Что предлагают безработным в центре занятости. Проблемы трудоустройства молодежи на региональном рынке труда

Условия и факторы, содействующие трудоустройству выпускников Бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Вологодской области "Великоустюгский автотранспортный техникум"

Проблема трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования достаточно остро стоит в условиях современных тенденций развития рыночной экономики. Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату (которая сегодня, к сожалению, зачастую ниже уровня обеспечения нужд и потребностей молодых специалистов) и видеть перспективу карьерного роста.

В данной публикации мы постарались выделить, с какими основными проблемами сталкивается выпускник, устраиваясь на работу:

1. дефицит рабочих мест по полученной специальности (профессии) (например, на данный момент выпускников экономических специальностей выпускается гораздо больше, чем их востребовано на рынке труда);

2. низкий уровень заработной платы (как правило, из-за отсутствие стажа и квалификации);

3.завышенные требования со стороны работодателей (наличие стажа, дополнительных умений, высокой квалификации специалиста(например, хорошее владение иностранным языком или умение работать со сложным программным обеспечением ПК и т.д.);

4. несоответствие компетентности выпускников требованиям работодателя (недостаточно высокий уровень знаний и умений);

5. низкий общественный статус некоторых профессий (специальностей).

Ряд выпускников, на наш взгляд, также "виноваты" в том, что не могут найти работу. Причины этого следующие:

1. нежелание работать по полученной специальности (например, учеба ради получения документа государственного образца - диплома) порядка 5-7 % выпускников открыто заявляют, о том, что не пойдут работать по полученной профессии и им было нужно только образование);

2. завышенный уровень притязаний (требуется сразу высокая заработная плата, карьерный рост и т.д.);

3. низкий уровень активности при трудоустройстве (одним из "простых" решений является постановка на учет в Центры занятости) как правило, 1-2 выпускника, буквально через 1-2 месяца, а то и раньше становятся на учет в Центры занятости. При последующем собеседовании выясняется, что они практически не проявляли активности, пытаясь найти работу;

4. нежелание повышать квалификацию (как правило, студенты считают что их квалификация достаточно высока, забывая о том, что дополнительно знание основ быстрого набора текста или курсы секретаря-референта значительно увеличивают их шанс трудоустройства);

5. низкий уровень профессиональных знаний и умений.

Стоит отметить, что о данных проблемах говорилось и 5 и 10 лет назад, но, несмотря на активную работу учебных заведений по трудоустройству выпускников, эти проблемы актуальны до сих пор.

В нашем техникуме с 2011 года стала функционировать Служба по трудоустройству выпускников. Были определены основные направления работы, определены основные задачи службы, такие как:

Разработка и реализация системы содействия трудоустройству выпускников техникума;

Мониторинг и сбор актуальной информации о состоянии рынка труда (постоянная работа с местным Центром занятости, работа с объявлениями в газетах и социальных сетях, общение с выпускниками, нынешними директорами предприятий). До недавнего времени студенты нашего техникума проходили производственную практику на одном из крупнейших предприятий страны по ремонту военной техники - «Муромтепловоз». За 5 лет прохождения практики разными курсами, ряд студентов – выпускников остались работать на данном предприятии;

Проведение систематических исследований о потребности в кадрах предприятий и организаций на перспективу;

Заключение договоров между техникумом и предприятиями, по организации стажировок и производственных практик для студентов;

Привлечение работодателей к разработке образовательных программ и проведения производственной практики учебных заведений, с возможным последующим трудоустройством выпускников;

Участие в мероприятиях, направленных на трудоустройство выпускников (ярмарки вакансий для студентов и выпускников и т.д.);

Разработка и реализация программ (проектов), направленных на адаптацию выпускников на рынке труда;

Проведение просветительской работы с выпускниками с целью позитивного изменения трудовых установок, формирования мотиваций в процессе поиска работы;

Развитие социальных компетенций и навыков в процессе поиска работы.

Условия, способствующие трудоустройству выпускников, созданные на базе БОУ СПО ВО "Великоустюгский автотранспортный техникум":

1. Информирование студентов , начиная с первого года обучения о состоянии отрасли, в которой предстоит работать будущему выпускнику, как в целом по Российской Федерации, так и конкретно по региону, обозначение проблем и перспектив развития отрасли, уровня средней заработной платы и т.д. Выпускник должен знать с какими трудностями он столкнется при устройстве на работу. (Например, в нашем техникуме уже на 1 курсе студентам обучающимся по специальности "Экономика и бухгалтерский учет", преподаватели специальных дисциплин рассказывают о высокой конкуренции в данной среде, необходимости дополнительной подготовки, развитии навыков работы на компьютере, в том числе работа со специальными программами. Обращается внимание на возможность временного трудоустройства не по профилю образования, с последующим поиском работы по полученной специальности).

2. Постоянное обновление оборудования и применение новых технологий. Не секрет, что развитие практически любой отрасли идет непрерывно и быстрыми темпами. Еще 10 лет назад, ноутбук был предметом роскоши, а сегодня у каждого третьего студента в руках на перемене планшет или смартфон. За последние 10-15 лет, производственные базы предприятий обновились на 60-80 процентов, большое количество электронного оборудования, зачастую иностранного производства "заставляют" руководителя образовательной организации тратить большие финансовые средства на закупку нового оборудования, чтобы выпустить квалифицированного специалиста, который без дополнительного переобучения сможет работать на современном оборудовании.

3. Дополнительное обучение по смежным (дополнительным) профессиям. Чем большим количеством профессиональных знаний и умений обладает выпускник, тем легче ему найти работу. Студенты, обучающиеся в нашем техникуме по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" помимо основной специальности и получения профессии "Водитель автомобиля категории В и С", также могут пройти дополнительное обучение и получить свидетельство по дополнительным профессиям: "Автоэлектрик", "Специалист по шиномонтажным работам" или "Оператор линии комплексного диагностирования технического состояния автомобиля".

4. Включение в образовательные программы учебных дисциплин , обучающих применению технологий трудоустройства, умение анализировать современный рынок труда. В нашем техникуме успешно апробированы следующие дополнительные учебные дисциплины (курсы) для студентов выпускных курсов: "Технология поиска работы", "Основы предпринимательской деятельности".

5. "Качественное прохождение" производственных практик и стажировок во время обучения . Необходимо отметить, что данное условие обеспечивается только комплексным взаимодействием представителей учебно-производственной работы (например, заведующим практикой) и работодателями. Руководители многих предприятий начинают отбор претендентов для работы с 3 курса, привлекая их вначале для прохождения производственной практики, а затем и для постоянной работы. В то же время, администрации образовательной организации необходимо отслеживать качество прохождения производственной практики. (Со слов директора одного из предприятий нашего города: "Я готов принимать на работу ваших выпускников, готов оплачивать им получение высшего образования с перспективой карьерного роста, но сначала я должен оценить, как они работают и хотят ли они работать вообще?").

6. Участие представителей работодателей в разработке профессиональных образовательных программ, программ практик и программ Государственной итоговой аттестации, как того требуют Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Именно работодатели знают и понимают какими знаниями и умениями должен обладать выпускник, на какие учебные предметы необходимо обратить больше внимания, с какими основными проблемами сталкиваются студенты, пришедшие на практику и выпускники, пришедшие устраиваться на работу. Наш техникум активно сотрудничает в этом направлении с представителями многих автотранспортных предприятий области.

7. Работа с сетью информационных ресурсов , предоставляющих актуальную информацию о рынке труда и подготовке кадров. Необходимо создавать базу вакансий, работать "на перспективу", т.е. готовить тех специалистов, которые будут востребованы через 3 - 4 года. К сожалению, данное направление работы осложняется тем, что работодателю нужны специалисты "уже сейчас", а "не завтра" и как правило нужны 2-3 специалиста, а не группа выпускников в 15-25 человек. И вот тут может пригодиться рассмотрение вопроса о целевом обучении студентов, заключении договоров с предприятиями, и последующей отработкой выпускниками затраченных на обучение средств. Мы проводили подобное обучение, правда, договора заключались на подготовку студентов заочной формы обучения. Кроме того, важно доводить до молодежи информацию об успешных специалистах, мастерах своего дела, которые являются их ровесниками по возрастной группе, о людях которые уже получили Почетные грамоты, стали победителями каких-либо профессиональных конкурсов, смогли открыть свое дело и т.д.

Работа Службы по трудоустройству выпускников нашего техникума была неоднократно положительно оценена специалистами в области трудоустройства, работодателями и студентами выпускных групп. В частности, в январе 2014 года в областном конкурсе "Лучший центр трудоустройства выпускников - 2013" Служба по трудоустройству выпускников нашего техникума была отмечена Дипломом 2 степени среди 36 средних учебных заведений Вологодской области.

В заключении, следует отметить, что в данной публикации были затронуты только некоторые аспекты трудоустройства. Вторичные факторы, такие как предоставление субсидий и жилья молодым специалистам, перспективы развития "малых городов" в сравнении с мегаполисами и т.д. заслуживают отдельного рассмотрения.


1 июля 2016 года Областная служба занятости населения отмечает 25 лет со дня основания. В 1991 году в Пестяковском районе также начало свою работу Бюро занятости населения, которое оказывало помощь в трудоустройстве жителям района. За время существования эта организация претерпела несколько реорганизаций, в связи с чем менялись её названия и должности работников. Но оставалась неизменной функция учреждения, которая заключалась в оказании помощи в трудоустройстве и занятости населения Пестяковского района. В преддверии юбилейной даты своё мнение высказали те пестяковцы, кто, так или иначе, причастен к работе центра занятости - это сотрудники, бывшие работники учреждения, социальные партнёры и те, кто воспользовался их помощью и реализовал свои возможности.

Наталья Юрьевна Баженова, инспектор, профконсультант ОГКУ «Пестяковский ЦЗН»:

Вся работа службы занятости населения сводится к главной цели - содействию граждан в трудоустройстве. Именно на это направлена деятельность всего коллектива.

За 25-летний период служба занятости на деле доказала свою необходимость и значимость людям. Тысячи из них с помощью специалистов нашли работу, поверили в свои силы, обучились новым профессиям, открыли своё дело.

В октябре этого года исполнится семь лет как я тружусь в службе занятости населения. Моя работа заключается в оказании государственных услуг безработным гражданам по профессиональной ориентации, информированию, социальной адаптации, психологической поддержке, организации профессионального обучения и дополнительному профессиональному образованию, организации самозанятости. Главное преимущество моей работы - это общение с людьми, что мне нравится. Общение - это главный потенциал моей работы, т.к. в процессе общения я могу видеть проблемы, надежды, чаяния людей, в результате чего формируется индивидуальный подход к каждому человеку, сразу составляется его психологический портрет. Во время работы приходится встречаться с разными категориями граждан.

Особую благодарность выражаю своим наставникам З.К.Каташовой, Е.Н. Григорьевой, Н.И.Заговало, которые научили меня специфике работы в службе занятости населения.

Желаю всем своим коллегам, бывшим работникам организации жизненного оптимизма и желания всегда прийти на помощь нуждающимся людям. Всем доброго здоровья, душевного тепла, благополучия в семьях и дальнейших успехов!

Елена Николаевна Григорьева, директор ОГКУ «Пестяковский ЦЗН» с 1992 по 2015 г.:

С момента образования службы занятости населения в Пестяковском районе (ранее Бюро занятости населения), в течение двадцати трёх лет, я работала заведующей, затем директором этого учреждения.

В начале 90-х годов во многих организациях и предприятиях района прошла волна большого количества сокращений трудоспособного населения. Найти работу пестяковцам было крайне сложно. На помощь им пришли специалисты службы занятости, которая в то время являлась очень востребованной. Экономическая нестабильность в стране коснулась и службы занятости, где были случаи невыплаты пособия по безработице, что связано с дефицитом бюджетных средств. Число безработных не сокращалось, а, наоборот, увеличивалось, они нуждались даже в психологической помощи. В сложившейся ситуации на помощь приходили специалисты центра занятости, они находили подход к каждому обратившемуся в учреждение.

Отмечу, что на протяжении всего времени функционирования Пестяковской службы занятости населения, мы никогда не оставались без работы, оказывали содействие всем категориям незанятого населения.

В 2000-е годы обстановка в стране более-менее стабилизировалась.

В процессе деятельности организации активно реализуются различные программы содействия занятости населения, программы дополнительных мероприятий на рынке труда, разные формы психологической поддержки безработных, социальной адаптации и другие методы.

Всегда в службе занятости работал сплочённый профессиональный коллектив. Благодаря специалистам каждому обратившемуся оказывается внимание и поддержка, помощь в поиске трудоустройства.

При уходе на заслуженный отдых остались только хорошие и благоприятные впечатления. Я нисколько не пожалела о том времени, когда работала в Пестяковской службе занятости населения.

Людмила Васильевна Круглова, главный бухгалтер Пестяковской службы занятости населения с 1993 по 2000 г.:

Первоначально служба занятости населения носила название Бюро занятости населения. С начала его деятельности я занимала должность главного бухгалтера и трудилась в течение семи лет. Тогда штат состоял всего из четырёх человек, включая директора.

По сравнению с нынешними временами, думаю, работать было несколько сложнее, потому что компьютерное оборудование и оргтехника появились гораздо позже, а это существенно облегчает процесс работы специалистов. Тогда расчёты пособий по безработице и заработной платы производили только на счётах и арифмометрах.

За время своей деятельности служба занятости населения оказывает посильную помощь гражданам, которые по некоторым обстоятельствам оказались без работы и нуждаются в трудоустройстве.

Ольга Николаевна Елховикова, главный бухгалтер ОГУ «Пестяковский ЦЗН» с 2006 по 2007 г.:

В ОГУ «Пестяковский ЦЗН» я работала главным бухгалтером около полутора лет, с 2006-го по 2007-й годы.

Во все времена в этой службе работал дружный и сплочённый коллектив профессионалов своего дела, в организации царила благоприятная атмосфера. В то время это была немалая заслуга директора Елены Николаевны Григорьевой.

Что касается непосредственно моей работы, то могу сказать, что работать сразу стало легко, мне не создавало особого труда вникнуть в новую для меня специфику. Бывшие главные бухгалтера были ответственными и добросовестными, бухгалтерский учёт был уже налажен, что облегчило мне знакомство с новой работой.

Отмечу, что Е.Н.Григорьева формулировала задачи чётко и ясно, в нашем коллективе они решались только сообща, в тесном сотрудничестве друг с другом.

Служба занятости населения работает в соответствии с различными программами содействия занятости населения, проводит обучение разным профессиям безработных, специалисты стараются оказать им психологическую помощь.

За время трудовой деятельности в данном учреждении я приобрела новые знания и большой опыт общения с другими людьми.

Радует, что после ухода из ЦЗН и сейчас с работниками остались хорошие дружеские отношения.

Фаина Аркадьевна Попова, инспектор ГУ «Пестяковский ЦЗН» с 1995 по 2005 г.:

Я работала в Пестяковской службе занятости населения с 1995 по 2005 год. В мои обязанности входили постановка на учёт граждан, нуждающихся в поиске работы, оказание помощи в их трудоустройстве, перерегистрация безработных граждан, снятие их с учёта, сбор вакансий в организациях и предприятиях района, организация общественных работ, оформление архивного фонда, подготовка и оформление отчётной документации.

За время существования данное учреждение прошло несколько реорганизаций, в результате которых менялись названия занимаемых мною должностей. При поступлении на работу я была специалистом первой категории, потом ведущим специалистом, инспектором и ведущим инспектором.

Вспоминая годы моей трудовой деятельности в Пестяковском ЦЗН, отмечу, что граждан, обратившихся за помощью в поиске работы, было гораздо больше, чем сейчас. Конечно, прежде всего, это связано с уменьшением численности населения в районе из-за оттока трудоспособного населения в крупные города и населённые пункты. Тогда пестяковцам было легче найти работу, ещё функционировали некоторые предприятия. Также граждане устраивались на общественные работы.

В виду случаев сокращений и увольнений с рабочих мест жителям Пестяковского района есть куда обратиться - в службу занятости населения, где будет оказана помощь в поиске работы. Такие учреждения нужны, говорю это как бывший работник ЦЗН.

Евгений Иванович Тюриков, директор ООО «Пестяковское ЖКХ»:

ООО «Пестяковское ЖКХ» сотрудничает с ОГКУ «Пестяковский центр занятости населения» с 2009 года. С этого времени проделана большая взаимная работа между организациями.

По мере необходимости мы обращаемся за помощью в подборе кадров, и специалисты службы занятости всегда идут нам навстречу. Дело в том, что в Пестяковском районе существует проблема в подборе квалифицированных кадров, что создаёт некоторые неудобства в работе предприятия. Но могу сказать, что центр занятости населения при возможности нам помогает в этом - направляет специалистов. В основном, кочегаров на отопительный период.

Бывает, что мы нуждаемся и в рабочих, не имеющих определённой квалификации. В этом плане, конечно, дело обстоит проще. Чаще всего нам требуются сторожа и подсобные рабочие.

ООО «Пестяковское ЖКХ» тоже оказывает конкретную помощь для местной службы занятости. Периодически при учреждении для безработных организуется процесс обучения той или иной профессии, по окончании которого они должны пройти стажировку. Мы идём навстречу - по просьбе работников ОГКУ «Пестяковский ЦЗН» принимаем прошедших обучение на короткий срок на стажировку, для подтверждения на практике полученных знаний.

В принципе, существуют программы, в соответствии с которыми наши организации взаимно сотрудничают, и это сотрудничество имеет только положительные стороны. Считаю, что службы занятости населения необходимы в нашей стране, потому что в жизни каждого человека могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, когда он остаётся без работы. В этом случае за помощью следует обратиться в специализированную службу.

Вячеслав Павлович Конев, индивидуальный предприниматель п.Пестяки:

На личном опыте скажу, что служба занятости играет большую роль для трудоустройства населения в кризисные времена в стране. Мне самому однажды была оказана помощь в трудоустройстве.

В 90-е годы я вернулся в родные края из рядов Вооружённых Сил РФ. Все помнят, что тогда это были очень непростые времена в экономическом плане, найти работу - это была огромная проблема, все «выкручивались» как могли. Это коснулось и меня. Я сразу обратился в Пестяковскую службу занятости населения, где мне предложили пройти обучение по специальности «телемастер» в Ивановском учебном центре при ДОСААФ.

Я согласился. Обучение проходило в течение 9 месяцев, после чего я получил удостоверение о получении профессии «телемастер». Можно сказать, что с этого всё и началось, я устроился на работу в Ивтелеком, что дало мне путёвку в дальнейшую жизнь…

Я отработал по специальности некоторое время и открыл собственное дело. На сегодняшний день я имею свой бизнес, и моя жизнь меня вполне устраивает.

Я считаю, что в этом есть большая заслуга специалистов Пестяковской службы занятости населения, за что выражаю им большую благодарность.

О.Платонова.

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара. Такие данные приводит в своей работе Е.И. Холостова .

Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку.

В соответствии со ст. 1, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В толковом словаре даются их следующее понятие трудоустройства:

Трудоустройство – “устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве” .

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной.Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает “ненужными” огромное количество людей.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей,в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Причинами инвалидности признаются:

1. Общее заболевание

2. Инвалидность с детства

3. Трудовое увечье

4. Профессиональное заболевание

5.Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.

6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте .

Отклонения отнормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции,нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха,обаяния или осязания; Психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности

1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.

2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств

3 степень – неспособность к трудовой деятельности.

Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.

Для установления первой группы инвалидности – способности третьей степени. Для второй группы – способности второй степени. Для третьей группы – способности первой степени .

Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а так же в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводитознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить “Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.

Человек,имеющий инвалидность обладает рядом психологических факторов, отражающих его положение на рынке труда, а так же формирующих их отношение к обществу. Инвалиды относятся к категории мало мобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, по причинеимеющихся недугов и в результате неприспособленности к окружающей среде.Важную роль играет отсутствие специализированного оборудования для инвалидов, разрыв привычного общения.Это влечёт за собой ряд последствий, а именнонаступление одиночества, возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменения в поведении.

Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид,имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;

2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.

Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:

1. Профориентация;

2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;

3. Обучение или переобучение;

4. Повышение квалификации;

5. Содействие трудоустройству;

6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

7. профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Если доступ инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью будет ограничен, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества.

Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий. Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма:нарушение зрения, умственного развития и двигательного аппарата. Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Инвалиды зачастую опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в трудоустройстве на обычные не специализированные профессии, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы. К тому же инвалиды бояться потери определенных льгот, которые они получают, работая на специализированном предприятии. Работники специализированных предприятий зачастую становятся важной рабочей силой, обладают высоким профессионализмом и положительно влияют на производительность, доходы и прибыль предприятияв следствии чего руководители таких предприятий обычно не хотят отпускать работников. Целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность.

Таким образом можно сделать вывод. Трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности.Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.


Библиографический список

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд культуры; – 3-е изд, стереотипное –М., 1996.
  2. Присецкая Н.И. Изменения в законодательстве Российской Федерации, повлиявшие на возможности получения реабилитационных услуг и трудоустройства. – М, 2005.-с 6-7
  3. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.- М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2007.-с 173
  4. Шептулина, Н. Н. Работник-инвалид: особые требования и гарантии// Справочник кадровика. – 2008. – N 2 – С. 22
Количество просмотров публикации: Please wait 1

Статья посвящена проблемам трудоустройства молодежи на региональном рынке труда. Авторами статьи выделены факторы определяющие положение молодежи в обществе. В работе рассматриваются причины, определяющие низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда. В статье представлен анализ результатов социологического исследования, направленного на выявление положения молодежи на региональном рынке труда. В ходе исследования было выявлено, что для современного рынка труда Нижегородской области характерны гендерные диспропорции, что проявляется в уровне заработной платы. Выявлены способы трудоустройства молодых людей. В процессе исследования определен реальный средний уровень заработной платы молодых граждан, а так же сроки и способы поиска работы у девушек и юношей. Отмечено низкое качество профориентационной работы в школах и вузах и незнание молодежью потенциальных перспектив развития рынка труда. По итогам проведенного исследования авторами предложены рекомендации, способствующие разрешению сложной ситуации на региональном молодежном рынке труда.

молодежный региональный рынок труда

проблемы трудоустройства молодежи

безработица

уровень заработной платы

служба занятости

социально-экономическое положение молодежи

1. Беляева Т.К., Пухова А.Г. Оценка работодателем качества подготовки выпускников педагогического вуза // Нижегородское образование. 2013. № 2. С. 105-110.

2. Беляева Т.К., Пухова А.Г. Социальные причины и последствия алкоголизма у сельского населения России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-2. – С. 322-325;

URL: http://сайт/ru/article/view?id=9607 (дата обращения: 21.06.2016).

3. Государственная программа «Содействие занятости населения Нижегородской области на 2014-2016 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/465505397 (дата обращения: 15.11.2015)]

4. Пухова А.Г., Беляева Т.К. Анализ современной демографической ситуации в Нижегородской области // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-10. С. 1893-1895.

5. Пухова А.Г., Беляева Т.К. География социально-зависимых заболеваний населения нижегородской области // Экология урбанизированных территорий. 2014. № 2. С. 17-20.

6. Пухова А.Г., Беляева Т.К., Толкунова С.Г. Влияние социальнозависимых заболеваний на демографическую ситуацию Нижегородской области // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 26.

Будущее нашей страны - это молодежь, так как она играет важную роль в экономической, социальной и политической жизни общества. Сегодняшние молодые люди будут задействованы в дальнейшем развитии государства. В условиях экономического кризиса именно молодежь является наиболее социально и экономически уязвимой категорией граждан в вопросах труда и занятости. Острота данной проблемы определяет необходимость всестороннего изучения положения молодежи на региональном рынке труда.

Факторами, определяющими положение молодежи в обществе являются: возможность получить образование, реализовать себя в профессиональной сфере, найти хорошую работу, обеспечить достойный материальной уровень.

Молодые люди, выходящие на рынок труда различаются по возрасту, образовательному уровню, жизненным ценностям, полу. Исследователи выделяют три группы молодежи:

Первую группу представляет молодежь в возрасте от 15 до 18 лет. Это учащиеся средних, средне - специальных и высших учебных заведений. В данной возрастной группе формируются жизненные ценности, нормы поведения в обществе, а также осуществляется выбор будущей профессии. Граждане этого возраста практически не вовлечены в трудовую деятельность. Однако, большинство подростков, именно в этом возрасте зарабатывают свои первые деньги.

Вторую группу образуют в основном выпускники средне-специальных и высших учебных заведений в возрасте от 18 до 25 лет. Молодежь, входящая в эту группу не имеет должного профессионального и социального опыта и поэтому менее конкурентоспособна на рынке труда. Молодые люди этого возраста не имеют стажа работы, отличаются низкой профессиональной квалификацией. Однако начальный этап карьеры приходится именно на этот период.

Третью группу составляют мужчины и женщины в возрасте от 25 до 29 лет. Она отличается тем, что молодежь, входящая в эту группу уже имеет определенный опыт работы и собственную профессиональную стратегию развития. У большинства молодых людей есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой работе. Высокий уровень безработицы в этой группе особенно опасен, так как может привести к росту бедности молодых семей, что влечет за собой сокращение рождаемости, увеличению разводов, абортов и т.д. Многие молодые люди, не нашедшие работу в этом возрасте, начинают искать нелегальные формы заработка в теневом секторе экономики. Как следствие увеличивается число экономических и уголовных преступлений, увеличивается рост заболеваемости алкоголизмом и наркоманией и как следствие растет уровень смертности среди молодежи .

Современный Молодежный рынок труда имеет свою специфику:

1. Наблюдается дисбаланс спроса и предложения, обусловленный социально-профессиональной неопределенностью молодежи.

2. Для молодежного рынка труда характерна низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами, поскольку ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

3. Увеличивается группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.

4. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие профессии, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, не может трудоустроиться по специальности.

5. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

6. Молодые женщины составляют значительную долю безработных на рынке труда, поскольку работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам .

С целью изучения ситуации, сложившейся при вхождении на рынок труда молодых людей, авторами было проведено социологическое исследование с применением метода анкетного опроса, направленное на выявление положения молодежи на региональном рынке труда. Выборка исследования составила 1000 респондентов. Опрос является репрезентативным по полу, возрасту и образованию. Обработка эмпирического материала осуществлялась с использованием статистического пакета - SPSS. Объектом данного исследования являлась молодежь Нижегородской области в возрасте от 16-29 лет .

Среди опрошенных - 59% составляли девушки и 41% юноши, что примерно отражает реальное соотношение полов в области. Образовательный уровень респондентов был достаточно высоким. У большинства опрошенных, образование в силу возрастного состава оказалось незаконченным высшим - 43%. Высок удельный вес лиц, имеющих высшее образование - 30%. Среди опрошенных мало молодежи с неполным средним образованием - 3%.

Большинство опрошенных молодых людей (20%) имели специальность инженер, 10% - педагог, 12% - врач и медицинский работник, специальность менеджера - 8 % , работника сферы услуг - 10%, рабочие - 15%, специальность бухгалтера и экономисты - имели10%, юриста - 5%. Около 40% опрошенных работают не по специальности. 34% молодежи довольны своей работой, 28% считают свою работу интересной, но мало оплачиваемой, 14% не устраивает режим работы, 12% считают свою работу не интересной, но хорошо оплачиваемой, 7% считают работу хорошей, но отмечают плохие взаимоотношения в коллективе, 5% считают работу плохой во всех отношениях.

42% не увольняются из-за хорошей оплаты, боятся остаться без работы - 30%. Однако 23% молодых людей устраивает режим работы и 5% респондентов понимают, что лучшей работы не найти.

В целом молодежь, которая нашла свое место на рынке труда, не удовлетворена ситуацией, из замечаний можно выделить невысокую зарплату и небольшие возможности карьерного продвижения.

Молодежь в основном боится потерять работу по тем или иным причинам (41%), не задумывается о возможности потере работы - 40% респондентов, а 19% - вообще не боится потерять работу.

Основная часть опрошенных (55%) считает, что в современных условиях необходимо иметь высшее образование. Часть респондентов получает второе высшее образование или продолжает обучение в магистратуре, аспирантуре. Для повышения конкурентоспособности на рынке труда молодежь старается повышать свой образовательный уровень на курсах, семинарах и тренингах, изучать иностранные языки и осваивать новые компьютерные программы.

Большинство молодежи трудоустроились на работу с помощью знакомых - 35%, 20% обращались непосредственно на предприятия, 7% нашли работу по объявлениям. Лишь 8% молодых людей обращались в государственную службу занятости населения, а 21% использовали все варианты трудоустройства.

Средний уровень заработной платы молодого специалиста в Нижегородской области не превышает 20 тысяч рублей.

В ходе исследования было выявлено, что для современного рынка труда Нижегородской области характерны гендерные диспропорции , что проявляется в уровне заработной платы. Мужчины, трудоустроившиеся после окончания вуза, имеют более высокий уровень заработной платы, чем женщины. Этот факт подтверждает общую закономерность, характерную не только для Нижегородской области, но и для всего российского рынка труда - вытеснение женщин в низкооплачиваемые сферы экономики. Так, у девушек средний уровень заработной платы составляет 15 тысяч рублей, а у молодых людей - 25 тысяч рублей. Самую высокую заработную плату обозначили юноши, занятые в автомобилестроении, строительстве и финансовом секторе экономики (30 тысяч рублей и выше). Сроки и способы поиска работы у девушек и юношей примерно одинаковые и составляют в среднем 1-3 месяца.

Таким образом, молодые люди в основном трудоустраиваются через знакомых, непосредственно на предприятиях, через рекламу в газетах и сеть Интернет. Необходимо констатировать и тот факт, что такие официально санкционированные средства трудоустройства молодежи, как «ярмарки вакансий» или «служба занятости населения» являются на сегодняшний день самыми малоэффективными. Ни один из опрошенных респондентов не нашел работу с их помощью. Среди требований, предъявляемых молодежью к работе, на первом месте стоит высокая заработная плата, на втором месте - перспективы карьерного роста и на третьем наличие благоприятных условий труда.

Социально-экономическое положение молодежи в российском обществе оценивается авторами как нестабильное. На наш взгляд, необходимо изучение как европейского, так и российского опыта решения проблем молодёжного рынка труда, с целью разработки адекватной стратегии социализации и профессионального роста молодых людей. Образованная молодежь, не находя возможностей самореализации, вынуждена довольствоваться низовыми позициями и работой не по профилю. Растет процент трудовой миграции выпускников вузов, причем выполняемая ими работа, как правило, не соответствует уровню полученного образования. Во многом такая ситуация также обусловлена низким качеством профориентационной работы в школах и вузах. Незнание потенциальных перспектив развития рынка труда приводит к тому, что молодежь выбирает не то, что ей подходит и востребовано на рынке труда, а то, что легче достигается (поступают в тот вуз, куда по баллам прошел на бюджетную форму обучения), дешевле стоит и т.д.

Государство должно занять самую активную позицию в деле обеспечения занятости молодежи - разработать комплекс мер по закреплению молодых рабочих кадров, особенно в трудодифицитных сегментах экономики. Главный инструмент такой политики - региональные программы по созданию и квотированию рабочих мест для молодежи,

Нельзя сказать, что для поддержки молодежи не создано никаких соответствующих программ. Такие программы есть, они составляются и утверждаются структурами, осуществляющими государственную политику в сфере содействия занятости молодежи (службы занятости, комитеты по делам молодежи, биржи труда, фонды занятости молодежи и прочие структурные организации) . Однако этого явно недостаточно. Молодежь должна понимать, что многое зависит и от их активности. Работодатели предъявляют высокие требования к претендентам на вакантные рабочие места. Соискатели должны обладать такими качествами как: высокая квалификация, упорство и настойчивость, мобильность и т.д.

Таким образом, базируясь на проведенном исследовании, авторы считают возможным в качестве рекомендаций предложить следующие меры:

На законодательном уровне обеспечить правовую и экономическую защиту молодежи;

Ввести квотирование рабочих мест для молодежи;

Ориентировать систему образования на практические потребности рынка;

Содействовать профессиональной подготовке молодежи. Молодежь должна иметь право на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

Смягчить критерии приема на работу, трудоустройства без опыта работы;

Создать гибкий график работы для студентов дневной формы обучения и др.;

Расширить подготовку специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т.д.;

Создавать специальные молодежные предприятия и организации для решения проблемы занятости;

Рассматривать регулирование занятости молодежи как основную задачу социальной политики государства;

Через имеющуюся систему образования формировать в каждом человеке активный тип трудового поведения;

Провести модернизацию системы профессионального ориентирования школьников, создать более действенный механизм выявления способностей учащихся к тем или иным видам профессиональной деятельности;

Организовать доступ (открытые лекции, специализированные сайты, брошюры с методическими рекомендациями) для учащихся старших классов к информации по востребованности тех или иных специальностей не только на текущий момент, но и с перспективным развитием на 5 лет вперед.

Но самое главное - государственные и федеральные социальные программы должны способствовать трудоустройству молодежи через создание новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики, привлекая для этого бюджетные средства, средства частных предприятий и инвесторов.

Библиографическая ссылка

Пухова А.Г., Беляева Т.К., Варакина Е.Е., Рузанова Ю.В. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12-7. – С. 1336-1339;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11039 (дата обращения: 30.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»