Презентации создание психологического комфорта в коллективе. Презентация «Благоприятный психологический климат урока…

Что же такое «психологический климат?» Понятие "психологический климат школы" можно определить как динамическую обобщенную характеристику качества межличностных внутригрупповых взаимоотношений, отражающую степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.




Что же такое благоприятный психологический климат? Под психологическим климатом коллектива понимают «эмоциональный настрой коллектива», «стойкое», «преобладающее настроение людей, удовлетворённость их своим трудом, руководством, организацией, взаимоотношениями». В качестве показателей психологического климата психологи отмечают: - удовлетворённость взаимоотношениями, трудом, организацией; - преобладающее настроение в коллективе; - взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых; - степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении; - сплочённость как эмоциональное единство; - сознательную дисциплину.


Благоприятный климат Благоприятный климат - это такой, который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональный настрой на деятельность. Психологический климат не является изначально заданным, он формируется в ходе воспитания. При этом благоприятный климат создают: - доброжелательность в отношениях друг к другу; - активность (активная позиция в общешкольных делах); - взаимопомощь друг другу; - инициатива; - оптимизм; - организованность членов коллектива.




Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива., Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным учителям и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.










Обратимся теперь к факторам микросреды, то есть материальному и духовному окружению личности как члена коллектива. Эта микросреда представляет собой «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого. Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально-психологический климат коллектива, является предметно-вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, санитарно – гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «рабочая ситуация».


Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, чем недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.


«Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения. А.С.Макаренко



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»Заседание педагогического совета21.01.2016 года Что такое коллектив? Коллектив - это разновидность социальной общности и совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический. А.С.Макаренко «Дерево достижений нашего коллектива» Особенности педагогических коллективовПолифункциональностьСамоуправляемостьКоллективный характер трудаКоллективная ответственностьПреимущественно женский состав МАКРОСРЕДАЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВАФакторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективеМИКРОСРЕДАРУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ МАКРОСРЕДА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВАЛичное мнение, настроение, поведениеМотивы взаимных предпочтений: деловые, эмоциональныеТемпераментХарактерПолЭмоциональное состояние. Воля, мотивы РУКОВОДСТВО КОЛЕКТИВОМСтиль взаимоотношений между руководителями и подчиненнымиЕдинство основных устремленийТехника выслушиванияНаправленность на пониманиеПринятиеСпособность к убеждению Что такое психологический климат?Психологический климат – это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности Фиолетовый Человек, выбирающий фиолетовый цвет ищет одобрения и признания своего обаяния и очарования, своих восхитительных манер и других замечательных свойств. Он впечатлителен и тонок в оценках, однако не хочет, чтобы личные отношения обременяли его излишней ответственностью. Синий У человека выбирающего синий цвет есть потребность либо в эмоциональном спокойствии, покое, гармонии, либо существует физиологическая потребность в отдыхе, разрядке и возможность в восстановлении сил. Всякий, кто отдает предпочтение синему, ищет спокойной и тихой среды, лишенной неприятностей и волнений. Зеленый Человек, выбирающий зеленый цвет хочет повысить уверенность в своей ценности посредством настойчивого отстаивания своих прав, притязаний, своего превосходства, твердо придерживаясь представления о себе или ожидая признания со стороны других людей, уважения, хочет производить впечатление. Красный Красный – это импульс, воля к победе и все формы жизненной энергии и силы. Это побуждение к активному действию, борьбе, соперничеству. Тот кто выбирает красный цвет, хочет, чтобы его деятельность приносила ему весь спектр переживаний и ощущение полноты бытия. Желтый Человек, выбирающий желтый цвет говорит о желании освободиться и о надежде на большее счастье или ожидании его и подразумевает некоторый незначительный или крупный конфликт, от которого необходимо избавиться. Желтый нацелен вперед, к новому, современному, развивающемуся. Черный Человек, отдающий предпочтение черному, хочет отказаться от всего из-за упрямого протеста против существующего положения, при котором ему кажется, все не так, как должно быть. Он восстает против Рока или своей судьбы, и склонен при этом действовать опрометчиво. Черный – это переходное состояние человека. СерыйЧеловек, который выбирает серый цвет хочет отгородиться от всего стеной, чтобы оставаться свободным от любых обязательств. Такой человек не склонен к деятельности, он изолирует себя от непосредственного участия в том, что должен делать, выполняет все машинально, механически. Коричневый Человек, выбирающий коричневый цвет имеет повышенную потребность в физическом покое и чувственной удовлетворенности, потребность избавиться от ситуации, которая вызывает чувство дискомфорта. Такой ситуацией может быть опасность, реальный физический недуг, наличие проблем, справиться с которыми человек считает себя неспособным. «ТРУДНЫЕ» СЛУЖАЩИЕ- ленивые,- злые,- беспомощные,- сверхэмоциональные,- занимающие оборонительную позицию, - ожесточенные,- уклоняющиеся,- бесчувственные,- неумные,- считающие себя непогрешимыми,- запуганные. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. «ДОМ, В КОТОРОМ УЮТНО ВСЕМ»(МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ШКОЛЕ) Основные приемы обращения с людьми. «Если хочешь собрать мед, не опрокидывай улей!». Один великий психолог Ганс Селье (канадский патолог и эндокринолог австро-венгерского происхождения) говорил: «Мы настолько же жаждем получать одобрение, насколько боимся осуждения». Вызываемая критикой обида не исправит ситуацию, явившуюся ее причиной. Конфуций говорил: «Не жалуйся, что на крыше у соседа лежит снег, когда у тебя самого порог не чищен». Основные приемы обращения с людьми. «Если хочешь собрать мед, не опрокидывай улей!». Один великий психолог Ганс Селье (канадский патолог и эндокринолог австро-венгерского происхождения) говорил: «Мы настолько же жаждем получать одобрение, насколько боимся осуждения». Вызываемая критикой обида не исправит ситуацию, явившуюся ее причиной. Конфуций говорил: «Не жалуйся, что на крыше у соседа лежит снег, когда у тебя самого порог не чищен». В чем же секрет УСПЕХА? Есть жизненное правило: «Я не буду говорить о людях плохо, а расскажу только все хорошее, что я знаю о каждом». Любой глупец может критиковать, осуждать и жаловаться – и большинство глупцов так и поступают. Но для того, чтобы понимать и прощать, требуются сильный характер и самообладание. «Великий человек проявляет свое величие в том, как он обращается с маленькими людьми», - говорил Дейл Карнеги. Семь ступеней инструкций достижения успеха. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ. Определяем цель. Первым шагом будет создание индивидуальной жизненной перспективы.Что такое жизненная перспектива? Это ясная цель, которая дает человеку стимул, пробуждает интерес к жизни, побуждает к активности, деятельности, дарит все новые желания и вдохновение творить свою судьбу. Нужно давать себе установку: - «Я верю в себя!»- « Мои возможности безграничны!»- « Я намерена испытать наивысший успех и радость достижения цели!» - «Я сама творю свой мир и свое счастье по собственному выбору и желанию!»- «С каждым днем укрепляется моя вера в безусловный успех всех моих начинаний!»- «Все мои желания исполняются, а мечты сбываются!» ВТОРАЯ СТУПЕНЬ. Создаем прочный фундамент успеха. На этой ступени нам с вами предстоит совершить очень тонкий маневр – положительную «инвентаризацию» всей своей жизни. Мы будем учиться дарить и принимать, а главное – благодарить! Благодарность подобна крепкому цементу, который соединяет воедино все кирпичики нашего успеха. Исчезнет благодарность – и все здание успеха начнет разваливаться буквально на глазах ….. Надо научиться во всем находить хорошее! Надо уметь концентрироваться только на хорошем. И тогда хорошего в вашей жизни будет все больше и больше! Давайте себе установку: - «Я очень целеустремленный человек» - «Я окружена людьми, которые понимают и поддерживают меня!» - «Я занимаюсь своим делом с удовольствием и вдохновением». Помните: вы достойны всего самого лучшего! Вы – уникальная, исключительная личность, и вы можете позволить себе все, что только захотите! Давайте себе установку:- «Я имею право на перемены в жизни и на лучшую жизнь!»- «Я, и только я, хозяин своих мыслей и своей жизни!»- «Я – счастливый и успешный человек!»ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ. Создаем программу успеха. « Поверьте в свою мечту, и ваша вера будет творить чудеса!» Итак, начинайте с небольших промежуточных целей, которые вы в силах достичь в настоящее время. Главное, что вам нужно, - это развить в себе ощущение спокойной уверенности в том, что все будет именно так, как вы задумали, или еще лучше. Хотите успеха – имейте кураж. И тогда все получится! Помните: вы достойны всего самого лучшего! Вы – уникальная, исключительная личность, и вы можете позволить себе все, что только захотите! Давайте себе установку:- «Я имею право на перемены в жизни и на лучшую жизнь!»- «Я, и только я, хозяин своих мыслей и своей жизни!»- «Я – счастливый и успешный человек!» ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ. Движемся в потоке. Мы с вами постоянно находимся в едином потоке жизни, и этот поток ежесекундно приносит нам все, что нужно для успешной, изобильной и счастливой жизни. только пройдя свой путь до конца, вы сможете по достоинству оценить его красоту и изящную простоту. А пока просто наслаждайтесь движением! Плывите вместе с потоком жизни, принимая все ее дары и отпуская все лишнее и ненужное… Давайте себе установку: - «Все испытания идут нам на пользу!» - «Я наслаждаюсь успехом и счастьем!» - «Я использую силу настоящего момента. Удача всегда со мной!» ПЯТАЯ СТУПЕНЬ. Используем силу желаний. Пауло Коэльо писал: «Если ты страстно желаешь чего-то, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желаемое сбылось!» . Это действительно так – вам под силу осуществить любую свою мечту! ШЕСТАЯ СТУПЕНЬ. Парим на крыльях успеха. Давайте себе установку: - «Удача ждет меня, я открыта для счастья и успеха!» - «Добро, правильный выбор и благополучие постоянно приходят ко мне. Я расслабляюсь и наслаждаюсь новой жизнью!» - «Я доверяю людям, миру и жизни» - «Я позволяю реке жизни приносить мне мои ожившие фантазии». СЕДЬМАЯ СТУПЕНЬ. Выходим на новый уровень успеха.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Благоприятный психологический климат урока как условие для успешного усвоения знаний и формирования умений и навыков обучающихся Куклина Л.И., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 29» г. Норильска Государства – участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка и в соответствии с настоящей Конвенцией. Пункт 2.1 Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность. Критерии психологической безопасности Безопасная средаАтмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество (в том числе на успешное формирование знаний, умений, навыков). К - О -М -Ф -О -Р -Т - поддержка, укрепление (словарь Н.М. Шанского)Бытовые удобства (словарь Ожегова)Условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, без необходимости защищаться (словарь психологических терминов) Обоснование темы В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно Что означает: находится постоянно в защитной позиции; Обоснование темы 2. Усиливаются негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, что может негативно сказаться на усвоении знаний и формировании умений и навыков обучающихся Обоснование темы 3. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы, могут негативно сказаться на усвоении знаний и формировании умений и навыков обучающихся Обоснование темы 4. Проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить свою миссию (в частности – формирование ЗУНов). Обоснование темы Каково же сегодня состояние психологического климата на уроках?Что мы можем сделать, чтобы школа успешно формировала ЗУНы обучающихся? Психологический климат В педагогической литературе под психологическим климатом урока понимается:Дружеское единение в системе «учитель-ученик»Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость детей, их готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого обучающегося;Защищенность всех членов ученического коллектива. Ни один обучающийся не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;Разумная и полезная деятельность всех на уроке;Умение быть сдержанным в движениях, словах. Исследования в школах России Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение обучающихся к изучаемому предмету. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный, и требует от учителя трезвой самооценки. Исследования в школах России Проведенный опрос трех тысяч подростков показал, что только 42% обучающихся в ситуации выбора остались бы в своем образовательном учреждении; 48% ответили, что им все равно, где учиться. Каждый десятый ответил, что с радостью сменил бы образовательное учреждение. Полученные данные свидетельствуют о том, что менее половины обучающихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт, более половины испытывают безразличие к образовательному учреждению, десятая часть чувствует дискомфорт. Анализ психологической комфортности учащихся Педагог доброжелателен, тактичен, внимателен ко всем ученикам.Учитель справедлив и объективен в оценке знаний и умений учеников.Ученик чувствует поддержку со стороны учителя, его уважение к себе.Учитель создаёт в классе обстановку доверия, психологической безопасности.Учитель динамичен и гибок в общении, легко замечает и разрешает проблемы, способен к компромиссу.Учитель всегда спокоен, исходит из ценности личности каждого ученика, уважает достоинство ученика, ориентирован на поддержку. Анализ психологической комфортности учащихся Если Вы полностью согласны с утверждением, то поставьте цифру 5.Если Вы не вполне уверены, т.е. считаете, что «это, скорее всего, так», поставьте цифру 4.Если Вы затрудняетесь с ответом, поставьте цифру 3.Если Вы считаете, что «это, скорее всего, не так», поставьте цифру 2.Если Вы не согласны с утверждением, поставьте цифру 1. Анализ психологической комфортности учащихся 10-11 классов * * Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. * Все педагогические конфликты можно распределить на три группы: Мотивационные Связанные с недостаткамив организации обучения Конфликт взаимодействий Эмоциональное выгорание Причины «эмоционального выгорания» 1. Чрезмерные перегрузки, слишком большой объем работы, непосильная ответственность.2. Отношение к делу: завышенные требования к себе, боязнь совершить ошибку, не соответствовать требованиям.3. Ощущение, что нас недооценивают и невозможность изменить положение дел.4. Общение только с коллегами по работе, как на работе, так и вне ее.5. Отстраненность от общественной жизни коллектива. Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату: Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов:Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми доброжелательной форме.Необходимо помнить, что любое эмоциональное состояние можно выразить в деликатной форме.Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать ту или иную ситуацию на уроке. Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату: Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение разными обучающимися по-разному воспринимаются Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриковПсихологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для обучающихся, часто идет от чувства профессионального бессилия, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.Всегда заходите в кабинет до звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока. Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату: Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в журнале, следует отметить ее закладкой заранее.Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый обучающийся с начала и до конца был занят делом.Увлекайте обучающихся содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво.Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.Мотивируйте оценку знаний. Обучающийся должен знать, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Он будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно. Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату: Заканчивайте урок общей оценкой работы группы и отдельных ребят. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.Прекращайте урок со звонком. Удерживайтесь от излишних замечаний.Не допускать конфликтов с классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданны в глазах учеников. Психологический комфорт Ничему меня не научитТо, что тычет, талдычит, жучитБорис Слуцкий Личностный подход в образовании Ученик – основной объект заботы учителяВоспитание и обучение без уважения к ученику – подавлениеШкола хороша, если в ней хорошо каждому ученику Из свода правил учителей Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!Будьте терпеливы!Внушайте каждому веру в свои силы.Учитесь создавать ситуацию успеха.Учите ребят дарить радость людям, отдавать каждому делу частицу сердца.Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте: восходу и закату, картине художника, голосам птиц, изумляйтесь счастью подаренной жизни. Спасибо, дорогой учитель!!! Мы знаем и умеем!!! Мы – успешны!!!


Приложенные файлы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Психологический климат в коллективе» Семинар-практикум Подготовила: Методист цвр Еричева О.С.

«Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Цели семинара: Выявить особенности развития психологического климата Определить пути формирования психологического климата в коллективе Содействовать сплочению коллектива

Что такое коллектив? Коллектив - это разновидность социальной общности и совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.

Особенности педагогических коллективов Полифункциональность Самоуправляемость Коллективный характер труда Коллективная ответственность Преимущественно женский состав

Что такое психологический климат? Психологический климат – это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности

«Дерево достижений нашего коллектива»

Факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе МИКРОСРЕДА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА МАКРОСРЕДА РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ

МАКРОСРЕДА

МИКРОСРЕДА

РУКОВОДСТВО КОЛЕКТИВОМ Стиль взаимоотношений между руководителями и подчиненными Единство основных устремлений Техника выслушивания Направленность на понимание Принятие Способность к убеждению

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА Личное мнение, настроение, поведение Мотивы взаимных предпочтений: деловые, эмоциональные Темперамент Характер Пол Эмоциональное состояние. Воля, мотивы

Оценка уровня конфликтности 1 . В учительской начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? а- не принимаю участия; б- кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в- активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя». 2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства? а- нет; б- только если имею для этого веские основания; в- критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает 3. Часто ли спорите с коллегами? а- только если люди не обидчивые; б – лишь по принципиальным вопросам; в- споры- моя стихия 4. Как вы реагируете, если кто-то залезет в обход очереди? а- возмущаюсь в душе; б- делаю замечание; в- прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком 5. В столовой подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? а- не буду поднимать бучу из-за пустяков; б- молча возьму солонку; в- не удержусь от едких замечании и, быть может, демонстративно откажусь от еды… 6. Если вам случайно наступили на ногу… а- с возмущением посмотрю на обидчика; б- сухо сделаю замечание; в- выскажусь, не стесняясь в выражениях; в -устрою скандал 7.Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась… а- промолчу; б- ограничусь коротким тактичным комментарием; в - устрою скандал. 8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь? а- постараюсь казаться равнодушным; б- не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; в- проигрыш надолго испортит настроение.

Проверим себя: за ответ А – 4 балла; Б – 2 балла; В – 0 22-32 балла- тактичные миролюбивые личности, ловко уходят от споров и конфликтов, избегают критических ситуации на работе и дома. Изречение « Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было их девизом. 12-20 баллов - являются людьми конфликтными. Но на самом деле конфликтуют лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Они твердо отстаивают свое мнение, не думая о том, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходят за рамки корректности, не унижаются до оскорблении. Все это вызывает уважение. До 10 баллов – споры и конфликты являются «воздухом», без которого они не могут жить. Любят критиковать других, но если слышат замечания в свой адрес, то есть могут «съесть в живьем».Очень трудно приходиться тем, кто рядом с ними. Их несдержанность и грубость отталкивают людей. Им нужно постараться перебороть свой вздорный характер.

ВЫБЕРИТЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ

Квадрат Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы – вот чем заняты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата – распланированная предсказуемая жизнь ему не по душе сюрпризы и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому ведущие качества Прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.

Круг Самая доброжелательная из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому когда у Круга возникает с кем – то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг Фигура. символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего – то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами,при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру. Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

Синий У человека выбирающего синий цвет есть потребность либо в эмоциональном спокойствии, покое, гармонии, либо существует физиологическая потребность в отдыхе, разрядке и возможность в восстановлении сил. Всякий, кто отдает предпочтение синему, ищет спокойной и тихой среды, лишенной неприятностей и волнений.

Зеленый Человек, выбирающий зеленый цвет хочет повысить уверенность в своей ценности посредством настойчивого отстаивания своих прав, притязаний, своего превосходства, твердо придерживаясь представления о себе или ожидая признания со стороны других людей, уважения, хочет производить впечатление.

Красный Красный – это импульс, воля к победе и все формы жизненной энергии и силы. Это побуждение к активному действию, борьбе, соперничеству. Тот кто выбирает красный цвет, хочет, чтобы его деятельность приносила ему весь спектр переживаний и ощущение полноты бытия.

Желтый Человек, выбирающий желтый цвет говорит о желании освободиться и о надежде на большее счастье или ожидании его и подразумевает некоторый незначительный или крупный конфликт, от которого необходимо избавиться. Желтый нацелен вперед, к новому, современному, развивающемуся.

Фиолетовый Человек, выбирающий фиолетовый цвет ищет одобрения и признания своего обаяния и очарования, своих восхитительных манер и других замечательных свойств. Он впечатлителен и тонок в оценках, однако не хочет, чтобы личные отношения обременяли его излишней ответственностью.

Черный Человек, отдающий предпочтение черному, хочет отказаться от всего из-за упрямого протеста против существующего положения, при котором ему кажется, все не так, как должно быть. Он восстает против Рока или своей судьбы, и склонен при этом действовать опрометчиво. Черный – это переходное состояние человека.

Серый Человек, который выбирает серый цвет хочет отгородиться от всего стеной, чтобы оставаться свободным от любых обязательств. Такой человек не склонен к деятельности, он изолирует себя от непосредственного участия в том, что должен делать, выполняет все машинально, механически.

Коричневый Человек, выбирающий коричневый цвет имеет повышенную потребность в физическом покое и чувственной удовлетворенности, потребность избавиться от ситуации, которая вызывает чувство дискомфорта. Такой ситуацией может быть опасность, реальный физический недуг, наличие проблем, справиться с которыми человек считает себя неспособным.


Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе


«Три типа климатических зон»

Психологический климат

Моральный климат

Социальный климат


Эмпирические референты СПК класса 1)благоприятного СПК

Параметры

Вербальные референты

Эмоциональный фон

Невербальные референты

Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.

Способность к сотрудничеству

Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний.

Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в мнении других ("А как ты думаешь?", "Вам это нравится?" и др.)

Эффективность взаимодействия

Выслушивания с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга).

Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом.

Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы.


2)Неблагоприятного СПК

Параметры

Вербальные референты

Эмоциональный фон

Невербальные референты

Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.

Способность к сотрудничеству

Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний.

Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других ("А кто тебя спрашивает?", "А ты здесь причем?" и др.)

Эффективность взаимодействия

Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению).

Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом.

Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе

  • Так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Принципы создания здоровой рабочей атмосферы

  • Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
  • Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
  • Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
  • Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
  • Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
  • Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
  • Забудьте о покровительственном тоне.
  • Создавайте условия, а не диктуйте их.
  • Верьте людям, с которыми работаете.
  • Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
  • Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
  • Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Литература

  • 1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989
  • 2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm
  • 3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.
  • 4. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.
  • 5. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами - М.: "Издательство АСТ", "Ермак", 2004
  • 6. Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.
  • 7. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - М.: "5 за знания", 2006.