Скачать презентацию про левшу который блоху подковал. прошли на Орловщине на небольшом хуторе

Слайд 2

«Левша» (полное название: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») - повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году. Автор включил повесть в свой сборник произведений «Праведники»

Слайд 3

Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:

Слайд 4

Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.

Слайд 5

Слайд 6

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, - приходится признаться, - я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.

Слайд 7

Повесть «Левша» - это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения - это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др

Слайд 8

Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками.

Слайд 9

Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? Что такое сказ? Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Слайд 10

Работа над первой главой

Какие элементы фольклорных произведений вы заметили? Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? Когда и где происходит действие сказа?

Слайд 11

Характеристика героев

Найдите и прочитайте цитаты, характеризующие Александра Павловича и Платова. Обратите внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Какова роль подобных слов?

Слайд 12

Характеристика персонажей

Как автор изображает Александра Павловича и Платова? Найдите в сносках годы жизни Платова. Найдите несоответствие в тексте 4 главы. Как вы считаете, на стороне какого из героев – Александра Павловича и Платова – находится симпатия автора? Как изображается жизнь царской семьи?

Слайд 13

Характеристики героев

Зачитайте цитаты – характеристики Николая Первого и Платова. Зачитайте историческую справку о Платове в учебнике. Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе?

Бабенко Елена Валентиновна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Пристеньская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области"
Населённый пункт: село Пристень Ровеньского района Белгородской области
Наименование материала: электронный образовательный ресурс
Тема: интерактивная презентация к уроку литературы "Лесков Н. С. Сказ "Левша"
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: среднее образование

Н.С.Лесков

Сказ «Левша»

Н.С.Лесков

Орловского уезда Орловской губернии в семье

Семена Дмитриевича Лескова, заседателя

Орловской уголовной палаты, дворянина по

выслуге. Творческий путь Николая Семёновича

был сложным и противоречивым. Детские годы его

прошли на Орловщине на небольшом хуторе.

Первые детские впечатления, связанные с

родительским домом и орловской землей, самые

теплые, самые радостные. Взрослая жизнь

началась для Лескова рано в 15 лет и была

наполнена многочисленными странствиями, и

общением с самыми разными людьми. В своих

многочисленных путешествиях Н С Лесков увидел

российскою жизнь неблагополучной и

неустроенной. И нашел возможность обновить и

улучшить ее. Писатель считал что надо поставить

во главу угла человека его духовное возрождение.

Поэтому во всех произведениях Лескова главное -

это человек и его стремление к добру.

История создания

Н С Лесков в первых печатных

редакциях предпослал рассказу такое

«предисловие»: «Я записал эту легенду в

Сестрорецке по тамошнему сказу от

старого оружейника тульского выходца,

переселившегося на Сестру-реку еще в

царствование императора Александра

Первого. Рассказчик два года тому назад

был еще в добрых силах и в свежей

памяти, он охотно вспоминал старину,

очень чествовал государя Николая

Павловича, жил «по старой вере», читал

божественные книги и разводил канареек

Люди к нему относились с почтением» Но

весь этот рассказ сочинил в мае месяце

прошлого года, и Левша есть лицо мною

выдуманное» Вся эта выдуманная

история была нужна Лескову для

создания иллюзии непричастности

Сюжет

Сказочная история стальной блоки кажется не очень

замысловатой: получил император Александр I в подарок от

англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой

и забыл. Нашел блоху его преемник император Николай I и

поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским

мастерам «подумать» о ней. Туляки и подковали блоху, вызвав

удивление и восхищение у английских мастеров. Таков сюжет

сказа. Маленькая блоха становится испытанием для героев:

проверяется их ловкость и мастерство, выдумка и сноровка. А

когда Левшу всеми силами уговаривают остаться в Англии, у

главного героя проверяется его чувство любви к своему

отечеству, его отважный героизм.

ВИКТОРИНА

Кому принадлежат следующие слова и как вы их

понимаете?

«Вот если бы у меня хотя один такой мастер в России,

так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а

того мастера сейчас же благородным бы сделал».

«Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде

пубеля, ты мне за всех ответишь».

«Это, - говорит, - против нашего не в пример

превосходнейше».

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не

чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни

Бог войны, они стрелять не годятся».

Иллюстрации к сказу

Н.С.Лескова «Левша»

Языковые особенности сказа

Н.С.Лескова «Левша»

двухсестная карета

бюстры

мерблюзьи мантоны

непромокабль

пистоля

аглицкая сталь

мелкоскоп

пубель

тугамент

постыждение

студинг

публицейские

ведомости

твердиземное море

долбица умножения

стирабельная

дощечка

аболон полведерский

буреметр

клеветон

ВИКТОРИНА

Почему Платов обращается за

помощью именно к

тулякам? Чем знаменита

Тула?

Почему главный герой лишён

имени и даже прозвище

его пишется с маленькой

буквы?

Как представлен левша?

Найдите детали описания

внешности, отметьте

особенности поведения.

Как ведется работа по созданию

диковинки?

И. Глазунов. Иллюстрация к сказу

Н.С.Лескова «Левша»

Современные Левши

Подкованная блоха

КУКРЫНИКСЫ

"Сказ о тульском косом Левше и

стальной блохе". 1974

Современные Левши

Верблюды

Верблюды выполнены из платины. Их высота 80-100 микрон,

что не на много больше диаметра человеческого волоса.

В иголке размещены семь верблюдов. Еще около 10 было

безвозвратно потеряно при изготовлении. Потеря или поломка

работы на последней стадии завершения - это та плата которой

приходится расплачиваться микроминиатюристам.

Семь верблюдов

расположены

в игольном ушке.

Высота верблюдов 80-

100 мкм (0,08-0,1 мм).

Материал - платина.

Верблюды в игольном

ушке относятся к

классическим работам

искусства

микроминиатюры.

Современные Левши

Гена и Чебурашка

Крокодил Гена и Чебурашка

размещены на срезе макового

зернышка. Высота Чебурашки -

0,6 мм, Гены - 1,4 мм.

Выполнить эту работу было

черезвычайно трудно. Эти фигурки

трехмерные, а обработать

трехмерный маленький объект

очень и очень сложно. Ведь

плоский объект можно приклеить и

затем обрабатывать, а трехмерный

объект приклеить довольно сложно.

Обратите внимание на пуговички и

бабочку у Гены. У крокодила Гены

есть даже зубы! Они сделаны из

платины.

Труднее всего было придать лицам

героев выражение. Сложность

создания проявляется и в том, что

детали изготавливаются отдельно и

собираются лишь на последней

стадии.

Современные Левши

Буратино

На срезе виноградной

косточки размещены

Буратино, лягушка и

черепаха Тортилла,

выглядывающая

из «воды».

К сожалению, зрители

редко замечают

лягушонка, сидящего

рядом с Буратинно.

Черепаха протягивает

Буратино именно золотой

ключик.

Причем, обратите внимание, что черепаха выглядывает из воды,

т.е. в воде есть продолжение черепахи. У нее есть даже задние

чтобы их было видно. На заднем фоне виднеется кувшинка.

Современные Левши

Авианосцы

На спинке колорадского жука

размещены американские

самолеты, на спинке божьей

коровки - наши.

В этой работе показана не

столько техника, сколько

преподносится идея. На

колорадском жуке размещены

американские самолеты, на

божьей коровке - наши.

Почему американские

самолеты на колорадском

жуке - потому, что жук этот

родом из Америки и очень

прожорлив. А почему наши

самолеты на божьей коровке

- потому, что она Божья.

Современные Левши

Рисовое зернышко

На срезе написан

фрагмент

из рассказа

Лескова Н. С. «Сказ

о тульском Левше

и о стальной

блохе».

На рисовом

зернышке

уместилось

2027 букв

в 22 строчки.

Рисовое зернышко

было разрезано и

отполировано.

Текст

выгравирован.

Т.е. сначала очень остро заточенной иголочкой царапались

буквочки, а затем они затирались черной краской.

Если приглядеться, то можно заметить золотую подковку,

расположенную рядом с первым словом.

Современные Левши.

Владимир Аниськин

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н.С.Лесков Сказ «Левша»

Н.С.Лесков Родился 4(16) февраля 1831 г. в селе Горохово Орловского уезда Орловской губернии в семье Семена Дмитриевича Лескова, заседателя Орловской уголовной палаты, дворянина по выслуге. Творческий путь Николая Семёновича был сложным и противоречивым. Детские годы его прошли на Орловщине на небольшом хуторе. Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, самые теплые, самые радостные. Взрослая жизнь началась для Лескова рано в 15 лет и была наполнена многочисленными странствиями, и общением с самыми разными людьми. В своих многочисленных путешествиях Н С Лесков увидел российскою жизнь неблагополучной и неустроенной. И нашел возможность обновить и улучшить ее. Писатель считал что надо поставить во главу угла человека его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное - это человек и его стремление к добру.

История создания Н С Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника тульского выходца пересепившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти, он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере» читал божественные книги и разводил канареек Люди к нему относились с почтением» Но вскоре автор сам «разоблачил» себя « я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное» Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа

Сюжет Баснословная история стальной блоки кажется не очень замысловатой: получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней. Туляки и подковали блоху, вызвав удивление и восхищение у английских мастеров. Таков сюжет сказа. Маленькая блоха становится испытанием для героев, проверяется их чувство любви к своему отечеству.

ВИКТОРИНА Кому принадлежат следующие слова и как вы их понимаете? «Вот если бы у меня хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал». «Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». «Это, - говорит, - против нашего не в пример превосходнейше». «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Иллюстрации к сказу Н.С.Лескова «Левша»

Языковые особенности сказа Н.С.Лескова «Левша» двухсестная карета бюстры мерблюзьи мантоны непромокабль пистоля аглицкая сталь мелкоскоп пубель тугамент постыждение студинг публицейские ведомости твердиземное море долбица умножения стирабельная дощечка аболон полведерский буреметр клеветон

ВИКТОРИНА Почему Платов обращается за помощью именно к тулякам? Чем знаменита Тула? Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы? Как представлен левша? Найдите детали описания внешности, отметьте особенности поведения. Как ведется работа по созданию диковинки? И. Глазунов. Иллюстрация к сказу Н.С.Лескова «Левша»

Современные Левши Подкованная блоха КУКРЫНИКСЫ "Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе". 1974

Современные Левши Верблюды Верблюды выполнены из платины. Их высота 80-100 микрон, что не на много больше диаметра человеческого волоса. В иголке размещены семь верблюдов. Еще около 10 было безвозвратно потеряно при изготовлении. Потеря или поломка работы на последней стадии завершения - это та плата которой приходится расплачиваться микроминиатюристам. Семь верблюдов расположены в игольном ушке. Высота верблюдов 80-100 мкм (0,08-0,1 мм). Материал - платина. Верблюды в игольном ушке относятся к классическим работам искусства микроминиатюры.

Современные Левши Гена и Чебурашка Крокодил Гена и Чебурашка размещены на срезе макового зернышка. Высота Чебурашки - 0,6 мм, Гены - 1,4 мм. Выполнить эту работу было черезвычайно трудно. Эти фигурки трехмерные, а обработать трехмерный маленький объект очень и очень сложно. Ведь плоский объект можно приклеить и затем обрабатывать, а трехмерный объект приклеить довольно сложно. Обратите внимание на пуговички и бабочку у Гены. У крокодила Гены есть даже зубы! Они сделаны из платины. Труднее всего было придать лицам героев выражение. Сложность создания проявляется и в том, что детали изготавливаются отдельно и собираются лишь на последней стадии.

Современные Левши Буратино На срезе виноградной косточки размещены Буратино, лягушка и черепаха Тортилла, выглядывающая из «воды». К сожалению, зрители редко замечают лягушонка, сидящего рядом с Буратинно. Черепаха протягивает Буратино именно золотой ключик. Причем, обратите внимание, что черепаха выглядывает из воды, т.е. в воде есть продолжение черепахи. У нее есть даже задние лапки, но автору не удалось сделать воду настолько прозрачной чтобы их было видно. На заднем фоне виднеется кувшинка.

Современные Левши Авианосцы На спинке колорадского жука размещены американские самолеты, на спинке божьей коровки - наши. В этой работе показана не столько техника, сколько преподносится идея. На колорадском жуке размещены американские самолеты, на божьей коровке - наши. Почему американские самолеты на колорадском жуке - потому, что жук этот родом из Америки и очень прожорлив. А почему наши самолеты на божьей коровке - потому, что она Божья.

Современные Левши Рисовое зернышко На срезе написан фрагмент из рассказа Лескова Н. С. «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». На рисовом зернышке уместилось 2027 букв в 22 строчки. Рисовое зернышко было разрезано и отполировано. Текст выгравирован. Т.е. сначала очень остро заточенной иголочкой царапались буквочки, а затем они затирались черной краской. Если приглядеться, то можно заметить золотую подковку, расположенную рядом с первым словом.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Д И Д А К Т И Ч Е С К И Й М А Т Е Р И А Л П О Л И Т Е Р А Т У Р Е В 6 К Л А С С Е История создания сказа Н.С.Лескова «Левша»

2 слайд

Описание слайда:

ознакомить с творческой историей создания сказа Н.С.Лескова «Левша», подготовить учащихся к пониманию его темы, идеи, основных образов, особенностей изобразительно-выразительных средств сказового языка ЦЕЛЬ:

3 слайд

Описание слайда:

Писателя привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, то есть те, кто вырывается из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера. Герои Лескова – люди Русской земли, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость русского человека, кротость его духа и чистота его сердца давали Лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь. В своих многочисленных путешествиях Н.С.Лесков увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной. Он нашёл возможность обновить и улучшить её – писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное – это человек и его стремление к добру. История создания сказа Н.С.Лескова «Левша»

4 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» И.С.Аксаков Н.С.Лесков В январе 1881 года Иван Аксаков, только что открывший в Москве газету «Русь», просит у Н.С.Лескова что-нибудь беллетрическое. Он понимает риск (у Лескова – опасная репутация). Но просит. Вот две реплики из их переписки. Аксаков – Лескову, 4 января 1881 г., из Москвы в Петербург: «...Я не очень жалую глумления. Выругать серьезно, разгромить подлость и мерзость – это не имеет того растлевающего душу действия, как хихиканье... Надо бить дубьём, а не угощать щелчком... Поняли?» Лесков – Аксакову, 7 января 1881 г., из Петербурга в Москву: «Понял... Но я не совсем с Вами согласен насчёт «хихиканья»... Хихикал Гоголь... и то же совершал несчастный Чернышевский... Почему так гадка и вредна в Ваших глазах тихая, но язвительная шутка, в которой «хихиканье» не является бесшабашным, а бережет идеал?.. Вы говорите: «их надо дубьём»... А они дубья-то Вашего и не боятся, а от моих шпилек морщатся».

5 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Десятилетия спустя, когда критики будут решать, кем же был Лесков: серьёзным сатириком или шутейным анекдотистом, – вспомнится это «хихиканье». К «Левше» оно имеет самое прямое отношение. Именно «Левшу» вынашивает в эту пору Лесков и именно к «Левше» психологически готовит Аксакова. А ситуация взрывная: в марте народовольцами убит царь; наследник разворачивает страну вспять от либерализма и тоже клянётся народом – народ, «вечная» тема русских раздумий, встает перед литературой как бы заново. В эту весну Лесков отказывается писать публицистические статьи: «хаос»! Он пишет «Левшу»: «Это не дерзко, а ласково, хотя не без некоторой правды в глаза», – ещё раз предупреждает он Аксакова 12 мая.

6 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Через неделю Лесков везёт в Москву рукопись. Читает вслух. Оставляет. Осенью, тремя порциями, Аксаков публикует лесковскую сказку в своей газете. Впрочем, лучше сказать: легенду, басню, или уж вовсе по-лесковски: «баснословие». Именно это словцо употребил Лесков в авторском предисловии. Предисловие важное, на него надо обратить внимание. Лесков пишет: «Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке... Я записал эту легенду в Сестрорецке... от старого оружейника... Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и свежей памяти; он охотно вспоминал старину… читал божественные книги… разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Впоследствии предисловие было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды.

7 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Впервые сказ напечатан в журнале «Русь» в 1881 году, в № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатан в 1882 году. Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу «предисловие». Однако вскоре автор сам «разоблачил» себя: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное» Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания обманной иллюзии непричастности автора к содержанию сказа.

8 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» СЮЖЕТ Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её в Петербург. Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Атаман Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже. В сюжете сказа смешаны выдуманные и реальные исторические события.

9 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» СЮЖЕТ Николай I поручил Платову среди местных умельцев найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан. Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым Левша, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути, Платов заглянул в Тулу, где троица продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал Платов, работой, он отправился в Петербург. В столице выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху.

10 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» СЮЖЕТ Государь и весь двор были восхищены работой тульских мастеров. Государь распорядился отослать подкованную блоху в Англию, чтобы показать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался. На обратном пути в Россию Левша держал с подшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург Левша, не получив вовремя медицинскую помощь, скончался в простонародной больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».

11 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Художественные особенности Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: «Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нём кто-нибудь «давно слышал», потому что, приходится признаться, я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное».

12 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Художественные особенности Повесть «Левша» – это пример русского сказа. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др. Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально- патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».