Рекомендации по работе с личным составом. Тема: Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с личным составом

Введение

Новая для нашей страны деятельность по связям с общественностью применяется сегодня для поддержания позитивного имиджа и коррекции нежелательного отрицательного отношения к явлениям, институтам, элементам различных сфер, для нахождения и исключения разных проблемных разрывов.

Проблемная ситуация:

Изменения, произошедшие в общественно-политической, социально-экономической жизни Российской Федерации затронули все без исключения сферы. Не могли они не коснуться и армии. Экономический кризис, терзающий страну, привёл к сокращению расходов на нужды военно-силовых структур, конверсии, приостановке развития и даже функционирования предприятий ВПК, а значит ухудшению оснащенности и боеспособности российской армии. Изменение общественной морали заставило пересмотреть отношение гражданского населения к военнослужащим, некоторый упадок в духовной жизни мгновенно отразился на психологическом климате среди личного состава военных подразделений. В современных условиях, когда российская армия комплектуется по смешанному принципу (служащие-контрактники, служащие по призыву), процесс набора личного состава сопряжён с рядом проблем. Самая сложная из них - нежелание молодых людей проходить службу по призыву в российской армии. Данную проблему можно разрешить используя мероприятия паблик рилейшнз, но в РФ подобные программы используются в недостаточной мере.

Проблема: Нежелание молодых людей проходить службу по призыву в российской армии.

Цель: анализ программы мероприятий по преодолению нежелания молодых людей проходить службу по призыву в российской армии.

Задачи:

Исследование особенностей проблемы в России

Исследование путей разрешения проблемы за рубежом

Исследование проблем организации работы с личным составом ВС РФ

В военной среде существует следующий термин, актуальный, впрочем, и для государства в целом, морально-психологическое обеспечение. На государственном уровне он представляет собой комплекс согласованных мероприятий, проводимых государством и военным руководством, органами военного управления, должностными лицами армии и флота в целях достижения такого морально-психологического состояния личного состава и населения, который необходим для выполнения задач, поставленных в мирное время и достижения победы в войне (конфликте). На этом уровне МПО охватывает политический, экономический, военный аспекты и осуществляется всеми государственными и военными организациями, командирами, штабами и организациями воспитательной работы с активным использованием СМИ, достижений науки, литературы и искусства, других возможностей воздействия на сознание и поведение населения страны. Таким образом, всё гражданское население страны, а особенно та его часть, которая составляет мобилизационные ресурсы ВС, должна рассматриваться как целевая аудитория мероприятий по связям с общественностью, проводимых военным и государственным аппаратом. Каждому гражданину должна быть понятна идея защиты Отечества, смысл военной службы. Каждый военнослужащий должен понимать и вырабатывать в себе такие элементы: дисциплина, боевой дух, воля к победе, самообладание, чувство собственного достоинства, честность, преданность воинскому долгу, чувство солдатской и воинской чести. Только общество, сам народ могут придать армии соответствующую духовную энергию. В настоящее время катастрофически нарастает бездуховность и безнравственность. Отечественной культуре, истории, нашим нравам и обычаям, вековой мудрости народов России противопоставляется культ насилия, мести, цинизма, откровенного невежества и глупости. Девальвируются такие понятия как долг, честь, служба Отечеству, другие составляющие мотивации военной службы. Среди значительной части населения, особенно молодёжи, растут экстремистские, националистические, антиармейские настроения. Мировоззренческий, идеологический, морально-психологический кризис, в котором оказалась Россия, реальная угроза её будущему, её государственности, положению и роли в мировой цивилизации. Если общество и государственные власти не формируют в народе чувство любви и уважения к военному человеку, плохо заботятся об армии (а кое-кто из политических деятелей и представителей СМИ считает её обузой для государства), то такое общество и такая власть никогда не смогут вдохновить воинов на подвиг, а значит, и не вправе ждать от них побед. Всё это свидетельствует о необходимости коренных перемен в отношении государственных органов, СМИ к ВС, усиления работы по формированию в народе, особенно у молодёжи патриотического сознания, понимания важности военной службы и готовности к защите Отечества, развития и укрепления единства армии и народа.

Некоторые исследователи считают, что наиболее важным на современном этапе моментом является проблема снижения престижа военной службы. Понимаемый как сложное и многогранное явление, престиж военной службы рассматривается как сравнительная оценка обществом и его членами социальной значимости и необходимости настоящих ВС, их деятельности, статуса, реального положения в обществе. По данным ВЦИОМ только 7% родителей высказывают желание, чтобы их дети выбрали профессию кадрового военного. Индекс самооценки престижа военной службы по результатам опроса военнослужащих по призыву составляет в 2001 году 40 единиц (в 1999 - 30 ед.). В силу сравнительно молодого возраста опрашиваемых, основными “плюсами” военной службы были выбраны: возможность испытать себя в сложных условиях, получить физическую закалку, посмотреть новые места. Однако отсутствие эффективной системы подготовки и воспитания допризывной молодёжи приводит к тому, что ценности военно-корпоративного характера у сержантов и солдат не являются доминирующими. На складывание подобной ситуации повлияли не только недостаточность морального и материального вознаграждения за тяжёлый труд, связанный с риском и ограничением ряда гражданских прав, но и безучастное отношение или даже антиармейские кампании некоторых СМИ.

Между тем СМИ оказывают огромное влияние на население страны и, в частности, на военнослужащих (58% опрошенных военнослужащих указали, что СМИ играют важную роль при формировании общественного мнения о военной службе). Они способны как поднять моральный дух войск, мобилизовать их на выполнение боевого задания, так и деморализовать личный состав, вселить сомнение в правоте своего дела. СМИ может сформировать в обществе благоприятное отношение к армии, к воинской службе, к выполнению обязанностей гражданина по защите страны. В их власти и настроить население страны против службы в армии, подорвать в глазах общественного мнения авторитет ВС, престиж армии.

Наиболее ярким примером, подтверждающим вышесказанное, является характер освещения событий на Северном Кавказе. Так, в первой чеченской кампании телевизионные и радиорепортажи, газетные публикации во многом способствовали формированию крайне отрицательной реакции общественности на действия российских войск. Во время же контртеррористической операции в Дагестане и Чечне благодаря грамотной политике руководства страны в отношении СМИ, действия войск объединённой группировки были поддержаны населением, популярность военной организации в стране возросла.

Для решения проблем комплектования Вооруженных Сил РФ важно повышать престиж военной службы, использовать возможности рекламы, как это делается в западных странах. В нашей стране 25% солдат и сержантов подобной рекламы вообще не встречали, 30% - увидели переступив порог военкомата.

Между тем, хотелось бы вновь подчеркнуть важность использования СМИ при работе над вопросами воинской службы, а также необходимость создания пресс-центров и служб по связям с общественностью при военкоматах и воинских частях.

Успешное выполнение сложных и ответственных задач находится в прямой зависимости от уровня соблюдения личным составом полиции требований законности и служебной дисциплины в повседневной деятельности. Надлежащий уровень соблюдения законности и дисциплины обеспечивает организованность, мобильность, постоянную готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям в борьбе с преступностью. В свою очередь поддержание необходимого уровня зависит от качества работы с личным составом руководителей, кадрового аппарата и подразделений морально-психологического обеспечения.

Наш собеседник - помощник начальника УВД по работе с личным составом подполковник внутренней службы Владимир Сивирчуков.

Владимир Николаевич, с чего начинается работа с личным составом?

Разумеется, с правильного отбора и расстановки кадров. Вопрос комплектования подразделений УВД является одним из приоритетных в работе службы кадров и находится на постоянном контроле у руководителей управления. Работа по подбору кандидатов ведётся постоянно. В этом вопросе мы активно взаимодействуем со средствами массовой информации, с центрами занятости населения Москвы, с воинскими частями и военными комиссариатами округа. Агитационная работа ведётся с выпускниками юридических факультетов гражданских высших учебных заведений. Мы также активно работаем по привлечению в Московский университет МВД России, колледж полиции и юридический колледж Департамента образования Москвы выпускников средних школ столицы.

Далеко не каждый кандидат соответствует требованиям, предъявляемым сотруднику органов внутренних дел. Будущему полицейскому важно быть не только физически развитым и образованным, но законопослушным и дисциплинированным. Этот человек должен обладать высокими моральными и нравственными качествами. Отбор сотрудников - сложный многоступенчатый процесс, в ходе которого кандидат изучается со всех сторон.

Удаётся находить идеальных кандидатов?

Идеальных людей не бывает. Часть качеств, свойственных хорошему полицейскому, человек приобретает вместе с опытом профессиональной деятельности. И здесь немаловажную роль играет институт наставничества.

За каждым вновь принятым сотрудникам закрепляется старший товарищ, имеющий многолетний опыт работы в органах внутренних дел. Наставник помогает освоить тонкости профессии. Мы благодарны нашим ветеранам. Они, находясь на пенсии, проводят большую работу с молодыми полицейскими, знакомят их с лучшими традициями органов внутренних дел.

Какова главная задача подразделений, занимающихся воспитательной работой? Как формируются требования, обозначаемые в приказах?

Задача подразделений по работе с личным составом - способствовать личностному и профессиональному росту каждого сотрудника. В органах внутренних дел накапливается многолетний опыт воспитательной работы. Он анализируется, систематизируется и обобщается в служебных нормативно-правовых актах. Поэтому такие документы, как, например, Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД, берутся не из воздуха.

Что касается опытных сотрудников и наставников, какая работа проводится с ними?

Главной ценностью любого трудового коллектива являются наиболее опытные и высококвалифицированные сотрудники. Есть такой «золотой фонд» и в УВД по ЮЗАО. Руководством управления проводится работа, в том числе индивидуально-воспитательного характера, направленная на сохранение и укрепление кадрового ядра подразделения. Мы стараемся уделять внимание социально-бытовым нуждам наших сотрудников. При обращении сотрудников к руководству с рапортом об увольнении или переводе в иные подразделения МВД, с ними проводятся беседы, направленные на выявление конкретных причин принятия таких решений.

Каковы основные причины увольнений или переводов?

Причин много. Есть вполне закономерный карьерный рост, заключающийся в переходе сотрудника в вышестоящее подразделение. Часто люди переходят на должности, которые в большей степени соответствуют их личностным особенностям. Однако бывают и негативные причины, связанные с наличием неблагоприятного морально-психологического климата в коллективе. Такие причины должны выявляться и устраняться.

Замечу также, что в коллективах с хорошим морально-психологическим климатом нарушения служебной дисциплины и законности, как правило, не допускаются.

Сегодня весьма актуальной является тема нарушения сотрудниками полиции правил дорожного движения. Это нередко приводит к весьма трагическим последствиям.

Такие случаи не остаются без внимания, а виновные всегда получают по заслугам. Однако одними карательными мерами здесь не обойтись. Важно правильно и наглядно проводить профилактическую работу по разъяснению возможных последствий нарушения правил дорожного движения. Мы, к примеру, используем документальные видеоролики, в которых наглядно демонстрируются причины и последствия дорожно-транспортных происшествий.

Особое внимание стараемся уделять работе с руководящим составом всех уровней. Многое зависит от личного примера, от того, как мы сами выполняем требования, которые ставим перед своими подчинёнными.

Нам известно о той большой роли, какую играет Совет ветеранов управления в работе с личным составом. Как в этом отношении складывается взаимодействие с Общественным советом при УВД?

У Общественного совета и УВД много линий совместной работы. Так, например, на недавнем заседании этого совета рассматривались вопросы об оказании бесплатной юридической помощи сотрудникам полиции, членам их семей, ветеранам ОВД, членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и полицейским, которые стали инвалидами. Говорили также об организации бесплатной спортивной секции по самбо для детей сотрудников полиции.

Сергей ЛЮТЫХ,
фото пресс-службы УВД

30 декабря исполнилось 15 лет со дня образования психологической службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Именно в этот день в 2002 году был издан приказ Министра обороны №505 «О создании института психологов и социологов в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Об основных вехах становления и перспективах развития психологической службы в ВС РК рассказала начальник отдела психолого-социологической и военно-социальной работы Департамента воспитательной и идеологической работы Генерального штаба ВС РК подполковник Шынар Мухамеджанова.

Шынар Сайлаухановна, как я понимаю, при Вашем непосредственном участии происходило становление психологической работы в Вооруженных Силах.

Нет, что Вы... Во-первых, психология как наука сама давно уже заслужила себе право на широкое практическое применение, в том числе и в Вооруженных Силах. А во-вторых, начало моей деятельности в Департаменте воспитательной и социально-правовой работы датируется 2004 годом. К тому времени психологическая служба функционировала более года и стала полноправным структурным подразделением со своими задачами и функциями.

- Насколько было актуальным создание психологической службы в Вооруженных Силах?

Вы вспомните, какие это были времена. В те годы шло активное реформирование наших Вооруженных Сил. В кратчайшие сроки были созданы институт сержантов-профессионалов, Военная полиция, военные округа. В войска начали поступать новые образцы вооружения и военной техники, солдат-срочников стали постепенно замещать военнослужащие по контракту. Для работы с людьми в новых условиях требовались реформы и в гуманитарной сфере. И создание института психологов и социологов в Вооруженных Силах стало одним из направлений модернизации Вооруженных Сил.

Неверно будет утверждать, что в 2002 году мы пришли на «невспаханное поле». Уже в 90-е годы изучал основы военной психологии полковник Бирюков Валерий Михайлович, начальник военной кафедры Алматинского государственного университета. До сих пор его пособия являются основой для изучения военной психологии. Огромный вклад в становление психологической службы Вооруженных Сил внес ее первый начальник полковник Павлович Василий Игнатьевич. К сожалению, они безвременно ушли от нас. Это были офицеры еще советской школы, настоящие офицеры-воспитатели, которых по праву можно назвать основателями военной психологии в ВС РК.

- А насколько применение теоретических разработок в области психологии были оправданы в Вооруженных Силах?

С самых первых дней образования психологической службы огромный импульс ее развитию дал начальник Департамента воспитательной и социально-правовой работы, сегодня являющийся первым заместителем Министра обороны – начальником Генерального штаба ВС РК генерал-лейтенант Мурат Майкеев. Причем, основывался он именно на своем личном опыте командира Сарыозекской дивизии, где в конце 90-х – начале 2000-х годов на постоянной основе внедрял анонимное анкетирование и выявление групп лиц, склонных к нарушениям воинской дисциплины. Это уже тогда дало результаты по искоренению тотального в то время казарменного хулиганства, поэтому по сей день востребовано в войсках.

Кстати, многие направления психологической работы, апробированные и примененные в свое время генерал-лейтенантом Майкеевым, сегодня внедрены в масштабе Вооруженных Сил. К примеру, в Аэромобильных войсках не совсем устойчивых в психологическом плане ребят стали распределять в подразделения обеспечения, где ниже интенсивность боевой учебы. Это серьезно оздоровило обстановку в подразделениях, позволило создать дружные, однородные, а значит, и боеготовые воинские коллективы. В Сухопутных войсках был выведен на новый уровень кадровый подбор командиров всех степеней, где основными исходными данными стали результаты их психологического изучения, их лидерские и интеллектуальные качества. Как результат – успешная учебно-боевая деятельность, боеготовое вооружение и военная техника, искоренение негативных фактов, «горящие глаза» и желание служить у личного состава.

Поэтому постоянное внимание начальника Генерального штаба к психологическим аспектам служебной деятельности – наглядный пример того, как должностные лица должны организовывать психологическую работу на местах.

- Как обычно для того времени, основным проблемным вопросом стал кадровый подбор?

Конечно! Тогда с трудом укомплектовывались даже должности, определяющие боевую готовность, а здесь встает необходимость набора военных психологов, которые должны компетентно работать с личным составом в условиях интенсивной учебно-боевой деятельности – в поле, в казарме, в парке. Основным кадровым ресурсом стали женщины-военнослужащие, имеющие психологическое образование. Обладая высочайшим уровнем ответственности и работоспособности, вчерашние выпускницы психологических факультетов институтов и университетов стали, да и остаются по сегодняшний день, ключевым звеном в системе психологической работы в Вооруженных Силах. В качестве примеров профессионального отношения к делу могу привести майора Наталью Гридасову (до замужества – Казакову), майора Дильнару Исмагулову, майора Жаныл Инкарбекову, капитана Алию Тауханову, которые стояли у истоков становления психологической работы в войсках.

Кроме того, благодаря вниманию Министра обороны Мухтара Капашевича Алтынбаева к подготовке кадров, мы с начала 2000-х годов получили возможность обучать специалистов военной психологии и социологии в Военном университете Российской Федерации, причем, как курсантов, так и слушателей и адъюнктов. Один из этих представителей – полковник Коваленко Александр Владимирович долгое время возглавлял психологическую службу Министерства обороны, а сегодня в Департаменте воспитательной и идеологической работы проходят службу лучшие и наиболее перспективные выпускники этого учебного заведения – капитан Арман Калышев и капитан Нурсахит Рахметов.

Причем, мы постоянно совершенствуемся в этом направлении. Буквально, неделю назад в Национальном университете обороны состоялся первый выпуск магистров военной психологии. В Военном институте Сухопутных войск в этом году прошел набор курсантов по специальности «психологическая работа в подразделении». Не остаются в стороне и лучшие выпускники «гражданских» вузов, решившие связать свою жизнь с армией, укомплектовывая первичные должности психологов – психологов батальонов.

- Нет сомнений, что из года в год совершенствуется и сама психологическая работа…

Само собой разумеется. С чего мы начинали? Изучение военнослужащих, тестирование караулов, выявление негативных фактов путем анонимного анкетирования, консультирование. Позже развитие получил дифференцированный подход к проблемным группам военнослужащих – так называемым группам «С» и «D». Кто предметно работает или работал с личным составом, тот поймет о чем я говорю. В дальнейшем было организовано распределение военнослужащих по подразделениям в зависимости от уровня их нервно-психической устойчивости, а по экипажам и расчетам – по их психологической совместимости. Психологический портрет сегодня стал основным характеризующим документом на любого военнослужащего. Внедрена система взаимопарного контроля «Жауынгерлік дос». Серьезным проектом является изучение и распределение офицеров-выпускников военных институтов в соответствии с их интеллектуальными способностями и индивидуально-психологическими качествами. Более того, психологические службы активно работают по изучению семейных отношений военнослужащих, выявляют актуальные проблемы и вносят предложения командирам по их решению. Незаменима психологическая работа как один из компонентов морально-психологического обеспечения боевой деятельности войск.

Повышается влияние психологов на все стороны жизни и деятельности ВС РК. Во многом это обусловлено умелой организацией психологической работы на местах, нацеленностью на конкретного человека, оказание ему необходимой психологической помощи и поддержки. Там, где психологи умело и компетентно работают, значительно улучшилось прогнозирование процессов, происходящих в воинских коллективах.

Особо хочу отметить тесное взаимодействие на постоянной основе психологов с командирами, специалистами воспитательных структур, медицинскими работниками. Именно при комплексном подходе к организации своей работы психолог способен эффективно выполнить возложенные на него обязанности.

Как видите, действительно, психологическая работа получила широкое развитие в Вооруженных Силах и сегодня представляет собой эффективный инструмент в руках главнокомандующих, командующих, командиров всех степеней для качественной работы с подчиненными.

- И в заключение вопрос на перспективу: какой Вы видите военную психологию в будущем?

История войн и военного искусства убедительно свидетельствует о том, что война становится по своей сущности все более и более психологическим явлением. Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений. Главной фигурой, непосредственным организатором психологического обеспечения боевых действий личного состава является психолог. От уровня его профессионализма, мотивации, этических соображений в значительной степени зависит качество психологического содействия военнослужащим, а, следовательно, их боевая активность и выживание в боевой обстановке.

Поэтому все современные исследования в области военной психологии, должны быть направлены на психологическую подготовку военнослужащих к боевым действиям

Мы сейчас видим развитие технических и программных средств психологической работы – полиграфологическое оборудование, автоматизированные психологические диагностики «Ақ сұңқар», автоматические системы обработки данных и многие другие. Уверена, что в будущем психологическая служба будет способна в режиме реального времени предоставлять самые необходимые сведения командирам для принятия решений, касающихся работы с подчиненными. Но в любом случае, и сегодня, и в будущем, военная психология – основа работы с личным составом.


Начальник 76 ПЧ Управления по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве

майор внутренней службы

2007 г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по общественно - государственной подготовке

Наименование учебного предмета: Общественно-государственная подготовка.

Тема: Психолого-педагогические особенности воспитательной работы

с личным составом. Система работы по укреплению служебной

дисциплины и правопорядка в подразделении.

Вид занятия: Классно-групповое

Цель: Изучение с л/с материала по данной теме.

Время: 2 часа.

Место проведения: Учебный класс.

Развернутый план занятия.

Воинская дисциплина является од­ним из основополагающих факторов, определяющих боевую готовность и боеспособность частей и подразделе­ний. Именно поэтому во все времена ее укрепление рассматривалось как дело первостепенной значимости и важности.

Дисциплина (в переводе с лати­нского языка - обучение, воспита­ние) - это социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря кото­рым достигается согласованность действий. В словаре русского языка дис­циплина определяется как «обяза­тельное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установлен­ному порядку, правилам».Дисциплина выступает важней­шим фактором стабильного функ­ционирования любого социального организма и основным средством управления его деятельностью.


Известный педагог ­ренко, исследуя феномен дисцип­лины, сделал следующие выводы:

1) дисциплина необходима кол­лективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;

2) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек разви­вался, чтобы воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудную работу;

3) в каждом коллективе дисцип­лина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов кол­лектива;

4) дисциплина украшает коллек­тив и каждого отдельного члена коллектива;

5) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищен­ное, свободное положение и созда­ет полную уверенность в своих правах и возможностях;

6) дисциплина проявляется, как правило, когда человеку приходит­ся делать что-нибудь ответствен­ное, требующее значительной отда­чи. Здесь также важно осознание
необходимости и полезности этого дела для всего коллектива, для все­го общества и государства.

В России термин «дисциплина» появился в изданном в марте 1714 года указе Петра I «О сохранении дисциплины на корабле и подсуд­ности морских и сухопутных воен­нослужащих».

В зависимости от сферы деятель­ности людей принято различать го­сударственную, трудовую, общест­венную, партийную и другие фор­мы дисциплины. Разновидностью государственной дисциплины явля­ется воинская дисциплина. Согласно статьи 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Фе­дерации «воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)».

Она призвана регулировать во­инский порядок, взаимоотношения между сослуживцами, отношения в подразделениях в целях обеспече­ния высокой организованности и боевой готовности войск и требует от военнослужащих большой соб­ранности, точности и выдержки, взаимопонимания , оперативности выполнения всех распоряжений.

Воинская дисциплина имеет ха­рактерные черты, обусловленные спецификой воинской деятельнос­ти, среди которых необходимо вы­делить:

При решении задач поддержания и укрепления воинской дисципли­ны и правопорядка наряду с соци­ально-политическими, экономи­ческими, правовыми и духовно-нравственными факторами важно учитывать психолого-педагогичес­кую составляющую воинской дис­циплины.

Прежде всего необходимо изу­чать и знать индивидуально-лично­стные качества военнослужащих, к которым относятся:

Особенности физического раз­вития и состояние здоровья;

Жизненный опыт;

Направленность и мотивы пове­дения;

Темперамент и эмоциональные состояния;

Особенности характера и воле­вые качества;

Способности и интеллектуаль­ные особенности;

Уровень воинского мастерства.

Следует подчеркнуть, что в рабо­те по укреплению воинской дис­циплины кроме индивидуально-личностных качеств важно учиты­вать и широкий спектр коллектив­ных, социально-психологических факторов, к числу которых отно­сятся:

Личная дисциплинированность каждого военнослужащего в от­ дельности;

Организаторские способности командиров и начальников всех степеней, штабов, воспитательных органов, их умение руководить подчиненными, устанавливать и поддерживать дисциплину в части, подразделении;

Активность воинского коллек­тива, его нацеленность на выпол­нение, укрепление и поддержание воинской дисциплины в интересах обеспечения высокого морально-психологического состояния и бое­готовности частей и подразделе­ний.

Кроме того, социально-психоло­гическими факторами дисциплины являются разнообразные взаимо­действия между военнослужащими в целях достижения порядка и организованности, в том числе вза­имные требования, согласованные совместные действия, коллектив­ные убеждения и внушения , взаим­ный контроль, воздействие личным примером.

Важнейшим условием укрепле­ния воинской дисциплины в части (подразделении) является постоян­ное совершенствование педагоги­ческой культуры офицерских кад­ров.

Все психолого-педагогические составляющие воинской дисципли­ны действуют взаимосвязано. Эф­фективность влияния каждой из них на поведение военнослужащего зависит от наличия и действеннос­ти других составляющих. При этом решающая роль эффективного вли­яния психолого-педагогических факторов на состояние воинской дисциплины в части, подразделе­нии принадлежит командиру, за­местителю командира по воспита­тельной работе, другим офицерам, их умению утверждать уставной правопорядок и привлекать к рабо­те по укреплению воинской дис­циплины весь воинский коллектив, каждого военнослужащего.

Важно иметь в виду, что ни кол­лектив сам по себе, ни каждый во­еннослужащий в отдельности, ка­кими бы дисциплинированными они ни были, не обеспечат в час­ти, подразделении высокой орга­низованности и порядка без ква­лифицированного руководства, единой воли командира (началь­ника), опирающегося на воинский коллектив.

Задачу укрепления дисциплины в армии и на флоте следует рас­сматривать с позиций комплексно­го воздействия на военнослужаще­го в течение всей его службы и ре­шать путем всестороннего, гармо­ничного развития личности. В Дис­циплинарном уставе ВС РФ под­черкивается, что воинская дисцип­лина достигается воспитанием у военнослужащих высоких мо­рально-психологических и боевых качеств, сознательного повинове­ния командирам (начальникам), личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, четкой орга­низацией боевой подготовки, тре­бовательностью командиров.

Деятельность офицерских кадров по укреплению и поддержанию во­инской дисциплины строится на основе следующих принципов:

Индивидуальный и дифферен­цированный подход;

Опора на положительное в дея­тельности военнослужащего;

Предметность, адресность и персонифицированность требова­ний;

Неотвратимость ответственности за нарушение требований дис­циплины;

Систематичность, последовательность и оперативность в реаги­ровании на нарушения;

Объективность при оценке сос­тояния воинской дисциплины;

Целенаправленное стимулиро­вание дисциплинарного поведения и стремление к самодисциплине.

Командир части (подразделе­ния), являясь организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины:

1) лично изучает ее состояние;

2) выявляет причины нарушений дисциплины;

3) определяет и оценивает работу командиров подразделений по ук­реплению дисциплины;

4) определяет наиболее эффек­тивные формы и методы этой ра­боты;

5) определяет цель, основные направления, пути и способы дос­тижения высокого уровня воинс­кой дисциплины в подразделениях и части в целом.

Необходимо акцентировать вни­мание, что вся работа должна но­сить плановый, непрерывный и комплексный характер. Практичес­ки это означает умение командира (начальника) охватить своим вниманием все сферы воинской дея­тельности: боевую подготовку, ка­раульную и внутреннюю службу, вопросы быта и досуга личного состава, повседневную служебную и внеслужебную деятельность во­еннослужащих.

На практике это осуществляется таким образом:

I I. По организации и методике это означает:

1. Постоянное руководство вос­питательной работой:

Своевременное определение це­лей и постановка задач в области воинской дисциплины;

Включение в воспитательную работу всех категорий руководите­лей и координация этой деятель­ности;

Квалифицированное знание ру­ководящих документов;

Систематическое обсуждение вопросов и проблем данной работы на совещаниях и заседаниях, на соб­раниях и сборах различного уровня.

2. Обеспечение высокой теорети­ческой и методической подготовки всех категорий командиров (на­чальников).

3. Охват воспитательным воздей­ствием 100 % личного состава и учет в воспитательной работе соци­альных, психологических, нацио­нальных, профессиональных и дру­гих особенностей всех категорий военнослужащих:

Обеспечение непрерывного вос­питательного воздействия на все стороны жизни личного состава;

Оперативность и гибкость в ра­боте;

Использования всего комплек­са форм и методов работы (см. схе­му 1), дифференцированный под­ход в воспитании различных кате­горий военнослужащих;

Высокое педагогическое масте­рство, педагогический такт и про­фессиональное владение педагоги­ ческой техникой.

4. Постоянный контроль и прак­тическая проверка результатов вос­питательной работы.

5. Анализ состояния воинской дисциплины (см. схему 2).

6. Обмен передовым опытом, его обобщение и распространение.

Таковы общие требования и ос­новные направления, формы и ме­тоды работы должностных лиц час­ти (корабля) по поддержанию и ук­реплению правопорядка и воинской дисциплины. Но каждая часть (подразделение) имеет свои специ­фические задачи, которые накла­дывают характерные особенности на повседневную деятельность во­еннослужащих. Исходя из этого, при решении проблем укрепления воинской дисциплины в конкрет­ной части (подразделении) необхо­димо учитывать ее специфику.

Таким образом, закономерности и принципы воинской дисципли­ны определяют основные направ­ления деятельности офицерских кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать систему поддержания дисциплины, содер­жание, формы и методы воспита­тельных воздействий, создавать ус­ловия, способствующие организо­ванности личного состава.

Методический план составил:

Заместитель начальника 76 ПЧ Управления

по ЮВАО Главного управления

МЧС России по городу Москве

майор внутренней службы

Успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности напрямую связаны с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического состояния, дисциплины и законности в служебных коллективах.

Воспитание сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основе положений Конституции, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, уставов, приказов, директив и других нормативных правовых актов МВД России.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими воспитательную работу в органах внутренних дел, являются:

Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»;

Директива МВД России от 27.02.2015 года № 1дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации».

Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации устанавливает, что воспитательная работа - основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности .(п.46 Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80)

Цели, задачи и содержание воспитательной работы с кадрами органов внутренних дел обусловлены конкретно-исторической обстановкой, политикой государства, реальными событиями, интересами и потребностями общества, а также содержащими основные требования к кадрам нормативно-правовыми актами.

Цель воспитательной работы достигается и реализуется посредством ре-шения следующих задач:

Формирование государственно-правово-го мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе государ-ственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

Мобилизация личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины;

Обеспечение дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с разными категориями личного состава, в первую очередь, профессионального становления и формирования личности сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел;

Воспитание уважения к истории, культуре, языку, традициям народов Российской Федерации;

Формирование здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;

Воспитание у сотрудников органов внутренних дел профессиональных качеств, необходимых для осознанного выполнения служебного долга, в том числе и в экстремальных условиях;

Использование возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы с личным составом;

Психологическое обеспечение работы с кадрами, повышение психологической устойчивости личного состава к моральным, психическим и физическим нагрузкам в процессе выполнения служебных обязанностей;

Формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышение авторитета и престиж-ности профессии стража правопорядка.

Объектами воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач.

Воспитательная работа в органах внутренних дел является составной частью повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел, посредством которой оказывается позитивное воздействие на результативность решений оперативно-служебных и боевых задач, укрепление законности и служебной дисциплины, морально- психологического состояния личного состава.

Руководители подразделений органов внутренних дел несут персональную ответственность как за результаты оперативно-служебной и боевой деятельности подчиненных, так и за состояние, конкретность и действенность воспитательной работы с личным составом.

Воспитательной работе присущи закономерности:

Соответствие целей и задач, содержания и методики воспитания характеру экономических, политических, социальных и духовных основ общества;

Выбор средств, форм и методов воспитания, адекватных целям и зада-чам воспитательной работы, индивидуальным особенностям сотрудника, уровню его развития и морально-психологическим характеристикам.

Воспитательная работа в органах внутренних дел проводится по многим направлениям, но наиболее значимыми являются: формирование государственно-правового мировоззрения; правовое воспитание; профессионально- нравственное воспитание; патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональ-ных отношений; эстетическое воспитание.

Основными средствами реализации задач воспитания являются индивидуальная воспитательная работа; информационно-пропагандистская работа; работа актива служебных коллективов.

Индивидуальная воспитательная работа (ИВР) является важнейшей со-ставной частью многогранного процесса воспитания. Одним из основных средств реализации задач воспитания, в соответствии с Приказом МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», является именно индивидуальная воспитательная работа.

Индивидуальную воспитательную работу с личным составом должны проводить руководители всех уровней, их заместители в целях формирования и развития у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности.

При проведении индивидуальной воспитательной работы решаются следующие задачи:

всестороннее и глубокое изучение личных качеств сотрудников, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента;

обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах оперативно-служебной деятельности;

оказание помощи сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, решении проблем профессионального становления, поддержки в трудных жизненных ситуациях;

подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных задач, обеспечение их профессионального роста;

оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, проявляющих признаки девиантного или деструктивного поведения, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Понятие «формирование личности» фиксирует образование, преобразование, изменение отдельных качеств или облика личности в целом, который происходит в самой личности в результате каких-либо внешних воздействий на нее или воздействий, которые оказывает сама личность на свой внутренний мир. Таким образом, формирование личности - это процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и изменение в связи с этим внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует для других людей.

В повседневной деятельности нет таких вопросов, где бы не было места индивидуальной воспитательной работе. Она может найти свое применение и на службе и в быту.

Сущность индивидуальной воспитательной работы заключается в том, чтобы на основе всестороннего и глубокого изучения личных качеств сотрудников, их особенностей, интересов, потребностей, способностей, характера, темперамента и т.д. наилучшим образом расставлять и использовать подчиненных в интересах службы, развивать и формировать у них необходимые качества для успешного выполнения служебных задач, соблюдения дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности.

В отличие от коллективных форм воспитательного воздействия ИBP имеет свои особенности, которые дают ей определенные преимущества, при этом она обладает наибольшей целеустремленностью и конкретностью, так как проводится всегда с конкретным сотрудником и преследует актуальные для каждого конкретного момента цели; характеризуется оперативностью, так как может проводиться в любое время и в любой обстановке; обладает наиболее высокой действенностью в силу ее избирательности и конкретности, так как обеспечивается применением самых разнообразных средств и методов личностного влияния на сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей.

Сущность ИВР, ее особенности обусловливают ее место и значение во всей системе воспитательной работы, во-первых, такая работа позволяет лучше изучить человека, увидеть и понять его сильные и слабые стороны и с учетом этих данных определить конкретные меры для дальнейшего воздействия на личность. Во-вторых, ИВР является наиболее действенным средством формирования внутренней убежденности сотрудника. Она позволяет с наибольшей полнотой судить об эффективности превращения передаваемых знаний, рекомендаций в личные убеждения, которые каждый сотрудник реализует в ходе своей практической деятельности. В-третьих, ИВР способствует повышению взаимоответственности руководителя и сотрудника друг перед другом.

Значение ИВР в значительной мере повышается еще и в связи с тем, что в ней заложены наиболее широкие возможности для проведения повседневной работы по формированию у каждого сотрудника высоких нравственных качеств, способствующих совершенствованию служебного мастерства. Коллектив органов внутренних дел представляет собой сложную социальную общность, состоящую из неповторимых индивидуальностей. Предпосылки индивидуального подхода обусловлены именно этим объективно существующим разнообразием индивидуальностей, а также социальными, образовательными, национальными, профессиональными различиями сотрудников, неодинаковостью жизненного опыта и интересов.

Индивидуальная воспитательная работа имеет четко выраженную структуру, основными элементами (блоками).

Блок 1 - это требования к личности сотрудника органов внутренних дел - это требования системы МВД России, подразделения (службы), должности к деловым, нравственным качествам сотрудника, уровню образования, физического развития, возрасту, гражданству и т.д.

Блок 2 - это изучение личности сотрудника включает в себя определение положительных черт и качеств, на которые следует опираться руководителю, уровня развития качеств, необходимых на службе, но развитых недостаточно, наличия отрицательных качеств, затрудняющих осуществление конкретной оперативно-служебной деятельности, соблюдение требований профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.

Блок 3 - это анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям должен учитывать, что будущие сотрудники испытывают значительные затруднения при попытке анализа своей пригодности к той или иной должности, обусловленные неадекватностью оценки не только своих качеств, но и требований профессии. Даже у более опытных сотрудников нередко бывают слишком ограниченные представления о своих обязанностях, ошибочное представление о предъявляемых к ним профессиональных требованиях.

Блок 4 - составление Программы ИВР, которая включает в себя определение педагогических целей воспитания, мер моральной мобилизации личности, путей перевоспитания сотрудника, устранение у него отдельных отрицательных качеств. В основе программы лежит знание личностных особенностей сотрудника, его сильных и слабых сторон.

Блок 5 - это подбор и использование средств и методов индивидуального воспитательного воздействия, что предполагает речевое воздействие (разъяснение, логика доказательств, сравнение и т.д.), неречевое воздействие (показ, пример, совместный труд и служба), методы (убеждение, поощрение, пример, упражнение, принуждение), формы (беседа, поручение, побуждение к принятию и выполнению обязательств, индивидуальная беседа и др.). В основе этих воздействий лежит активизация положительных мотивов, эмоционального настроя, реализации деятельного проявления лучших намерений и замыслов.

Блок 6 - это направление усилий руководителей на личность, что предусматривает учет уровня подготовленности и профессионализма каждого сотрудника, установление социально-психологических черт сотрудника, совместное формирование должной ориентации личности в происходящих событиях, поощрение активности и инициативы сотрудника в самовоспитании. К другим институтам воспитательного воздействия следует отнести институт наставничества, совет ветеранов, иные общественные формирования.

Блок 7 - это контроль индивидуальной воспитательной работы, что выражается в оценке ее эффективности, фиксации наблюдений и выводов в различных формах (карточка, дневник и т.п.), в составлении карт сотрудников с оценкой уровня развития их личностных и служебно-профессиональных качеств.

Основными требованиями к индивидуальной воспитательной работе выступают:

ИВР должна осуществляться в тесной связи с конкретно решаемыми органом (подразделением) внутренних дел задачами.

ИВР должна охватывать всех сотрудников.

При проведении индивидуальной воспитательной работы необхо-димо учитывать динамичность развития личности сотрудника, так как с течением времени человек развивается, приобретает жизненный опыт и знания, меняется в нравственном и физическом отношении и т.д. Эти изменения порой могут носить очень интенсивный характер, и поэтому данные о сотруднике годичной давности зачастую уже не отражают свойств его личности в текущий момент.

Развитие личности особенно интенсивно у молодых сотрудников. В этой связи повышенного внимания требуют лица, проходящие стажиров-ку перед их поступлением на службу.

Индивидуальное воспитание необходимо вести целенаправленно. Это означает, что, прежде всего, выясняются главные, определяющие особенности личности сотрудника, которые непосредственно влияют на его гармоничное развитие. С учетом этих особенностей избираются формы и методы воспитания, строится вся индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с сотрудником должна проводиться комплексно, что означает применение всех методов изучения личности и различных форм воспитательного воздействия в совокупности. Эта работа предполагает получение сведений о сотруднике и оказание на него воспитательного воздействия в различных сферах его деятельности: при выполнении оперативно-служебных задач, в общественной жизни коллектива, в быту и т.д. Кроме того, комплексность означает также изучение и воспитание сотрудника посредством индивидуальных и групповых методов, что позволяет придать всей деятельности всесторонний и объективный характер, исключить ошибки, предвзятый подход.

Индивидуальная воспитательная работа требует систематичности.

Систематичность может быть обеспечена только плановостью в работе, регулярностью проведения воспитательных мер, последовательностью в использовании средств и методов воспитания, повторяемостью педагогических усилий.

Воспитание каждого сотрудника строится не изолированно, а в коллективе и через коллектив. Он изучается как член коллектива во всех многообразных отношениях, определяющих его служебный и личный статус, авторитет, положение в микроколлективе и т.д. Поэтому и воспитательное воздействие на него оказывается как на члена коллектива.

Значительную помощь в индивидуальном воспитании сотрудников оказывают такие общественные формирования органов и подразделений внутренних дел, как собрания личного состава (общие и по категориям сотрудников), советы ветеранов, наставников и др.

В соответствии с п.44приказа МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» документирование индивидуальной воспитательной работы осуществляется, как правило, непосредственными руководителями в отношении сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» определены категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании:

Сотрудники, в том числе курсанты (слушатели) образовательных организаций МВД России, имеющие по результатам профессионального психологического отбора третью категорию профессиональной психологической пригодности (не менее 6 мес.);

Сотрудники с низкими адаптационными способностями к условиям оперативно - служебной (учебной) деятельности, признаками нервно-психической неустойчивости (не менее 3 мес.);

Сотрудники, имеющие низкий социометрический статус, находящиеся в неудовлетворительном морально-психологическом состоянии, в том числе обусловленном применением оружия, получением ранения, травмы, увечья, острой конфликтной ситуацией, гибелью родственников или близких лиц (не менее 3 мес.);

Сотрудники, склонные к аддиктивному поведению (не менее 3 мес.);

Сотрудники, допустившие грубые нарушения служебной дисциплины или неоднократные нарушения служебной дисциплины при наличии у них дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме (не менее 1мес.).

В соответствии с приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» в обязательном порядке ИВР организуется с сотрудниками: впервые принятыми на службу в органы внутренних дел; окончившими образовательные учреждения МВД России; вновь назначенными на вышестоящие должности; переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений); многодетными и воспитывающими детей без одного из родителей; пережившими сложные жизненные ситуации.

Индивидуальные формы воспитательной работы с личным составом, сроки проведения и их периодичность определяются руководителем (заместителем) подразделения по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

Индивидуальная воспитательная работа проводится в форме индивидуальных бесед (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие; индивидуальной помощи; индивидуальных заданий и поручений; систематического индивидуального контроля за деятельностью сотрудника; заслушивания сотрудников по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, год; посещения сотрудника по месту жительства.

Групповые формы воспитательной работы предполагают государственно-правовое информирование; групповые беседы; доклады; устные журналы.

Коллективные формы воспитательной работы проводятся в форме общих собраний; торжественных ритуалов (вручения Знамени, возложение венков к памятникам боевой славы, торжественного принятия Присяги, вручения удостоверений, погон, государственных наград, наградных знаков, объявление поощрений); празднований, посвященных датам и событиям общенародного, профессионального характера; наглядной агитации.

Таким образом, можно отметить, что сущность воспитания сотрудника органов внутренних дел проявляется как процесс целенаправленного взаимодействия всех субъектов служебной деятельности, которое обеспечивает эффективное решение оперативно-служебных задач и формирования сотрудников как гармонично развитых личностей, как профессионалов.

Эффективность применения различных методов и форм воспитательного воздействия во многом зависит от руководителя, а также от наличия или отсутствия у сотрудника соответствующей потребности на приобретение необходимых профессиональных знаний, навыков и умений, на самостоятельную работу по формированию и развитию необходимых профессионально важных качеств, на способность самосовершенствования и самовоспитания.

Стиль руководства опирающийся на командно-административные методы работы с людьми остался в прошлом и на сегодняшний день руководитель в рамках управленческой деятельности должен владеть различными формами воспитательной работы, наиболее эффективными на современном этапе методами воздействия на личность сотрудника органов внутренних дел.