелкие и индивидуальные - способом выборки).

Практика таких обследований в развитых странах ограничивается ежегодным обследованием на основе опросных листов, группировка вопросов которых включает основные структурные показатели: показатели по объему продаж, объему произведенной продукции, по добавленной стоимости, объему покупок товаров и услуг (в том числе и для перепродажи), показатели по инвестициям в материальные активы, по количеству работников, сумме заработной платы и некоторые другие показатели.

Единый свод показателей для всех типов хозяйствующих субъектов (определен нормативным документом Совета ЕС - Council Regulation № 58/57, 20.12.1996) позволяет сопоставить между собой сводные данные по различным группам предприятий, проанализировать структуру предпринимательской деятельности.

Российская статистическая практика постепенно приближается к европейскому стандарту статистического обследования на основе структурного подхода, вместе с тем есть и существенные различия. Например, в России индивидуальные предприниматели не обследуются на регулярной основе и сведения о них получают методом вмененного объема, при котором сводный показатель рассчитывается путем умножения количества хозяйственных единиц на среднее число хозяйственных единиц этого типа, экспертным путем или по данным разовых опросов.

При статистических группировках и классификациях учитывается пороговое значение показателя отнесения предприятия к разряду малого предприятия.

Малыми считаются те предприятия, которые имеют:

    1) менее 50 работников;

    2) годовой оборот не более 7 млн. экю или годовой итог баланса не более 5 млн. экю;

    3) обладают статусом независимого субъекта хозяйствующей деятельности, в капитале которого доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми, не превышает 25%.

По российскому законодательству (Закон РФ от 14 июня 1995 года № 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ») предприятие считается малым, если оно представляет юридическое лицо и отвечает следующим трем условиям:

    доля собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности религиозных организаций, общественных, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%;

    доля в уставном капитале одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

    численность работников (человек) не превышает:

Особую группу малых предприятий по российскому законодательству составляют предприятия, имеющие численность до 15 человек, для которых определен специальный юридический и экономический статус. Средняя численность работников малого предприятия за тот или иной период определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений этого предприятия. К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица.

Вышеуказанным Федеральным законом для малых предприятий предусмотрены упрощенные процедуры и формы статистической отчетности, в частности используется ограниченное число упрощенных вопросников, при этом выборка обследования малых предприятий не превышает 15 - 20% всей совокупности малых предприятий.

Среди широкого спектра сводных показателей предпринимательской деятельности особое внимание уделяется показателям бухгалтерской отчетности малых предприятий. Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 7 декабря 1995 года № 195 утверждена форма МП (малые предприятия).

Форма МП включает сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий по итогам их деятельности за отчетный год.

Форма МП имеет следующие показатели.

Раздел 1. Основные показатели

Номер строки Наименование показателя Единица измерения Фактически за отчетный период За соответствующий период предыдущего года
010 Среднесписочная численность работников (без совместителей и работников несписочного состава) - всего человек
020 Численность совместителей (без внутренних) на конец периода «
030 Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера «
041 Фонд заработной платы работников списочного и несписочного составов (включая совместителей) тыс. руб. (в целых)
042 Из стр. 041 оплата труда работников списочного состава (включая совместителей) «
050 Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) млн. руб. (в целых)
060 Балансовая прибыль (+) или убыток (–) - всего «
070 Основные средства по первоначальной (восстановительной) стоимости на конец периода «
071 Kапитальные вложения «

Раздел 2. Продукция (работы, услуги)

Номер строки Наименование показателя Kод по ОKОНХ/ОKП Единица измерения Kод единицы измерения по СОЕИ Фактически за отчетный период За соответствующий период предыду- щего года
Объем продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС, спецналога и акциза по основному виду деятельности (указать какому)
По другим видам деятельности
Продукция (работы, услуги) в натуральном выражении

В отчетах должна быть обеспечена сравнимость данных за отчетный период с показателями за соответствующий период прошлого года, исходя из структурных изменений и изменений по номенклатуре выпускаемых изделий (продукции), выполненных работ и оказанных услуг.

При определении отдельных показателей рекомендуется использовать соответствующие типовые инструкции (по статистике численности и заработной платы; о составе средств, направляемых на потребление; о составе фонда заработной платы и выплат социального характера; о порядке составления статистической отчетности по выпуску промышленной продукции, по капитальному строительству), которые находятся в территориальных органах статистики.

Например, следует определить по строке 030 среднюю численность работников полиграфической фирмы с января по сентябрь, если известно, что: а) 11 человек заключили договор на март; б) 10 человек - на 15 дней в апреле; в) 3 человека - на 20 дней в июне; г) в январе, феврале - мае, июле и августе договоры подряда не заключались.

Решение: 1) средняя численность работников по строке 030 в марте составила 11 человек; 2) средняя численность в апреле - (10×15) : 30 = 5 человек; 3) средняя численность в июне - (3×20) : 30 = 2 человека. Следовательно, средняя численность работников по строке 030 с января по сентябрь составит (11 + 5 + 2) : 9 = 2 человека.

Нефтегазовый локомотив

Еще один вывод исследования, достаточно очевидный для российской экономики, подтверждает сохранение высокой степени доминирования нефтегазового сектора в налоговых сборах.

Пятьдесят крупнейших российских налогоплательщиков платят 47% всего объема корпоративных налогов в России. Десять крупнейших налогоплательщиков, из которых семь представляют сектор нефтегазодобычи, перечисляют в казну 37,8% всех корпоративных налогов. Три крупнейших налогоплательщика — 27,2%, а одна «Роснефть» — 12%. Это минимум, который нужно знать о концентрации капитала в России, нефтегазовой составляющей в государственных доходах и практически незаметной роли малого и среднего бизнеса, при том что во многих развитых странах он является основным плательщиком налогов.

Больше всего налогов в 2016 году — 1,362 трлн руб. — заплатила «Роснефть», вторым с 1,168 трлн руб. идет «Газпром», за ними с серьезным отставанием и суммой 564 млрд руб. — ЛУКОЙЛ.

Заметно, что нефтегазовый сектор «оккупировал» только верхние строчки рейтинга. Во многом это связано с концентрацией капитала — она такова, что в России почти нет нефтегазового бизнеса, который можно назвать средним или даже просто крупным — остались только супергиганты. Впрочем, есть и еще одна причина почти полного отсутствия нефтяников в середине списка, за исключением Независимой нефтегазовой компании, это дефицит актуальной отчетности у целого ряда игроков. «Сахалин Энерджи», «Томскнефть», ТАИФ, «Форте Инвест», «Северэнергия» вполне могли бы войти в топ-50. Но на запросы РБК в указанных компаниях не ответили.

Лидерство предприятий нефтегазового сектора в налоговых платежах отнюдь не является особенностью только ресурсно ориентированных экономик типа российской. Из-за высокой степени закрытости отношений между налогоплательщиком и государством исследования, аналогичные этому, в других странах выходят редко и нерегулярно, но там, где рэнкинги иногда публикуются, чаще всего в них лидируют именно углеводородные компании — даже в странах, бедных полезными ископаемыми. На Украине это «Нафтогаз» (2015), в США — ExxonMobil (2011), в Белоруссии — «Газпром Трансгаз Беларусь» (2015), в Мексике — Pemex (2014).

В относительно бедных развивающихся экономиках крупнейшими налогоплательщиками часто являются компании с иностранным участием. В Армении, например, больше всего платил в казну контролируемый немецкими акционерами Зангезурский медно-молибденовый комбинат, а в Греции до 2011 года крупнейшим налогоплательщиком называли Coca-Cola Hellenic, что в итоге обернулось большими потерями для бюджета, когда компания перерегистрировалась в Швейцарии.

Впрочем, транснациональные корпорации активно пользуются своей разветвленной мировой сетью, чтобы оптимизировать налоги, и потому среди налогоплательщиков лидируют не очень часто. В связи с этим можно вспомнить скандал с Apple, которую сенат США в 2013 году обвинил в неуплате налогов на миллиарды долларов с полученной от продаж iPhone выручки в $74 млрд, или прошлогодние обыски в парижских штаб-квартирах Google и McDonalds, заподозренных в том же.

В России проблемы ухода крупнейших налогоплательщиков нет: все они контролируются государством, и бежать если и смогут, то только в Санкт-Петербург, как это сделали «Газпром» и ВТБ.

«Роснефть» удерживает первое место среди налогоплательщиков уже четыре года: она впервые обошла «Газпром» в 2013 году с показателем 1,105 трлн руб. против 950 млрд руб. у газовой монополии. Это удалось за счет впечатляющего скачка: «Роснефть» тогда увеличила налоговые отчисления почти на 350 млрд руб. — как раз в марте 2013 года она приобрела 100% ТНК-BP, что позволило ей стать крупнейшей публичной нефтегазовой компанией в мире.

Но в 2016 году разрыв в налоговых платежах между двумя лидерами сократился — с 248 млрд до 194 млрд руб.

Высокая степень концентрации капитала, заинтересованность в создании вертикально интегрированных производств с полным циклом переработки, а также бюджетная политика государства, при которой налоговая нагрузка на углеводородный сектор является одной из самых высоких в мире, предопределили доминирование нефтегазовых компаний в топ-10. Состязаться в объеме налоговых платежей с нефтегазодобычей по силам только традиционным отечественным монополиям в лице Сбербанка, РЖД и «Росатома».

Молчание табачников

Есть еще отрасль, чьи представители за счет акцизов могли бы побороться за высокие места. Это крупнейшие мировые табачные компании, представленные в России рядом производств и дистрибьюторами. В рамках борьбы с курением государство в последние годы активно повышало акцизы на сигареты, что сделало табачные компании одними из крупнейших налогоплательщиков. Но в рейтинге они не представлены, так как табачные компании в России не публикуют свою отчетность, а на соответствующие запросы большинство из них не ответили. Только «Бритиш Американ Табакко» (БАТ) и «Дж.Т.И. Россия» подтвердили РБК величину уплаченных налогов: БАТ в 2016 году заплатили в России налогов на сумму 130,5 млрд руб, «Дж.Т.И. Россия» - 206,2 млрд.

Кто, если не нефтегаз?

В топ-50 крупнейших налогоплательщиков верхние строчки оккупировали нефтяники и газовики. Но, зная изменчивость конъюнктуры, интересно посмотреть, кто подставит плечо в случае возможного падения цен на углеводороды.


Вторым по объему собираемых налогов стал финансовый сектор, крупнейшие представители которого заплатили в бюджет в 2016 году 330,7 млрд руб. Здесь учитывались результаты не только банков, но и небанковских организаций, в частности страховых компаний. Но основным донором являются все-таки банки, среди которых Сбербанк является крупнейшим «неуглеводородным» участником топ-10 с суммой налогов 245,4 млрд руб.

Доля Сбербанка в уплаченных налогах финансового сектора, рассчитываемых ФНС, составляет 38,5%. Это заметно выше его доли в активах финансового сектора — 30%, по данным ЦБ на начало 2016 года (более свежих регулятор не публиковал). И это подтверждает правило, что госкомпаниям приходится больше платить не только дивидендов.

Статистика ФНС по начислению и поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет (форма 1-НОМ) за 2016 год тоже отдает твердое второе место финансовому сектору, который заплатил 636,8 млрд руб. за вычетом НДФЛ и социальных взносов. Для сравнения: не представленные в рейтинге производители и дистрибьюторы табачных изделий заплатили 576,5 млрд руб.

Сектор металлов и горной добычи стал третьим: в топ-50 попали десять его представителей, которые перечислили в прошлом году 279,7 млрд руб. налогов. Крупнейший в этой группе налогоплательщиков — «Норникель» — обогатил бюджет на 66,5 млрд руб. налогов.

Четвертым сектором по объему налоговых платежей оказался транспорт (254,4 млрд руб.), главным образом благодаря РЖД и «Транснефти». Еще один транспортный участник рейтинга, «Аэрофлот», может похвастаться только тем, что стал едва ли не единственным авиаперевозчиком, который обеспечил положительный баланс налоговых платежей. В целом же, как следует из данных ФНС, налоговая нагрузка на авиакомпании в прошлом году была отрицательной — результат убыточности отрасли. Иными словами, компании больше получали налоговых возмещений, чем платили в бюджет. Не в последнюю очередь это стало возможным из-за антикризисного снижения НДС на внутренние перевозки до 10% (с 18%).

Расширенный сектор энергетики, в который РБК включил и атомную отрасль, занял пятое место — во многом благодаря «Росатому», заплатившему в 2016 году 125,3 млрд руб. налогов. Крупнейшие «осколки» РАО «ЕЭС» — «РусГидро», «Интер РАО», «Россети» и частная энергетическая компания «Т Плюс» — совокупно принесли в бюджет гораздо меньше, 94 млрд руб.

Высокотехнологичные секторы связи, химии и машиностроения заняли скромные места, что довольно точно характеризует «сырьевой» уклон российской экономики. Интересно, что «Ростех», который собрал лучшие активы российской машиностроительной промышленности и ОПК, смог занять по налоговым отчислениям только 13-е место.

Самой скромной по величине уплаченных налогов оказалась сфера торговли (34,7 млрд руб.), представленная всего тремя компаниями («Магнит», X5 и «Лента»). Здесь сыграла свою роль особенность отрасли, в которой многие компании являются «дочками» нерезидентов — их российские показатели просто не выделяются в составе консолидированной отчетности глобальной группы. По этой причине в рейтинг не вошли такие крупные представители ретейла, как «Метро Кэш энд Керри», или дилерские подразделения автопроизводителей — «Тойота Мотор», «Фольксваген Груп Рус», «Мерседес Груп Рус».


Очень интимные отношения

Для налоговиков показатель налоговой нагрузки является скорее статистическим инструментом, а не реальным ориентиром в работе. Специалисты ФБК в аналитической оценке налоговой нагрузки в российской экономике 2015 года указывали, что она «так до сих пор и не стала важнейшим механизмом обеспечения эффективности налоговой политики через установление оптимального налогового бремени». Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев тем не менее уверен, что государство «не может совсем уж игнорировать очень значительно различающиеся показатели по налоговой нагрузке» — поэтому ФНС России использует показатель при планировании своих камеральных проверок.

Сами участники рейтинга отнеслись к идее публикации индивидуальных показателей весьма чувствительно. Комментировать их никто не захотел. Неофициально же представители финансовых департаментов нескольких компаний сообщили РБК, что нагрузка на их бизнес слишком высока, однако они оставят свое мнение при себе, чтобы не привлекать ненужного внимания налоговиков. «Общение с налоговиками — очень интимный процесс, поэтому любая публичность может отразиться негативно на дальнейших отношениях с государством», — пояснила нежелание давать комментарии представитель одной из металлургических компаний.

Что же касается лидеров рейтинга — нефтяников, то их консолидированное мнение, пожалуй, выразил год назад глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Вести 24»: «Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить — не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку».

Но заменить нефтяников налоговикам некем: мода на предпринимательство давно прошла, и количество субъектов малого бизнеса снижается, налоговая база не растет, а социальные расходы уменьшать нельзя — даже несмотря на объявленную трехлетку бюджетной экономии.

Для государства между тем потребительский подход к экономическим субъектам несет только краткосрочную выгоду. «Возможности взять больше налогов есть всегда. Будут ли при этом отрицательные последствия — зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом и та или иная компания в отдельности», — отмечает Игорь Николаев.

В ФНС от комментариев и каких-либо оценок рейтинга воздержались.


Как мы считали

Рейтинг составлен на основании анализа консолидированной отчетности 100 крупнейших компаний России по объему выручки (по версии РБК 500 за 2016 год). Исследование исходит из добросовестности крупнейших налоговых резидентов в части уплаты обязательных платежей. Были отобраны и ранжированы компании, раскрывающие налоговые платежи за отчетный период (без учета социальных платежей во внебюджетные фонды и НДФЛ).

Социальные взносы исключены из исследования по причине того, что некоторые компании самостоятельно «очищают» налоговые данные в своей бухгалтерской отчетности от социальных платежей и НДФЛ, не называя объем последних. Соответственно, даже если кто-то и показывает такие платежи, в целях сопоставимости их пришлось исключить.

Именно раскрытие отчетности и повышение налоговой прозрачности сделали возможным составление этого рейтинга, хотя еще несколько лет назад для этого, скорее всего, не хватило бы данных. С другой стороны, рейтинги налогоплательщиков очень редки даже в развитых странах из-за налоговой тайны. Например, в Германии все строго придерживаются этого постулата, из-за чего консолидированные данные с платежами конкретных налогоплательщиков не публикуются. Тем не менее интерес к таким исследованиям высок. Как отметила в комментарии РБК Татьяна Сафонова, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга в РАНХиГС, советник налоговой службы I ранга, «с одной стороны, существует расхожее мнение о чрезмерной налоговой нагрузке в России, что неверно, а с другой стороны, широкая общественность не представляет, сколько бизнес реально платит налогов в доходную часть бюджета».

Больше всего вопросов у участников рейтинга вызвал расчет налоговой нагрузки по выручке. РБК руководствовался методологией ФНС, по которой ведется расчет секторальных нагрузок (приложение №3 к приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@). При этом ввиду разницы в профилях бизнеса было бы неправильно линейно сравнивать между собой нагрузку даже компаний одного сектора. «Компании работают с разной прибыльностью, обладают разным имуществом, работают в отличающихся по налоговым условиям регионах и т.п. Следовательно, они уплачивают разные по объему налоги», — поясняет Игорь Николаев. Поэтому нужно держать в уме еще и различия компаний, например по затратам на производство и реализацию продукции, которые «сидят» в знаменателе коэффициента. «Получается, что компании вроде как схожие, ставки налогов одни и те же, а налоговая нагрузка у них различная», — говорит эксперт.

Полученные данные сверялись с компаниями и при необходимости корректировались. В расчет брались только налоги, уплаченные в России. В том случае, если налоговые платежи компании, которая могла бы потенциально войти в рейтинг, входят в состав консолидированных показателей группы, учитывались показатели группы. Именно по этой причине, например, в рейтинг отдельно не вошла компания МТС, но показаны налоги ее материнского холдинга АФК «Система».

При анализе исключались компании, у которых нет публичной годовой отчетности (консолидированной по МСФО или бухгалтерской по РСБУ), а также те, что не указывают произведенные расходы по налогу на прибыль и прочим налогам. При наличии обоих вариантов предпочтение отдавалось отчетности по МСФО. Итоговые суммы налоговых платежей включают НДПИ, НДС (в том числе полученное возмещение), налог на имущество, прочие налоги и отчисления и исключают социальные платежи и НДФЛ. При указании суммы выручки, использовавшейся для расчета налоговой нагрузки, обращалось внимание на необходимость очищения итоговых цифр от экспортных пошлин.

Бизнес статистика – комплекс мероприятий, направленный на сбор финансово-экономических сведений в области хозяйственной и торговой деятельности предприятия или отрасли.

Систематическое отслеживание основных финансовых показателей дает возможность оценить уровень развития конкретной организации. С ее помощью можно провести сравнительную характеристику нескольких компаний в конкретной сфере производственной деятельности. Бизнес-показатели позволяют проанализировать достижения, оценить сильные и слабые стороны бизнеса, разработать инновационные программы.

Особенности проведения бизнес статистики

На практике бизнес статистика выражается в применении конкретных статистических методов анализа и учета. Они используются для получения сведений как о конкретной фирме, так и о локальном/региональном рынке в целом. Первый этап работы — постановка конкретных целей и задач, определение границ проводимого исследования. Далее следует сбор бухгалтерских сведений, а также бизнес-показателей:
  • рентабельность;
  • уровень прибыли;
  • добавочная стоимость;
  • размер оборотного капитала.
Затем получают информацию о лояльности клиентов путем интервьюирования потребителей. Анализ партнеров по бизнесу выявляет данные о степени включенности в конкретные бизнес-процессы, показывая уровень зависимости исследуемой компании от существующих игроков на рынке. Далее полученный статистический материал группируют в блоки и категории для аналитической работы.

Обычно полученные статистические данные распределяются по следующим группам:

  • инвестиционные издержки;
  • маркетинговые сведения;
  • бухгалтерские данные;
  • потенциальные конкуренты.
Грамотная систематизация подразумевает активное использование статистических таблиц, графиков, индексов и информационных блоков. Заключительный этап — всесторонний анализ структурированных данных, математический подсчет конкретных показателей и подведение итогов.

Главные показатели в бизнес статистике

  1. Абсолютные статистические показатели: информационные сведения, которые можно измерить в абсолютных числовых величинах: штуках, килограммах, денежных единицах, человеко-часах, литрах и т. д.
  2. Относительные статистические показатели: выявляются в результате обработки первичных данных (абсолютных показателей). Они рассчитываются путем математических операций с исходными числовыми данными, благодаря чему удается получить больше статистических сведений.
  3. Средние статистические показатели: характеризуются максимальной информативностью, поскольку позволяют дать общую оценку тому или иному бизнес-процессу за счет получения усредненных данных. Примеры величин таких статических показателей: среднее арифметическое, среднее хронологическое и среднее геометрическое.

Выводы

Бизнес статистика позволяет дать объективную оценку экономическому и финансовому состоянию компании, выявить проблемы и слабые стороны организации. Данный инструмент активно применяется для исследований как отдельных субъектов предпринимательской деятельности, так и рынков в целом. При работе с бизнес статистикой применяются программные системы и автоматизированные комплексы обработки данных. Это позволяет ускорить процесс и избежать ошибок при подсчете.

22.12.2015 00:52

В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%.

В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей.

По статистике лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше.

Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими - ежегодно их число увеличивается на 4%, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11%. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек.

Основные причины такой негативной тенденции - административные и экономические барьеры. Во-первых, это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется. При этом полноценного информирования о происходящих изменениях нет, а пользоваться услугами профессиональных юристов в малом бизнесе накладно. В результате предприниматели часто допускают ошибки и нарушают законодательство, последствием чего становятся высокие штрафы.

Постоянно повышающиеся цены на сырье в результате скачков курса рубля и высокие ставки по кредитам - одна из основных экономических причин неразвитости этого сегмента предпринимательства.

Наконец, с развитием возможностей для получения заработка в интернете для многих людей и вовсе отпало желание регистрировать предприятие, т.к. в данном случае легче уклоняться от уплаты налогов. Последней каплей для многих предприятий стал рост отчислений в пенсионный фонд более чем в два раза.

Напомним, что с 1 января 2013 года взносы в Пенсионный фонд России с ИП за составляли 32 479,2 рублей независимо от получаемого дохода. Позже, в 2014 году, они были уменьшены до 20727,53 рублей. Но в результате этой меры в стране закрылось более полумиллиона предпринимателей, а новые регистрироваться не спешили.

2015 год встретил предпринимателей санкциями, снижающимся спросом на товары и услуги и ростом цен. Выросли взносы в пенсионный фонд, теперь они составляют 22261,38 рублей + 1% с выручки, если она больше 300 тысяч рублей. Однако с 1 января вступил в силу и так называемый закон о налоговых каникулах, ФЗ № 477 от 29.12.2014 «О внесении изменений в статью 346 и главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно документу, индивидуальные предприниматели, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, могут быть освобождены от налогов на два налоговых периода. Кроме того, было принято Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», которое также предусматривает ряд льгот по части налогообложения для малого и среднего бизнеса. Это заметно мотивировало многих, и в результате уже с января резко стало увеличиваться число зарегистрированных ИП – на 14% по сравнению с декабрем 2014 года.

Правда, и количество прекративших свою деятельность, к сожалению, также увеличилось.

Введенные поправки в законодательство призваны стимулировать производство. В России же малое предпринимательство пока занимается, в основном, торговлей, в 2014 году общее число предприятий данной сферы выросло на 2% и составило 813593.

По объемам оборота в малом бизнесе также первое место занимают предприятия оптовой и розничной торговли - свыше 15 трлн рублей за 2014 год. На втором месте - предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью - почти 3 трлн рублей.

Доля малых предприятий в сфере обрабатывающих производств составляет по объёму капитала 2456,84 млрд рублей, здравоохранение и социальные услуги - 194,36 млрд рублей.

Регистрация ИП вообще с января 2014 по апрель 2015 увеличивается ежемесячно в среднем на 2%, т.е. на 50 тыс. предпринимателей.

В то же время регистрация фермерских хозяйств, увеличивается намного быстрее - более чем на 3% до 2 тысяч хозяйств в месяц в среднем, при этом основной пик как раз приходится на начало 2015 года.

Интересен тот факт, что именно по направлению сельского и лесного хозяйства в 2014 году сократилось больше всего малых и микро предприятий на 6614 до 55990. Тем не менее, регистрация новых хозяйств в 2015 году резко возросла - в 2015 году ожидается субсидирование фермерских хозяйств на сумму 3439000 тыс. рублей. При этом основные силы будут брошены на хозяйства юга России и в частности Северо-Кавказского федерального округа (общее количество индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств региона уже упало на 5% по сравнению с апрелем 2014 года).

акже значительные средства будут выделены и на поддержку хозяйств Сибирского федерального округа.

Не смотря на рост вновь регистрирующихся предприятий, удержать существующие государству практически не удается. Только за 2014-март 2015 года была прекращена деятельность 647 тысяч индивидуальных предпринимателей и 21928 фермерских хозяйств.

В среднем, ежемесячно прекращают свою деятельность 43 тысячи индивидуальных предпринимателей - это меньше, чем число регистрирующихся, однако сокращение идет более высокими темпами, даже с учетом льгот (в среднем ежемесячно количество ИП сокращается на 5%, тогда как число новых растет только на 2%). Основная причина - принятие решения о прекращении деятельности, всего на апрель 2015 года по данному решению за все время была прекращена деятельность свыше 5 млн ИП.


Динамика закрытия фермерских хозяйств также эту тенденцию подтверждает. Ежемесячно прекращают свою работу в среднем 1462 хозяйства, а темп роста таких предприятий также составляет 5%.

Высокая стоимость комбикормов, большие сложности с реализацией продукции и низкая прибыль пока по-прежнему заставляют фермеров закрываться. Для многих предприятий остро стоит проблема сбыта продукции, поскольку они находятся в отдалении от городов и крупных поселков, довезти продукцию свежей трудно, либо это связано с большими затратами.

Изменилось и количество иностранных граждан, которые ведут свою деятельность на территории России. Так, с начала 2015 года их число стало сокращаться в среднем на 1,5%.

При этом сокращение сейчас затрагивает практически все регионы, на которые приходится наибольшая часть таких предприятий - Краснодарский край, Московскую область, Москву, Ростовскую область и т.д.