Куда сдавать отчет минюст. Какую отчетность должны сдавать некоммерческие организации

получен
гонорар 71%

Здравствуйте Александр.

Рассматриваемый упрощенный порядок, предусмотрен в федеральном законодательстве, т.е. в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Так, согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

3.1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Так, согласно информации, размещенной на одном из информационных ресурсов территориального органа Минюста РФ:

УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ НАПОМИНАЕТ ОБ ОТЧЕТНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Представление отчетности в органы юстиции не зависит от конкретной даты регистрации организации и представляется за период ее деятельности в отчетном периоде и независимо от того, осуществляла ли организация фактически свою деятельность или нет. Другими словами, отчетность представляют те некоммерческие организации, которые внесены в реестр зарегистрированных некоммерческих организаций в течение года, предшествующего отчетному.Какие же некоммерческие организации (НКО) отчитываются в органы юстиции? Это общественные объединения, религиозные и иные некоммерческие организации. В зависимости от вида НКО отчетность можно условно подразделить на два вида: отчетность, представляемая по утвержденным Минюстом России формам, и так называемая упрощенная отчетность.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в упрощенном порядке могут представлять отчетность НКО, которые отвечают одновременно трем условиям:* учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;* НКО, не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;* в случае если поступления имущества и денежных средств таких НКО в течение отчетного года составили до трех миллионов рублей.
При наличии всех трех условий представляются заявление, подтверждающее соответствие указанным требованиям, и информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности.
Это и есть упрощенный порядок.

Те НКО, которые не отвечают указанным требованиям, представляют отчеты по формам, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (религиозные организации по форме РН0003, некоммерческие по формам ОН0001, ОН0002).
По упрощенной системе могут отчитываться религиозные и некоммерческие организации, тогда как на общественные объединения упрощенный порядок не распространяется.
Общественные объединения обязаны информировать органы юстиции о продолжении своей деятельности с указанием действительного местонахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, Федеральным законом «Об общественных объединениях» (абзац 8 части 1 статьи 29) установлена обязанность общественного объединения информировать органы юстиции об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.
В случае, если в отчетном периоде общественное объединение не получало денежных средств от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, то форма ОН0003 представляется в органы юстиции с прочерками.
Листы отчета прошиваются, количество листов подтверждается подписью лица, имеющего право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности, назначенного (избранного) в установленном порядке, на обороте последнего листа на месте прошивки и скрепляются печатью организации. Если сведения, включаемые в отчет, не умещаются на страницах, предусмотренных настоящей формой, заполняется необходимое количество страниц с нумерацией каждой из них.
Отчет и приложение к нему заполняются от руки печатными буквами черной или синей ручкой либо машинописным способом, либо при помощи компьютерной техники и распечатываются на печатающем устройстве компьютера. При отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных настоящей формой, в соответствующих графах проставляется прочерк.Некоммерческие организации также обязаны размещать отчетность в сети Интернет (приказ Минюста России от 07.10.2010 г. № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций»), в том числе через портал о деятельности некоммерческих организаций, ссылка на который содержится на главной странице сайта Управления Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Срок представления отчетности остался прежним - все НКО должны отчитаться в органы юстиции до 15 апреля текущего года.К примеру, если вы в 2013 году зарегистрировали общественное объединение, то вам ежегодно, начиная с 2014 года, до 15 апреля необходимо представлять информацию о продолжении деятельности и отчет по форме ОН0003. Если же вы являетесь руководителем религиозной или иной некоммерческой организации, то должны представить (при наличии трех вышеназванных оснований) отчет по соответствующим формам либо заявление в произвольной форме, подтверждающее, что в составе организации нет иностранных граждан и (или) организаций либо лиц без гражданства; размер денежных средств и иного имущества, поступивших в отчетном периоде, меньше трех миллионов рублей; какие-либо поступления от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства отсутствуют.
to42.minjust.ru/node/118048

Сегодня на территории Российской Федерации может вестись не только коммерческая деятельность, но и некоммерческого характера.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходима регистрация подобных учреждений в различных государственных контролирующих органам.

При этом следует помнить о большом количестве самых разных особенностей, связанных с деятельность подобного рода предприятий, также называемых НКО.

В первую очередь ответственным лицам необходимо будет помнить о важности предоставления отчетности по деятельности некоммерческих организаций.

Что нужно знать

Деятельность некоммерческих организаций вызывает у различного рода контролирующих органов не менее пристальный интерес, чем коммерческих.

Основной причиной тому является наличие большого количества различных , послаблений со стороны государства для всевозможных НКО.

Именно поэтому необходимо будет заблаговременно ознакомиться со всеми основными моментами, связанными с деятельностью и отчетностью подобного рода предприятий. Существует большое количество всевозможных особенностей.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет в обязательном порядке, сегодня можно будет отнести:

  • основные понятия;
  • срок сдачи документов;
  • правовая база.

Рассмотрение обозначенных выше вопросов даст возможность формировать соответствующим образом отчетность и избежать допущения наиболее типичных ошибок.

Основные понятия

В первую очередь руководителю некоммерческой организации, а также её бухгалтеру, иным ответственным лицам стоит ознакомиться с действующими законодательными нормами.

Только отсутствие различных нарушений нормативно-правовых документов позволит избежать большого количества самых разных ошибок, иных затруднений.

Но для верной трактовки основных положений необходимо будет ознакомиться с различными терминами, используемыми в НПД.

К наиболее важным понятиям, связанным с нормативными документами, регулирующими работу НКО, можно отнести следующее:

  • «некоммерческая организация»;
  • «годовая отчетность»;
  • «статистическая отчетность»;
  • «уведомления о расходовании средств»;
  • «структурные подразделения»;
  • «учредители»;
  • «общественные объединения».

На данный момент в первую очередь необходимо будет ознакомиться с понятием «некоммерческая организация». Также применительно к подобного рода структурам возможно будет использовать аббревиатуру НКО.

Под данного типа учреждениями понимаются различного рода предприятия, основной целью которых является не коммерческая, а иная деятельность.

При этом получение какой-либо прибыли не планируется, подобное отсутствует. Важно помнить, что формат деятельности предприятия такого типа должен полностью соответствовать фактам.

В противном случае могут возникнуть достаточно серьезные проблемы – вплоть до в принудительном порядке.

«Годовая отчетность» — совокупность различного рода документов, которые отражают сведения о всех полученных доходах в результате ведения определенной деятельности.

Чаще всего подобными документами являются различного рода декларации. «Статистическая отчетность» — совокупность различного рода отчетов, которые составляются предприятиями по установленным ранее формам документов.

Данного типа отчетность будет предоставляться в Росстат . «Уведомление о расходовании средств» — специальный документ, формат которого установлен на законодательном уровне.

В обязательном порядке формируется некоммерческими предприятиями. Является одним из самых важных документов составления отчетности.

«Структурные подразделения» — филиалы некоммерческих предприятий, которые располагаются отдельно от основного предприятия.

Подобный статус присваивается в случае, если оборудовано рабочее место на срок более, чем 2 месяца.

Важной особенностью подобных подразделений является то, что они должны иметь отдельный баланс, а также предоставлять отчетность отдельно от основной организации.

Имеются также иные моменты, связанные с формирование отчетности структурных подразделений.

«Учредители» — какое-либо физическое или же юридическое лицо, являющееся создателем, владельцем и руководителем организации. При этом следует помнить, что таких учредителей одновременно может быть сразу несколько.

Именно учредители имеют право принимать различного рода важные решения относительно ведения деятельности некоммерческого предприятия.

Также совет учредителей назначает исполнительный орган, который имеет право представлять интересы НКО.

«Общественные объединения» — одна из разновидностей некоммерческого предприятия, которое создается на основании общих интересов простых граждан.

При этом отчетность подобного НКО должна формироваться в соответствии со всеми законодательными нормами, действующими относительно подобных предприятий.

Имеется большое количество самых разных нюансов, связанных с подобного рода деятельностью. Также существуют различного рода иные виды некоммерческих предприятий.

Срок сдачи документов

Очень важно не пропустить срок сдачи соответствующей отчетной документации. В первую очередь это касается различного рода государственных внебюджетных фондов.

На данный момент установлены следующие сроки:

Важной особенностью рассматриваемого типа организаций является то, что имеется необходимость отчитываться в региональные налоговые органы.

Отчетность не ограничивается сдачей документов в государственные фонды, а также различного рода статистические учреждения. Этот момент установлен на законодательном уровне.

Правовая база

На данный момент основополагающим документом, регулирующим деятельность подобного рода организаций, а также на основании которого формируется отчетность, является

Он включает в себя следующие основные разделы:

Также существуют некоторые специализированные нормативно-правовые документы, которые регламентируют отчетность НКО.

К таким нормативно-правовым документам сегодня относится следующее:

Особое внимание необходим будет уделить именно срокам и формату предоставления различного рода отчетности.

Так как наличие ошибок, различного рода недочетов и неверное представление информации может послужить причиной возникновения большого количества всевозможных затруднений.

Формы налоговой отчетности НКО

На данный момент формат налоговой отчетности некоммерческой организации установлен законодательно. Все необходимые документы должны передаваться непосредственно по месту постоянной регистрации.

Сама процедура создания НКО мало отличается от формирования иных организаций. Имеются отличия только лишь в перечне предоставляемых документов.

Аналогичным образом обстоит дело с отчетностью. Необходимо будет составлять достаточно обширный перечень документов.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет заблаговременно, необходимо будет отнести следующее:

  • список для сдачи;
  • если нулевая отчетность;
  • ответственность при нарушениях.

Список для сдачи

На данный момент перечень документов для сдачи отчетности достаточно обширен. Он включает в себя большое количество самых разных документов.

В первую очередь необходимо заняться формированием бухгалтерской отчетности. Данный момент устанавливается

В соответствии с данным нормативно-правовым документом необходимо будет сдавать отчетность такого вида, которая включает в себя:

  • стандартный ;
  • приложения к обозначенным выше документам – если по какой-то причине это необходимо в конкретном случае.

Состав бухгалтерской отчетности устанавливается только федеральным законодательством.

Все необходимые в данном случае документы должны быть представлены в соответствующие органы не позднее, чем по истечении 3 месяцев с момента окончания отчетного периода.

Перечень налоговых документов для отчетности зависит от применяемого налогового режима.

Предприятиям, которые работают на общем, необходимо будет сдавать:

  • налоговую отчетность в форме по различного рода ;

Любое предприятие, работающее на территории России, должно сдавать отчетность в различные государственные органы.

Не являются исключением. Однако для таких субъектов предусмотрен иной состав документации и особые сроки сдачи.

Что такое НКО?

Некоммерческой называется организация, целью деятельности которой не является получение прибыли, а доходы от деятельности не распределяются между учредителями.

Такой субъект хозяйствования имеет все признаки юридического лица:

  • имеет самостоятельный баланс;
  • может открывать счета в банках;
  • имеет право на штампы со своим названием;
  • действует на основании устава;
  • создаётся на неограниченный срок деятельности.

Эти предприятия создаются для социальных, культурных, образовательных, политических и прочих аналогичных видов деятельности, целью которых выступает достижение общественных благ. Наиболее известные подобные организации являются благотворительными.

Субъекты такого рода могут осуществлять коммерческую деятельность, но только если она предназначена для достижения целей компании и распределения полученного дохода между учредителями не предполагается. Их деятельность регулируется законом № 7-ФЗ.

Бухгалтерская отчетность

Некоммерческие организации обязаны вести соответствующий учёт, составлять отчёты и представлять их ежегодно. Срок, до наступления которого необходимо сдать готовые формы, наступает 31 марта года, следующего за отчетным.

Согласно законодательству, в состав бух. отчётности НКО включаются два типа документов, каждый из которых должен быть оформлен по установленной форме с учётом особенностей деятельности субъекта:

  • Бухгалтерский баланс . Отличие данного отчёта от , состоит в замене раздела «Капиталы и резервы» на «Целевое финансирование». При этом организация указывает информацию о суммах источников формирования её активов. Конкретное содержание раздела зависит от правовой формы компании.
    НКО самостоятельно определяет, насколько подробным будет отражение информации в балансе. Например, если у предприятия достаточно большое количество запасов, то в отчётности может быть показан детализированный состав МПЗ. Если же их ассортимент ограничен, то всю сумму разрешено показать одной строкой.
  • Отчёт о целевом использовании средств . В содержится следующая информация:
    • размер использованных в деятельности средств, в том числе расходы на оплату труда, благотворительность, целевые мероприятия, затраты на обеспечение функционирования предприятия;
    • остаток средств на начало года;
    • общая сумма поступивших денег, в том числе целевые, членские, вступительные и добровольные взносы, также указывается прибыль от предпринимательской деятельности;
    • остаток на конец года.

Также можно составить пояснительную записку. Этот документ содержит выраженную в произвольной форме расшифровку отдельных показателей.

Сдавать отчётность допускается в бумажном или электронном виде.

Подробную информацию о бухучете данных предприятий вы можете почерпнуть из следующего видео:

Налоговая отчетность

Некоммерческие организации отчитываются также в государственные органы ИФНС. Перечень документов зависит от выбранной системы налогообложения.

Общий режим

Если предприятие не использует специальную систему налогообложения, то оно должно представить в налоговую следующие документы:

  • . Её рекомендуется сдавать в электронном виде не позднее 25 числа месяца, который следует за датой окончания периода.
  • . Если существующая организация имеет в составе активов налогооблагаемое имущество, она должна предоставлять расчёт и перечислять платежи ежеквартально. От заполнения формы и уплаты налога освобождаются только предприятия, не владеющие основными фондами. Декларация по авансовым платежам представляется в соответствующие органы в течение 30 дней после окончания отчётного периода. Документ, содержащий сведения о итоговом расчёте, сдаётся не позднее 30 марта.
  • . НКО признаётся плательщиком , если ведёт предпринимательскую деятельность. Форма подаётся за каждый отчётный период не позднее чем через 28 дней после его окончания. Отчёт за налоговый период должен сдаваться до 28 марта года, следующего за истекшим. Если организация не вела предпринимательскую деятельность, она должна предоставить в территориальную инспекцию специальную упрощённую декларацию. Срок её сдачи также наступает 28 марта.
  • . Если в составе имущества компании имеется земельный участок, она должна предоставить данный отчет до 1 февраля года, следующего за отчетным.
  • . Она необходима, если организация имеет транспортное средство. Срок сдачи документа - также 1 февраля.

Кроме перечисленных, НКО должны предоставить в инспекцию некоторые другие бумаги:

  • . Предоставляется в случае, если в компании оформлено 100 и более сотрудников. Сдаётся до 20 января.
  • . Согласно законодательству, любое предприятие обязано отчитаться о сумме подоходного налога, удержанного с работников, если их численность превышает 25 человек. Для этого необходимо представить в налоговые органы справку по установленной форме в срок до 1 апреля.

Специальные системы

Данные организации имеют право использовать специальные налоговые режимы. В этом случае они обязаны предоставить в государственные органы соответствующие отчеты:

  • . Её нужно оформлять, если предприятие применяет . Документ сдаётся ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
  • . Заполняется, если компания находится на УСН (). В этом случае форма оформляется и сдаётся до 31 марта года, следующего за прошедшим периодом.

Ответственность за сведения, указанные в документах, данные субъекты несут такую же, как и другие предприятия.

Прочая документация

НКО также представляют расчёты в другие государственные учреждения.

Внебюджетные фонды

  • . Представляется в фонд социального страхования, если численность сотрудников превышает 25 человек. Даты представления документа в электронном и бумажном виде различаются:
    • на бумаге следует отчитываться до 20 января;
    • электронный расчёт разрешается представлять до 25 января.
  • . Представляется в территориальные органы ПФР, если среднесписочная численность превышает 25 человек. Сроки сдачи следующие:
    • 15 февраля, если отчёт формируется на бумаге;
    • 22 февраля, если сдаётся электронный расчёт.

Федеральная служба государственной статистики

Кроме отчётов, которые сдаются организацией, попавшей в выборку, в территориальный орган Росстата необходимо предоставить два обязательных документа:

  • Форма №1-НКО . Информацию о деятельности предприятия нужно сдать до 1 апреля года, следующего за отчётным.
  • Форма № 11 (краткая). Документ содержит информацию о движении основных фондов. Его также нужно представить в территориальные органы до 1 апреля.

Министерство юстиции

Некоммерческие предприятия обязаны предоставлять отчёты о своей деятельности в Минюст:

  • Форма №0Н0001 . В ней должны быть отражены сведения о руководителях, а также о характере деятельности организации.
  • Форма №0Н0002 . Заполненный бланк содержит информацию о расходовании целевых денежных средств, а также об использовании имущества.
  • Форма №0Н0003 . Заполняется на официальном сайте министерства.

В некоторых случаях компании могут не предоставлять указанные отчеты. Такая возможность появляется, если:

  • в НКО не было поступлений активов от иностранных лиц, международных предприятий и т. п.;
  • учредителями или участниками не являются иностранные граждане;
  • общая сумма поступлений за год не превышает 3 миллиона рублей.

В таком случае вместо форм №0Н0001 и 0Н0002 сдаётся заявление о соответствии требованиям законодательства. Оно составляется в произвольной форме.

Все перечисленные отчёты нужно предоставить в территориальное управление министерства до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Особенности социально ориентированных НКО

Согласно действующему законодательству, социально ориентированными (СО) признаются некоммерческие организации, работа которых направлена на решение общественных проблем:

  • социальная защита;
  • помощь в преодолении стихийных бедствий, катастроф;
  • защита животных;
  • охрана зданий и сооружений, которые имеют культурное, историческое значение;
  • оказание юридической помощи безвозмездно или на льготной основе;
  • охрана окружающей среды;
  • благотворительность;
  • профилактика опасных форм поведения людей;
  • деятельность в области здравоохранения, образования, культуры, науки и т. п.

Чаще всего они создаются в форме религиозных организаций, ассоциаций, общественных объединений, автономных НКО. Политические партии, государственные корпорации не могут быть таковыми.

Отчётность таких компаний имеет ряд отличительных черт. Вместо стандартных бланков, которые сдают все предприятия, они заполняют специальные формы:

  • Бухгалтерский баланс СО НКО.
  • Отчёт о целевом использовании их средств.

Последние изменения 2019 года

Законодательством были введены некоторые новые правила составления отчётности некоммерческих предприятий. Отличие новых правил от старых в следующем:

  • раздел 3 баланса получил название «Целевое финансирование» вместо «Капиталы и резервы», в нём содержится информация о целевых средствах и фондах;
  • существенная информация о показателях отчётности может быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу;
  • малые НКО имеют право составлять упрощённые формы, в том числе отчёт о целевом использовании средств.

Согласно изменениям, социально ориентированные объединения больше не рассматриваются как отдельная категория. Формы их отчётности больше не имеют существенных отличий.

Как известно, для некоммерческих организаций были упрощены процедуры государственной регистрации, предоставления отчетности и осуществления контроля за их деятельностью (Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”»). Исходя из того, что некоммерческая организация как собственник целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные спецификой деятельности формы отчетности. Отметим также, что в случае, если такой некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.

В целом отчетность некоммерческих организаций можно условно разделить на следующие группы:

  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
  • статистическая отчетность;
  • специальная отчетность.

Состав отчетности в отношении некоммерческой организации зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).

Бухгалтерская отчетность

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Следует отметить, что для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Указанные организации представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности» некоммерческие организации могут не представлять формы № 3–5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.

Бухгалтерская отчетность в сокращенном составе (формы № 1 и № 2) также представляется в органы государственной статистики.

С 2003 г. в связи с введением в действие УСН многие некоммерческие организации перешли на указанный специальный налоговый режим. Такие организации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности. Но при этом установлена обязанность ведения данными организациями учета доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Доходы и расходы учитываются в Книге доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Налоговая отчетность

Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:

  • налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • налоговую декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Нужно иметь в виду, что форма декларации по НДС изменилась. Новая форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009. Указанная форма декларации применяется уже с отчетности за IV квартал 2009 г.

В отношении налога на прибыль нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация по налогу на прибыль применяется в редакции приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н.

Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что закреплено в ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что ранее организация, не имевшая объектов налогообложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять так называемую «нулевую» налоговую отчетность по налогу на имущество. Однако теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.

В случае если в отношении некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, то она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).

Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В качестве самого простого примера здесь можно привести отношения между работодателем и работником в части начисления и выплаты заработной платы. Указанное выше обстоятельство влечет за собой необходимость составления и представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде УСН довольно большое число некоммерческих организаций воспользовалось правом перехода на указанный налоговый режим.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3, 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).

Применение УСН обязывает некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Отчетность перед государственными внебюджетными фондами

Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года. Отмена с 01.01.2010 Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» ЕСН и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесли определенные новшества, в том числе и в порядок формирования и представления отчетности.

Привычная для многих декларация по ЕСН отменена, а администрирование указанных выше страховых взносов передано от налоговых органов Пенсионному фонду России (ПФР), а также Фонду социального страхования (ФСС России). В связи с изменением порядка администрирования взносов страхователи в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ должны подавать расчеты ежеквартально по месту своего учета:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС);

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС России - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России.

Следует обратить внимание на то, что подача расчетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-страхователя не предусматривается.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.

Отчетность в ФСС России несколько видоизменилась, что стало следствием указанных выше изменений законодательства. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 г. должен быть представлен по форме-4 ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.

Помимо этого организации также обязаны формировать отчетность, связанную со сдачей сведений по персонифицированному учету. Эта обязанность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ порядок сдачи сведений по персонифицированному учету в ПФР изменился. Так, в 2010 г. их нужно сдавать два раза - по итогам полугодия и года (до 01.08.2010 и 01.02.2011), а начиная с 2011 г. - четыре раза в год, ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля).

Статистическая отчетность

Помимо представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках некоммерческой организацией в органы государственной статистики подаются сведения по специализированным формам статистического наблюдения.

Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует указать, что в отношении них среди прочих установлена специальная форма статистического наблюдения - форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Указанная форма является новой. Форма утверждена приказом Росстата от 02.10.2009 № 213, является единовременной и действует для отчета в 2010 г. Также в отношении некоммерческих организаций действует форма № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», утвержденная приказом Росстата от 14.08.2008 № 189 (ред. от 10.07.2009, с изм. от 18.11.2009).

Органы государственной статистики могут запросить и другие сведения по установленным формам.

Специальная отчетность

При формировании комплекта отчетности в отношении некоммерческих организаций следует принимать во внимание Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сейчас указанные выше сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, по форме № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 08.12.2008). Сведения представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако указанное выше требование распространяется не на все некоммерческие организации. Так, согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн руб., представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

С 01.01.2010 вступил в силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны каждый год размещать в сети Интернет или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган, а некоммерческие организации, у которых выполняются условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, - сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое число форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.

Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Помимо этого общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Аналогичная обязанность закреплена и за такой формой некоммерческой организации, как религиозная организация (ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Благотворительные организации, являясь также некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» также обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения:

  • о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований указанного выше едерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Некоммерческие фонды в соответствии со ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

М. В. Панов,
аттестованный аудитор Минфина России, член НП «Московская Аудиторская Палата», ведущий эксперт аудиторско-консалтинговой компании «РУСКОНСАЛТИНГ ГРУПП»

26 Окт 2016

Часто именно недочёты и ошибки в отчётности организации становятся тем формальным поводом, который позволяет государственным органам обвинить организацию в нарушениях законодательства и помешать её работе. Зачастую даже бизнесмены жалуются на бесконечные проверки и необходимость предоставлять много однотипной отчетности в различные структуры. Однако некоммерческие организации, в том числе правозащитные, вынуждены предоставлять еще больше отчетности. Им приходится отчитываться не только в привычные для бизнеса Налоговую службу, Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, но и в Минюст. При этом если организацию внесли в список «иностранного агента», то количество отчетности увеличивается в разы. Адвокат Марина Агальцова составила инструкцию по отчетности некоммерческих организаций. Итак, НКО должны предоставлять следующую отчетность:

  1. Налоговая отчетность (список для организаций на ОСНО)
    • декларацию по НДС;
    • декларацию по налогу на прибыль;
    • сведения о среднесписочной численности;
    • декларацию по налогу на имущество;
    • декларацию по транспортному налогу;
    • декларацию по земельному налогу;
    • 2-НДФЛ;
    • 6-НДФЛ.
  2. Бухгалтерская отчетность
  3. Отчетность в Пенсионный Фонд
  4. Отчетность в Фонд Социального Страхования
  5. Отчетность в Минюст.

Налоговая отчетность НКО

Декларация по НДС

Организации должны представлять декларацию по НДС по итогам каждого квартала. Сроки и порядок представления декларации, а также уплаты налога указаны в ст. 174 НК РФ. Декларации подаются в следующие сроки:

  • за IV квартал - до 25 января следующего года;
  • за I квартал - до 25 апреля этого же года;
  • за II квартал - до 25 июля этого же года;
  • за III квартал - до 25 октября этого же года.

В большинстве случаев декларация по НДС сдается по телекоммуникационным каналам связи (электронно). Возможность отчитываться на бумаге предоставлена лишь некоторым категориям налогоплательщиков (п. 5 ст. 174 НК РФ). В частности, ст. 145 НК РФ предусмотрена такая возможность для налогоплательщиков, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Для использования этого права необходимо предоставить в налоговую инспекцию уведомление.

Уплата налога производится равными долями в течение трех месяцев, следующих за отчетным периодом. Платежи нужно отправить до 25 числа каждого из месяцев. Например, налог за I квартал 2016 года требуется перечислить до 25.04.2016, 25.05.2016, 27.06.2016.

Отдельные категории лиц также обязаны представлять в ФНС журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Журнал представляется в электронной форме не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

Декларация по налогу на прибыль

По налогу на прибыль организации необходимо представлять декларацию по итогам первого квартала, полугодия, 9 месяцев и года (ст. 285 НК РФ). Сроки и порядок представления декларации, а также уплаты авансовых платежей и налога указаны в ст. 287 и ст. 289 НК РФ. В декларации по налогу на прибыль выручка и расходы показываются нарастающим итогом с начала года.

Сдать декларацию нужно:

  • за год - до 28 марта следующего года;
  • за I квартал - до 28 апреля текущего года;
  • за I полугодие 2016 года - до 28 июля;
  • за 9 месяцев 2016 года - до 28 октября.

Налогоплательщики, которые осуществляют ежемесячные авансовые платежи, должны представлять декларации по налогу на прибыль ежемесячно (п. 3 ст. 289, ст. 287 НК РФ).

Декларацию по налогу на прибыль организации вправе представить в бумажном виде, если среднесписочная численность работников (численность для вновь созданных компаний) не превышает 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ). В остальных случаях отчитываться следует в электронной форме.

Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ).

Отчетность по НДФЛ

С 2016 года сдается новый отчет 6-НДФЛ о доходах физических лиц (п. 2 ст. 230 НК РФ):

  • за I полугодие года - до 30 июля текущего года;

Годовой расчет по форме 6-НДФЛ сдается до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Также раз в год сдается справка 2-НДФЛ до 1 апреля следующего года. При численности физических лиц, на которых подаются сведения, до 25 человек организация вправе представить отчетность на бумажном носителе. Если численность выше 25 человек, отчитываться нужно в электронном формате.

Декларация по налогу на имущество организаций

Плательщиками данного налога признаются организации, имеющие на балансе имущество. Порядок и сроки уплаты налога на имущество и авансовых платежей устанавливаются субъектами Российской Федерации (ст. 383 НК РФ).

По итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев нужно подать налоговые расчеты по налогу на имущество, а по итогам года - декларацию. При этом субъекты РФ могут отменить представление налоговых расчетов, но годовую декларацию обязаны сдать все организации, имеющие на балансе основные средства (ст. 379 НК РФ).

Декларацию за год нужно представить до 30 марта следующего года (ст. 386 НК РФ).

Налоговые расчеты по налогу на имущество представляются:

  • за I квартал - до 30 апреля текущего года;
  • за I полугодие - до 30 июля текущего года;
  • за 9 месяцев 2016 года - до 30 октября текущего года.

Декларация по транспортному налогу

Представляют декларацию и уплачивают налог организации, имеющие зарегистрированные транспортные средства (ст. 357 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом дата уплаты налога по итогам года не может быть установлена ранее 1 февраля (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Налоговая декларация представляется раз в год не позднее 1 февраля (ст. 363.1 НК РФ).

Если численность работников свыше 100 человек, декларацию нужно представлять в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Декларация по земельному налогу

Представляют декларацию и уплачивают налог организации, имеющие земельные участки, признаваемые объектом налогообложения (ст. 388 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований. При этом дата уплаты налога по итогам года не может быть установлена ранее 1 февраля (ст. 397 НК РФ).

Налоговая декларация представляется раз в год не позднее 1 февраля следующего за отчетным года (ст. 398 НК РФ).

Декларация представляется на бумаге, если численность менее 100 человек. В остальных случаях отчитаться нужно в электронном формате (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Сведения о среднесписочной численности работников

Сведения о среднесписочной численности работников необходимо представить в ФНС до 20 января следующего (за отчетным) года. Данная форма сдается один раз в год (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Бухгалтерская отчетность

Организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность в ФНС и Росстат.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса , отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если НКО ведет предпринимательскую деятельность (нужно, чтобы это было предусмотрено ее уставом), необходимо также предоставлять отчет о целевом использовании средств.

Крайний срок для сдачи - 31 марта следующего года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Можно представлять бухгалтерскую отчетность на бумаге или электронно.

3. Отчетность в Пенсионный Фонд

Форма РСВ-1

Все организации, у которых есть работники, должны отчитываться в ПФР по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года по форме РСВ-1. Если среднесписочная численность работников превышает 25 человек, отчитаться нужно в электронном виде. Такое же правило действует для вновь созданных или реорганизованных компаний (п. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Для НКО на ОСНО необходимо подать отчеты в следующие сроки:

  • за год - до 15 февраля (на бумаге), 20 февраля (электронно) следующего года;
  • за I квартал - до 15 мая (на бумаге), 20 мая (электронно) текущего года;
  • за полугодие - до 15 августа (на бумаге), 20 августа (электронно) текущего года;
  • за 9 месяцев - до 15 ноября (на бумаге), 20 ноября (электронно) текущего года.

Порядок заполнения формы http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/for_employers/pred_ot/~2163

Форма СЗВ-М

С 2016 года помимо РСВ-1 работодатели также должны ежемесячно (не позднее 10 числа следующего месяца) сдавать отчётность в ПФР за работников по новой форме СЗВ-М (Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

3. Отчетность в Фонд Социального Страхования

Форма 4-ФСС

Все организации, у которых есть работники, должны отчитываться в ФСС по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года. Если среднесписочная численность работников превышает 25 человек, то отчет по форме 4-ФСС необходимо представить в электронном виде. Такое же правило действует для вновь созданных или реорганизованных компаний (п. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Сроки предоставления отчетности следующие:

  • за предыдущий год - до 20 января (на бумаге), 25 января (электронно) следующего года;
  • за I квартал - до 20 апреля (на бумаге), 25 апреля (электронно) текущего года;
  • за полугодие - до 20 июля (на бумаге), 25 июля (электронно) текущего года;
  • за 9 месяцев - до 20 октября (на бумаге), 25 октября (электронно) текущего года.

Подтверждение основного вида деятельности

Страхователь ежегодно должен подтверждать свой вид деятельности (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55).

  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
  • копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).

4. Отчетность в Министерство юстиции РФ

Законодательством определен разный состав отчетности для:

  • общественных объединений
  • всех иных НКО
  • НКО, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента».

Общественные объединения (общественная организация, общественное движение).

Отчет по форме ОН0003

Отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании размещается на портале Минюста России по адресу в сети Интернет (www.minjust.ru ) .

Кроме того, отчет может быть представлен лично (по доверенности) или направлен по почте в территориальный орган Минюста России по месту регистрации организации в виде почтового отправления с описью вложения. Срок – до 15 апреля (следующего за отчетным) года.

Письмо о продолжении деятельности

Такое письмо может быть представлено лично (по доверенности) или направлено по почте в территориальный орган Минюста России по месту регистрации организации, срок не определен, но такое письмо должно подаваться ежегодно.

Все иные НКО (за исключением общественных объединений)

Для таких НКО предусмотрено два варианта. Первый вариант предназначен для НКО, у которых присутствует хотя бы один из критериев:

  • учредителями (участниками, членами) являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства,
  • за предыдущий год были поступления имущества и денежных средств от иностранных источников,
  • за предыдущий год поступление имущества и денежных средств НКО (из любых источников) составили свыше трех миллионов рублей.

Такие организации предоставляют отчет по форме ОН0001 (отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов) и по форме ОН0002 (отчет о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства). Отчет размещается на сайте Минюста России по адресу: (http://unro.minjust.ru/ ) . Срок – до 15 апреля следующего (за отчетным) года.

Если у НКО нет ни одного указанного выше критерия, то оно размещает на сайте Минюста (http://unro.minjust.ru) заявление/сообщение о продолжении деятельности размещается до 15 апреля следующего (за отчетным) года.

Для фондов предусмотрено требование публиковать ежегодно (точная дата не определена) отчеты об использовании своего имущества. Закон не предусматривает, в каком виде должна быть сделана публикация отчета, поэтому возможно распечатать в качестве брошюры или опубликовать в СМИ и на своем сайте.

Благотворительная организация дополнительно представляет в Минюст России отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований вышеуказанного закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Ежегодный отчет представляется лично (через представителя) или по почте в территориальный орган Минюста России не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента

Такая организация предоставляет следующие отчеты:

  • отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
  • отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября);
  • аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.