Идеи для проекта по окружающему миру. Проектная деятельность: выбираем тему для проекта

После введения в систему отечественного образования новых государственных стандартов обязательным элементом в любой предметной области стала проектная деятельность. Под руководством своих наставников-учителей, ребята продумывают и реализуют исследования в различных научных областях. На начальной ступени обучения школьники изучают курс «Окружающий мир».

В рамках данного учебного предмета они получают первоначальное представление о живой природе, процессах. Отдельное внимание в данной учебной области уделяется краеведческой и патриотической деятельности. остановимся на некоторых работах школьников.

«Мы в ответе за живую природу»

Проекты по окружающему миру можно проводить в процессе знакомства с растениями и животными. В качестве объекта для работы можно рассматривать птиц, животных, которые нуждаются в защите. С чего лучше начать проект? «Окружающий мир: Красная книга своими руками» - это один из вариантов названия будущей работы для учеников начальной школы.

Предметом будут те условия, которые позволяют людям сохранять исчезающие виды животных.

В качестве гипотезы юный исследователь может предположить, что и он сможет внести свой посильный вклад в сохранение живой природы.

Значимость работы

Проекты по окружающему миру расширяют знания ребят о природе своего края, учат их быть ответственными гражданами, заботиться о растениях и животных. Результатом проведенной работы может стать стенд «Сохраним для потомков». Проекты по окружающему миру предполагают использование дополнительных материалов:

  • цветной бумаги;
  • ножниц;
  • гуаши;
  • акварели;
  • цветных карандашей.

По результатам деятельности ребенок (группа детей) оформляют буклет «Красная книга моего региона».

Проекты по окружающему миру проводить можно как во время учебного занятия, так и в рамках внеурочной деятельности.

О чем может рассказать Красная книга

Для начала важно выделить цель, задачи работы, подобрать алгоритм действий. Во вступлении автор обосновывает актуальность выбранной для исследований темы. Например, можно отметить, что наш край отличается уникальной флорой и фауной, но часть растений нуждается в защите. Если мы, обычные люди, не будем принимать мер, то через несколько лет часть живой природы исчезнет, наши потомки никогда не узнают, как пахнут некоторые цветы.

Наш край нуждается в помощи, поэтому мы, школьники, должны знать о существовании Красной книги, беречь те растения, которые в нее занесены.

Социологический опрос

Для того чтобы создать Красную книгу своего села, города, ребята должны собрать определенную информацию. Одним из способов получения информации является проведение анонимного социологического опроса. Юный исследователь предлагает респондентам несколько вопросов, связанных с тематикой его работы:

  • что вы знаете о Красной книге;
  • о чем она рассказывает;
  • почему ее называют «красной»;
  • какие растения и животные попадают в такую книгу;
  • как она устроена.

После статистической обработки всех анкет автор подводит итоги, делает выводы.

Например, можно взять социологический проект по окружающему миру. Животные, которых указали в своих ответах респонденты, могут стать объектом для исследования.

Если анкетирование показывает, что большая часть опрошенных не владеет информацией о Красной книге, ее значимости, это является прямым подтверждением актуальности и своевременности создания проекта.

Сохраним и спасем

В настоящее время численность и распространенность животных меняется на глазах. Сокращение численности актуально для степных орлов, куропаток, зайцев. С их исчезновением может измениться и окружающий мир. Проект «Наш класс на страже природы» должен помочь изменить эту тенденцию. Что мы решили сделать? Нами был создан информационный буклет, в котором показаны причины сокращения числа этих видов:

  • избыточная засуха;
  • неорганизованная охота;
  • браконьерство;
  • использование при удобрении полей химических веществ;
  • загрязнение окружающей среды.

Заключение по проекту

Как можно завершить проект «Окружающий мир»? 3 класс предполагает предоставление результатов работы перед одноклассниками на учебно-исследовательских конференциях, а также привлечение внимания общественности с помощью информационных буклетов, созданными усилиями проектной группы.

В них можно отразить результаты проведенного анонимного социологического опроса, указать тех животных, которые внесены в Красную книгу, перечислить правила поведения в лесу.

Работа «Красная книга моего края»

Предлагаем готовый проект. «Окружающий мир. 3 класс» содержит несколько параграфов, связанных с темой. Это можно использовать для развития познавательного интереса подрастающего поколения, формирования у детей позитивного отношения к живой природе. Целью станет изучение родного края, знакомство с редкими и исчезающими видами животных и растений.

Какую еще цель преследует проект «Город»? Окружающий мир настолько раним, что человек должен заботиться о природе.

В каждом регионе есть свои растения и животные, которые нуждаются в защите. Красную книгу Воронежской области утвердили в 2008 году. Она объединяет порядка семнадцати тысяч видов растений и животных. Еще около 850 видов не вошли в нее, но также нуждаются в особой охране, поскольку их численность ежегодно снижается. В книге представлена информация о биологических особенностях вида, причинах исчезновения, условиях для охраны и восстановления.

В рамках проекта удалось выявить основные категории редкости вида:

  • те, которые исчезли;
  • находящиеся под непосредственной угрозой исчезновения;
  • редкие;
  • сокращающейся численности;
  • восстанавливаемые.

К примеру, если раньше в реке Дон была распространена такая красная рыба как кумжа, которая откладывала здесь икру, то после строительства Цимлянской плотины, этот ценный сорт рыбы пропал полностью.

В начале прошлого века было много тетерев, но во второй половине XX столетия птица исчезла практически полностью. Причинами подобного явления можно считать браконьерство, вырубку лесов, осушение болотистых мест. В средней полосе России наблюдается тенденция сокращения количества хищных птиц: беркутов, сов, ястребов, орлов.

В Воронежской области почти не осталось пеликанов, дроф, стрепетов, сокращается и количество змей. Часть видов животных биологи стараются восстанавливать собственными силами. Например, во второй половине прошлого века в области была распространена красивая бабочка «аполлон», потом она пропала.

Усилиями студентов биологического факультета МГУ, которые проходят в Воронежской области летнюю практику, удалось вернуть эти красивые существа на их «историческую родину», позаимствовав «аполлонов» в Тамбове.

Подобные действия - это один из способов проявления заботы о живой природе. Среди растений, которые внесены в Красную книгу Воронежской области, выделяют:

  • тонколистный пион;
  • колокольчик алтайский;
  • василек луговой;
  • широколистная полынь, голубика.

Биологи убеждены в том, что для сохранения редких видов важно создавать в регионе максимальное количество особо охраняемых территорий: заказников, заповедников.

Проект по охране природы Архангельской области

Вопросы, касающиеся бережного отношения человека к растительному и животному миру, рассматриваются на занятиях по окружающему миру во всех регионах страны. Не является исключением и такой северный регион, как Архангельская область. Например, проект можно посвятить изучению можжевельника, занесенного в Этот кустарник считают индикатором экологической обстановки, поэтому так важно узнать, на каких территориях он растет и какова его численность.

Заключение

В настоящее время важно обратить пристальное внимание человечества на вопросы, касающиеся защиты и сохранения растительного и животного мира планеты. С раннего возраста важно формировать в подрастающем поколении бережное отношение к живым организмам, чему в полной мере способствует проектная деятельность. Некоторые российские регионы активно включились в работу, предполагающую формирование у детей младшего школьного возраста навыков природоохранной деятельности. Например, в Архангельской области, в Карелии разработаны специальные краеведческие курсы, в рамках которых дети получают начальные сведения о природе своего края, изучают основные охраняемые территории, расположенные в крае. Вместе с лесниками, сотрудниками национальных парков дети учатся беречь растения и животных, принимают участие в творческих конкурсах и олимпиадах.

Открытый урок-проект по теме «Земля - наш общий дом»

Учитель начальных классов, первая квалификационная категории, Тульская область, п. Заокский, Заокская ХСОШ

Назначение материалов

Урок-проект по окружающему миру. Тема: «Земля наш общий дом». В нем я затронула проблемы экологии и загрязнения окружающей среды. Урок предназначен для учащихся 3-го класса.

Тип занятия : Урок-проект.

Тема урока: «Земля - наш общий дом»

Класс : 3

Форма проведения : Презентация проекта.

Цель занятия:

Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.

Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности.

Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.

Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, клетка, подарки, письма, плакаты.

Методическая литература : Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко « Проектная деятельность младших школьников; Н. А. Рыжова «Напиши письмо сове» (экологический проект); М. К. Господникова «Проектная деятельность учащихся в начальной школе», журнал «Начальная школа» №4 2000год.

Паспорт проекта:

◆ Название - «Наш общий дом природа»;

◆ Мероприятие, в рамках которого проводится работа - урок закрепления в разделе «Земля наш общий дом»

◆ Учебные дисциплины, близкие к теме проекта - окружающий мир, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение; русский язык, музыка.

◆ Участники - ученики 3 класса

◆ Проблема - Каковы условия жизни на Земле? Как защитить окружа-ющую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?

◆ Цель проекта:

Образовательная:

Изучение условий жизни на Земле;

Изучение экологической проблемы Земли;

Развивающая:

Развитие аналитического, абстрактного мышления;

Развитие умений применять знания на практике;

Развитие познавательной поисковой деятельности;

Развитие умений учебного труда;

Развитие воли и самостоятельности.

Формирование познавательной и исследовательской деятельности;

Формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);

Формирование поисковых умений (умение самостоятельно найти информацию, умение выдвигать гипотезы);

Формирование навыков сотрудничества(умение взаимопомощи в группе, умение находить и исправлять ошибки);

Формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)

Формирование презентационных умений и навыков (умение монологической речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).

Воспитательная:

Воспитание чувства любви к природе и к окружающей среде,

Воспитание, добросовестного отношения к труду; положительного отношения к знаниям;

Воспитание дисциплинированности;

Воспитание умений работать в группе, в коллектив;

Воспитание эстетических взглядов

Воспитание гуманности, по отношению к животным, бережное отношение к природе, любви к природе, Родине.

Задачи : формировать представление учащихся об экологической грамотности.

Развитие умения находить нужную информацию по данной теме;

Воспитание гуманности.

◆ Вопросы

Узнать, собрать и изучить материал на тему: «Условия жизни на Земле»

Как эта тема волнует людей;

Как ученики могут помочь своей малой Родине?

Нарисовать рисунки на тему: « Мы сбережём тебя, планета!».

Написать сочинение на тему: « Каким я вижу этот мир»

Выучить песню «Птичка»

Участвовать в экологическом проекте «Напиши письмо любимому животному»

Участие в проведении опытов, выдвигая гипотезы, и делая выводы;

На уроках технологии изготовить конверты для писем животным и почтовый ящик;

Участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора.

◆ По доминирующей деятельности учащихся - информационно-исследовательский;

◆ По характеру контактов - внутриклассный, групповой.

◆ Учебный проект с точки зрения учителя - средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.

◆ Учебный проект с точки зрения ученика - возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

Метод учебного проекта характеризуется как:

Деятельностный подход к обучению;

Личностно ориентированный;

Построен на методах проблемного обучения;

Обучение групповой деятельности;

Развитие самовыражения учащихся;

Формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической сферах;

Воспитывает целеустремлённость, ответственность, инициативность, творчество.

◆ По продолжительности - долгосрочный.

◆ Форма продукта - книжки-самоделки по темам исследования, оформление стенда «Наш общий дом- природа»

Ход урока:

I Введение. Постановка целей и задач урока.

Мы с вами закончили большую интересную, очень познавательную тему, которая называется ……

(Земля наш общий дом).

И сегодня цель нашего урока обобщить, закрепить те знания, умения, которые мы не только приобрели, но добыли путём личных исследований, представленных в нашем экологическом проекте «Наш общий дом - природа».

II Утверждение тематики проекта.

Кто прочитает тему нашего урока? (запись на доске)

Почему именно так называется наш заключитель-ный урок? (подумайте и на этот вопрос вы мне ответите в конце урока). Сегодня мы работаем по такому плану. (план на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В вашем понимании, что такое дом? (где приятно, безопасно, уютно).

Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитате-ли водных просторов имеют дом? (Да)

Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.)

Значит их дом можно назвать одним словом (природа)

Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопасно? (не всегда).

И вот об этом как раз наш рассказ - песня (инсценирование) «Песня о птичке».

Какой вывод мы можем сделать? (нельзя ради забавы брать животных).

Мини-проект как средство формирования УУД на уроках Окружающий мир, 4 класс

Багрова Елена Викторовна, воспитатель ГПД I категории, учитель начальных классов I категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов, реализующим ФГОС, а также учителям истории и географии 4 - 5 класса (10 – 12 лет).

Реализация мини–проектов на уроках - это системно - деятельностный подход к образованию, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; развитие исследовательских и творческих способностей детей.
Цель: воспитание информационной культуры обучающихся; развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером, самоконтроля; формирование умения грамотно излагать свою точку зрения.
Задачи:
1. Образовательные:
-научить применять знания по истории России 17-18вв. на практике;
- оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной жизненной ситуации;
-закрепить умения и навыки работы с информацией;
2. Воспитательные:
- вовлечь в активную познавательную деятельность;
- формировать культуру взаимоотношений между сверстниками;
- совершенствовать навыки общения;
- воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа;
3. Развивающие:
- совершенствовать умения работы с источниками знаний (учебником, энциклопедиями, дополнительной литературой, Интернет - ресурсами);
- совершенствовать навыки анализа, умение выступать и защищать свою точку зрения;
- развивать творческие способности и познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны;
- развивать коммуникативные навыки работы в группах на этапе рефлексии;
Планируемые результаты:
Личностные:
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание применить на практике свои знания.
Предметные:
- определять составляющие компьютера и их назначение.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- изучить устройства компьютера;
- применять полученные знания при работе с компьютером и на уроках Окружающего мира.
Регулятивные УУД:
- выполнять учебные задания в соответствии с целью;
- соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные УУД:
- формулировать высказывание, мнение;
- умение обосновывать, отстаивать свое мнение;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- грамотно использовать речевые средства для представления результата.


Преимущества мини-проектов:


обучение учащихся проходит в большей степени на исследовательском, творческом уровне;
учащиеся постепенно осваивают и закрепляют элементы проектной деятельности;
выбор учащимся из нескольких уже частично проработанных тем наиболее интересной и социально значимой и ее доработка;
жесткие временные рамки выполнения, что предполагает большую (по сравнению с долгосрочными проектами) самостоятельность и активность учеников;


В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» эффективное использование ИКТ определяется «как ведущий инструментарий формирования у обучающихся универсальных учебных действий». И это не случайно! Ведь в наш век роста информационных технологий одним из важнейших условий построения инновационного образования становится задача подготовки образованной творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию, умеющей не только получать знания и использовать их в жизни, но и добывать знания самостоятельно, ориентируясь в современном информационном пространстве.
Во всех классах начальной школы предусмотрены часы на реализацию творческого проекта.


Выполняя проекты, сначала при непосредственном участии взрослых, затем к 4 классу самостоятельно, школьники:
осваивают составление плана деятельности.
учатся самостоятельно искать и анализировать информацию.
приобретают новые знания и умения.
Но проект это не только выполнение практической работы.
Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:


Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
Планирование работы, где может быть предложено правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.


Примерные темы мини – проектов по предмету «Окружающий мир» в 4 классе:
1. Средние века: время рыцарей и замков.
2. Петр Великий – первый российский император.
3. Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра Великого.
4. Отечественная война 1812 года.
5. Великая война и Великая Победа.
6. Гагарин-первый космонавт Земли.
7. Путешествие по России. Регионы и города России. Народы России, особенности их культуры.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Г.Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №27»

«Волшебница - водица»

Исследовательский проект

Ученица 2 В класса

МБОУ г. Астрахани «СОШ №27»

Руководитель: Черемшанцева Елена Александровна

Астрахань- 2016 г.

1.Визитка проекта………………………………………………….3-4стр.

2.Паспорт проекта…………………………………………………..

Визитка проекта

Фамилия, имя участников проекта

Руководитель:

Дусалиева Диана

Черемшанцева Елена Александровна

Населенный пункт, в котором находится школа

Г.Астрахань

Название школы

МБОУ г. Астрахани «СОШ№27»

Описание проекта

Название темы.

Волшебница –водица.

Этот проект по окружающему миру. В процессе работы над проектом Диана выяснила, какими свойствами обладает вода, что вода-это жизнь.. В процессе поиска ответов на проблемные и учебные вопросы освоила методы исследования предметов окружающего мира. Училась анализировать, классифицировать. В ходе проекта использовала знания, полученные при изучении других предметов, искала более эффективные пути решения задач проекта.

Окружающий мир.

2 класс , возраст 8 лет.

Приблизительная продолжительность проекта

месяц

Основа проекта

Образовательные стандарты

Стандарт начального общего образования по окружающему миру:

    осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

    развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Вопросы, направляющие проект:

Проблемные вопросы

1Что мы знаем о воде?

2.Какими свойствами обладает вода?

3. Что происходит со льдом и снегом в тепле?

4.Что легче: лёд или вода?

5. Как растения пьют воду?

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки:

Должны знать, какие органы чувств помогают познавать окружающий мир; должны иметь элементарные представления о явлениях природы, о воде.

Учебные мероприятия

Экскурсия на реку, прогулки по улице.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование.

Опыты, дополнительная литература, интернет-ресурсы , компьютер, интерактивная доска.

Интернет-ресурсы

2.http://900igr.net/fotografii/e…

4.http://teacher-almaty.clan.su/publ/33-1-0-597

Другие ресурсы

Учителя, другие ученики, родители.

Описание методов оценивания

Работу над проектом начинаем с оценивания знаний учащихся.
Оценивание работ обучающихся в целом направлено на их интересы, происходит оценивание в течение всего проекта и обеспечивает достоверной информацией о качестве и глубине изученного учащимися материала, соответствующего целевым стандартам и задачам учебного курса;

направлено на развитие у обучающихся навыков аналитического мышления;

Итогом работы над проектом является представление результатов исследований обучающихся в форме презентации и демонстрации по изучаемой проблеме.

Паспорт проекта

    Вид проекта : исследовательский.

    Продолжительность : месяц.

    Участница проекта : ученица 2 класса Дусалиева Диана.

    Актуальность темы : Во время экскурсии на реку, Диана стала рассматривать воду и её заинтересовали вопросы: какая бывает вода? Что с ней происходит в природе зимой? Что легче: лёд или вода? Как растения пьют воду? Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды.

    Объект: вода в нашей жизни.

    Гипотеза: мы предположили, что

без воды нельзя прожить.

Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

    Цель проекта : Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.

    Задачи проекта :

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

Дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды.

Уточнить значение воды для всего живого.

9. Предполагаемый результат:

Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде;

Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

Накопить опыт гуманного отношения к растениям;

Воспитать бережное отношение к воде.

10. Продукт проектной деятельности : презентация, выступление на школьной научно-практической конференции.

План реализации проекта

«Волшебница- водица».

Подготовительный этап проекта:

1.Экскурсия на водоёмы

2.Создание экспериментальной лаборатории.

3.Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.

Исследовательский этап проекта.

Проведение опытов, экспериментов с водой.

Опыт1 .Знакомство с тем, что вода не имеет формы и принимает форму того предмета, в который налита.

Я рассмотрел кусочек льда, опустила его в стакан, стала за ним наблюдать. Лёд не изменил формы, пока не растаял. Затем налила воду в кувшин, тарелку, стакан. Увидела, что вода принимает форму того предмета, в котором находится. Лёд- это твёрдая вода и имеет форму.

Опыт2. Положила в стакан с водой гвоздь, он утонул. Затем положила лёд, он плавал на поверхности. Значит, лёд легче воды.

Опыт 3 . Принесла с улицы ведёрко со снегом.Дома было тепло, снег быстро растаял и превратился в воду. Вода была сначала очень холодная, но затем стала теплее.

Опыт4. Взяла фасоль, завернула в мокрую тряпку. Через несколько дней появились ростки.

Опыт 5. Несколько дней не поливала комнатное растение, оно завяло. Полила, растение через некоторое время ожило и приняло прежний вид.

Опыт6. Срезала на прогулке веточки дерева, на них были маленькие почки. Поставила веточки в воду. Через неделю почки набухли, и из них появились маленькие листочки.

Выводы:

1.Вода не имеет форы.

2.Лёд легче воды.

3.Снег и лёд тают и превращаются в воду.

4.Вода нужна растениям для роста и развития.

5.Вода необходима всему живому!

Приложение.

Презентация и защита проекта.(Слайд1)

(Слайд 2) Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить

Объект: вода в нашей жизни. (слайд 3)

Гипотеза: мы предположили, что

без воды нельзя прожить.
не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

Цели и задачи проекта (Слайд 4)

«Вода не имеет формы»(Слайд 5)

Я рассмотрела кусочек льда, опустила его в стакан, стала за ним наблюдать.

Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.

Затем налила воду в кувшин, тарелку, стакан. Я увидела, что вода принимает форму того предмета, в котором находится.

Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.

«Лед легче воды»(Слайд 6)

Положила в стакан с водой гвоздь, он утонул. Затем опустила в стакан, до краев наполненный водой, лёд, он плавал на поверхности.Значит, лёд легче воды. Лёд растаял, но вода не пролилась.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.

«Превращение в воду»(Слайд 8)

Я принесла с улицы ведёрко со снегом. На улице был мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.

Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.

«Вода нужна всем»(Слайд 7-10)

Я взяла два зерна фасоли. Одно завернула в намоченную ватку, положили на блюдце и всегда поддерживала во влажном состоянии. Вторую горошину завернула в сухую ватку и положила на другое блюдце. Блюдца стояли в равных условиях – на подоконнике. Я увидела, что из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет.

Вывод : Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.

Я решила посадить росточки фасоли в землю. Пусть радуют всех своей зеленью!

Черенок герани в воде тоже пустил корни. Его мы тоже посадили в землю. Надеемся, что к весне растение вырастет и зацветёт.

«Растения пьют воду»(Слайд 11)

Несколько дней не поливала цветок он завял, земля была совсем сухая. Полила. Через некоторое время растение ожило и приняло прежний вид.

Вывод : Растения пьют воду.

«Животворное свойство воды»(Слайд 12)

Срезала на прогулке веточки дерева. Внимательно рассмотрела их, почек почти не было видно. Взяла банку, наклеили на неё этикетку «Живая вода» и поставили веточки в эту воду. Через некоторое время веточки ожили и на них появились листочки.

Вывод: Вода дает жизнь всему живому

Заключительный вывод: Вода- это жизнь. Вода – это уникальное вещество, т.к. существует одновременно в трех состояниях.

Вода играет очень важное значение в природе и в жизни живых организмов.

.(Слайд 12-13)

Список используемой литературы:

1.Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.

2.Масленникова О.М., Филиппенко А.А.Экологические проекты в начальной школе..- М. 2011 г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.

3.Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми –Волгоград, Учитель, 2006 г.

4.Г.А.Фадеева Экологические сказки. Пособие для учителей, Волгоград: Учитель, 2004.

5.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- Ростов «Учитель», 2002

    Интернет-ресурсы:1.viki.rdf.ru

Учебный проект по окружающему миру

МБОУ Коелгинская СОШ имени дважды Героя Советского Союза С.В. Хохрякова

Челябинская область

Еткульский район село Коелга ул. Советская -5

Учитель: Складенюк Светлана Людвиговна


Основополагающий вопрос

Разнообразие перелётных

зимующих птиц

в жизни человека


Вопрос учебной темы:



Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А.Яшин


Творческое название проекта

«Прилетаем, живём и радуем вас»


Актуальность проекта

Данный проект направлен на формирование у детей патриотических чувств (воспитание любви к родному селу, семье и т.д.), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

Таким образом, при реализации игрового проекта были использованы следующие принципы:

  • в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
  • совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
  • реализуя игровой проект, участники образовательного процесса "родители – дети- учителя" создают триаду содружества;
  • дети учатся взаимодействовать друг с другом, сотрудничать.

Если интерес детей к проекту достаточно велик – он развивает, воспитывает и охватывает весь детский коллектив.

  • Проявляют инициативу в решении экологических проблем. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
  • Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
  • В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют рассказы и сказки, приобретают знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях и животных, явлениях природы, позволяет прививать им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.

  • разработать систему работы с детьми по формированию у них любви к природе, уважительного отношения к ней, расширение знаний о природе
  • методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода
  • в ходе работы над проектом дети ведут наблюдения, изготавливают кормушки, работают в группах, общаются друг с другом
  • развивается наблюдательность, художественный вкус, эстетическое восприятие, эмоции, творческие способности

  • обобщать и расширять знания детей о природе родного края
  • развивать у детей познавательный интерес;
  • уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников к окружающей природе;
  • формировать умение видеть и понимать красоту;
  • желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;
  • воспитывать у детей интерес, бережное и созидательское отношение к природе родного края.

  • Формулировка основополагающего и проблемных вопросов.
  • Создание групп.
  • Работа в группах над созданием кормушек, систематическая подкормка, наблюдения.

Работа с учащимися в группах

Цель:

  • Цель: Познакомить с перелётными птицами села.

1 группа – сбор информации о снегирях;

  • 1 группа – сбор информации о снегирях;

2 группа – сбор информации о синицах;

  • 2 группа – сбор информации о синицах;

3 группа – сбор информации о клестах

  • 3 группа – сбор информации о клестах





  • Нужны ли кормушки птицам?
  • Как правильно ухаживать за зимующими птицами?
  • Какие перелётные птицы прилетают на зиму в село?





Методические задачи

  • Расширить знания о зимующих птицах.
  • Углубить знания о приёмах по уходу за птицами.
  • Развивать познавательный интерес.

Дидактические цели

  • Развитие воображения, внимания, образного мышления.
  • Формирование навыков работы в группе.
  • Воспитание чувства коллективизма


Чем кормить птиц зимой?

  • Каждый вид птиц питается определенным типом корма.
  • От того, что вы насыплете в кормушку, будет зависеть и видовой состав птиц–посетителей.
  • Рецепт «птичьего пирога»:
  • в растопленный жир добавить овсяные хлопья, пшено, семечки, а затем заморозить.
  • Подкормку из сала или мяса нужно размещать таким образом, чтобы она не досталась воронам, сорокам, галкам, а также кошкам и собакам. Стоит помнить, что птицам можно предлагать только несоленое сало или мясо.
  • Ягоды рябины и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей села - снегирей и свиристелей. Плоды нужно заготовить и высушить заранее, с осени или оставить на ветках деревьев.

  • Семена злаковых растений (пшеница, овёс, просо, пшено) привлекают воробьев, голубей, щеглов, зеленушек.

Чем НЕЛЬЗЯ птиц кормить?

  • Нельзя давать птицам кислые и соленые продукты. Им от них становится плохо, происходит обезвоживание организма, что ведет к смерти.
  • Нельзя давать ржаной хлеб. Ржаной хлеб закисает в зобу птиц и плохо переваривается.

  • Энциклопедия «Всё о птицах»
  • Книги из библиотеки. Стихи, рассказы, загадки и сказки о птицах.
  • Презентации о птицах. Голоса птиц. Корм птиц. Кормушки.
  • Информация из интернета

Синица

  • На зиму эти птички не улетают в теплые страны, но в поисках корма стайками перелетают с места на место.

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.

(Синица)


Клёст

Я б могла ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел клёст своих птенцов.


Снегирь

Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает птицы улетают .

Чернокрылый, красногрудый, Не боится он простуды - С первым снегом Тут как тут!



  • Пластиковые бутылки
  • Банки из под сока и молока
  • Коробки картонные
  • Линейка
  • Карандаши
  • Ножницы

В ходе проекта были использованы методы и приёмы

1. Показ иллюстраций пернатого мира нашего села

2.Чтение художественных произведений о птицах

3. Дидактические игры

4. Экскурсии

5. Беседы и встречи с библиотекарем

6. Информация из интернета

7. Рисунки, аппликации,

8. Л епка птиц



  • Практическая работа «Изготовление кормушек» в группах
  • П резентация «Изготовление кормушек вместе с родителями »
  • Подкормка перелётных птиц.


  • ученица Григорьева Дарья, папа - Александр Петрович, мама – Наталья Валерьевна.

Подвесная кормушка с плоской крышей. Для ее изготовления необходимы четыре бруска, четыре куска фанеры, шурупы.















Домик готов!

Птичкам сделали кормушку,

В зимний вечер за столом,

Сало, семечки горбушку,

Сверху сложим на пшено.

























Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.