Проблемы трудоустройства молодежи в россии. А продуктивна ли система образования

1

Статья посвящена проблемам трудоустройства молодежи на региональном рынке труда. Авторами статьи выделены факторы определяющие положение молодежи в обществе. В работе рассматриваются причины, определяющие низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда. В статье представлен анализ результатов социологического исследования, направленного на выявление положения молодежи на региональном рынке труда. В ходе исследования было выявлено, что для современного рынка труда Нижегородской области характерны гендерные диспропорции, что проявляется в уровне заработной платы. Выявлены способы трудоустройства молодых людей. В процессе исследования определен реальный средний уровень заработной платы молодых граждан, а так же сроки и способы поиска работы у девушек и юношей. Отмечено низкое качество профориентационной работы в школах и вузах и незнание молодежью потенциальных перспектив развития рынка труда. По итогам проведенного исследования авторами предложены рекомендации, способствующие разрешению сложной ситуации на региональном молодежном рынке труда.

молодежный региональный рынок труда

проблемы трудоустройства молодежи

безработица

уровень заработной платы

служба занятости

социально-экономическое положение молодежи

1. Беляева Т.К., Пухова А.Г. Оценка работодателем качества подготовки выпускников педагогического вуза // Нижегородское образование. 2013. № 2. С. 105-110.

2. Беляева Т.К., Пухова А.Г. Социальные причины и последствия алкоголизма у сельского населения России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-2. – С. 322-325;

URL: http://сайт/ru/article/view?id=9607 (дата обращения: 21.06.2016).

3. Государственная программа «Содействие занятости населения Нижегородской области на 2014-2016 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/465505397 (дата обращения: 15.11.2015)]

4. Пухова А.Г., Беляева Т.К. Анализ современной демографической ситуации в Нижегородской области // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-10. С. 1893-1895.

5. Пухова А.Г., Беляева Т.К. География социально-зависимых заболеваний населения нижегородской области // Экология урбанизированных территорий. 2014. № 2. С. 17-20.

6. Пухова А.Г., Беляева Т.К., Толкунова С.Г. Влияние социальнозависимых заболеваний на демографическую ситуацию Нижегородской области // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 26.

Будущее нашей страны - это молодежь, так как она играет важную роль в экономической, социальной и политической жизни общества. Сегодняшние молодые люди будут задействованы в дальнейшем развитии государства. В условиях экономического кризиса именно молодежь является наиболее социально и экономически уязвимой категорией граждан в вопросах труда и занятости. Острота данной проблемы определяет необходимость всестороннего изучения положения молодежи на региональном рынке труда.

Факторами, определяющими положение молодежи в обществе являются: возможность получить образование, реализовать себя в профессиональной сфере, найти хорошую работу, обеспечить достойный материальной уровень.

Молодые люди, выходящие на рынок труда различаются по возрасту, образовательному уровню, жизненным ценностям, полу. Исследователи выделяют три группы молодежи:

Первую группу представляет молодежь в возрасте от 15 до 18 лет. Это учащиеся средних, средне - специальных и высших учебных заведений. В данной возрастной группе формируются жизненные ценности, нормы поведения в обществе, а также осуществляется выбор будущей профессии. Граждане этого возраста практически не вовлечены в трудовую деятельность. Однако, большинство подростков, именно в этом возрасте зарабатывают свои первые деньги.

Вторую группу образуют в основном выпускники средне-специальных и высших учебных заведений в возрасте от 18 до 25 лет. Молодежь, входящая в эту группу не имеет должного профессионального и социального опыта и поэтому менее конкурентоспособна на рынке труда. Молодые люди этого возраста не имеют стажа работы, отличаются низкой профессиональной квалификацией. Однако начальный этап карьеры приходится именно на этот период.

Третью группу составляют мужчины и женщины в возрасте от 25 до 29 лет. Она отличается тем, что молодежь, входящая в эту группу уже имеет определенный опыт работы и собственную профессиональную стратегию развития. У большинства молодых людей есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой работе. Высокий уровень безработицы в этой группе особенно опасен, так как может привести к росту бедности молодых семей, что влечет за собой сокращение рождаемости, увеличению разводов, абортов и т.д. Многие молодые люди, не нашедшие работу в этом возрасте, начинают искать нелегальные формы заработка в теневом секторе экономики. Как следствие увеличивается число экономических и уголовных преступлений, увеличивается рост заболеваемости алкоголизмом и наркоманией и как следствие растет уровень смертности среди молодежи .

Современный Молодежный рынок труда имеет свою специфику:

1. Наблюдается дисбаланс спроса и предложения, обусловленный социально-профессиональной неопределенностью молодежи.

2. Для молодежного рынка труда характерна низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами, поскольку ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

3. Увеличивается группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.

4. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие профессии, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, не может трудоустроиться по специальности.

5. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

6. Молодые женщины составляют значительную долю безработных на рынке труда, поскольку работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам .

С целью изучения ситуации, сложившейся при вхождении на рынок труда молодых людей, авторами было проведено социологическое исследование с применением метода анкетного опроса, направленное на выявление положения молодежи на региональном рынке труда. Выборка исследования составила 1000 респондентов. Опрос является репрезентативным по полу, возрасту и образованию. Обработка эмпирического материала осуществлялась с использованием статистического пакета - SPSS. Объектом данного исследования являлась молодежь Нижегородской области в возрасте от 16-29 лет .

Среди опрошенных - 59% составляли девушки и 41% юноши, что примерно отражает реальное соотношение полов в области. Образовательный уровень респондентов был достаточно высоким. У большинства опрошенных, образование в силу возрастного состава оказалось незаконченным высшим - 43%. Высок удельный вес лиц, имеющих высшее образование - 30%. Среди опрошенных мало молодежи с неполным средним образованием - 3%.

Большинство опрошенных молодых людей (20%) имели специальность инженер, 10% - педагог, 12% - врач и медицинский работник, специальность менеджера - 8 % , работника сферы услуг - 10%, рабочие - 15%, специальность бухгалтера и экономисты - имели10%, юриста - 5%. Около 40% опрошенных работают не по специальности. 34% молодежи довольны своей работой, 28% считают свою работу интересной, но мало оплачиваемой, 14% не устраивает режим работы, 12% считают свою работу не интересной, но хорошо оплачиваемой, 7% считают работу хорошей, но отмечают плохие взаимоотношения в коллективе, 5% считают работу плохой во всех отношениях.

42% не увольняются из-за хорошей оплаты, боятся остаться без работы - 30%. Однако 23% молодых людей устраивает режим работы и 5% респондентов понимают, что лучшей работы не найти.

В целом молодежь, которая нашла свое место на рынке труда, не удовлетворена ситуацией, из замечаний можно выделить невысокую зарплату и небольшие возможности карьерного продвижения.

Молодежь в основном боится потерять работу по тем или иным причинам (41%), не задумывается о возможности потере работы - 40% респондентов, а 19% - вообще не боится потерять работу.

Основная часть опрошенных (55%) считает, что в современных условиях необходимо иметь высшее образование. Часть респондентов получает второе высшее образование или продолжает обучение в магистратуре, аспирантуре. Для повышения конкурентоспособности на рынке труда молодежь старается повышать свой образовательный уровень на курсах, семинарах и тренингах, изучать иностранные языки и осваивать новые компьютерные программы.

Большинство молодежи трудоустроились на работу с помощью знакомых - 35%, 20% обращались непосредственно на предприятия, 7% нашли работу по объявлениям. Лишь 8% молодых людей обращались в государственную службу занятости населения, а 21% использовали все варианты трудоустройства.

Средний уровень заработной платы молодого специалиста в Нижегородской области не превышает 20 тысяч рублей.

В ходе исследования было выявлено, что для современного рынка труда Нижегородской области характерны гендерные диспропорции , что проявляется в уровне заработной платы. Мужчины, трудоустроившиеся после окончания вуза, имеют более высокий уровень заработной платы, чем женщины. Этот факт подтверждает общую закономерность, характерную не только для Нижегородской области, но и для всего российского рынка труда - вытеснение женщин в низкооплачиваемые сферы экономики. Так, у девушек средний уровень заработной платы составляет 15 тысяч рублей, а у молодых людей - 25 тысяч рублей. Самую высокую заработную плату обозначили юноши, занятые в автомобилестроении, строительстве и финансовом секторе экономики (30 тысяч рублей и выше). Сроки и способы поиска работы у девушек и юношей примерно одинаковые и составляют в среднем 1-3 месяца.

Таким образом, молодые люди в основном трудоустраиваются через знакомых, непосредственно на предприятиях, через рекламу в газетах и сеть Интернет. Необходимо констатировать и тот факт, что такие официально санкционированные средства трудоустройства молодежи, как «ярмарки вакансий» или «служба занятости населения» являются на сегодняшний день самыми малоэффективными. Ни один из опрошенных респондентов не нашел работу с их помощью. Среди требований, предъявляемых молодежью к работе, на первом месте стоит высокая заработная плата, на втором месте - перспективы карьерного роста и на третьем наличие благоприятных условий труда.

Социально-экономическое положение молодежи в российском обществе оценивается авторами как нестабильное. На наш взгляд, необходимо изучение как европейского, так и российского опыта решения проблем молодёжного рынка труда, с целью разработки адекватной стратегии социализации и профессионального роста молодых людей. Образованная молодежь, не находя возможностей самореализации, вынуждена довольствоваться низовыми позициями и работой не по профилю. Растет процент трудовой миграции выпускников вузов, причем выполняемая ими работа, как правило, не соответствует уровню полученного образования. Во многом такая ситуация также обусловлена низким качеством профориентационной работы в школах и вузах. Незнание потенциальных перспектив развития рынка труда приводит к тому, что молодежь выбирает не то, что ей подходит и востребовано на рынке труда, а то, что легче достигается (поступают в тот вуз, куда по баллам прошел на бюджетную форму обучения), дешевле стоит и т.д.

Государство должно занять самую активную позицию в деле обеспечения занятости молодежи - разработать комплекс мер по закреплению молодых рабочих кадров, особенно в трудодифицитных сегментах экономики. Главный инструмент такой политики - региональные программы по созданию и квотированию рабочих мест для молодежи,

Нельзя сказать, что для поддержки молодежи не создано никаких соответствующих программ. Такие программы есть, они составляются и утверждаются структурами, осуществляющими государственную политику в сфере содействия занятости молодежи (службы занятости, комитеты по делам молодежи, биржи труда, фонды занятости молодежи и прочие структурные организации) . Однако этого явно недостаточно. Молодежь должна понимать, что многое зависит и от их активности. Работодатели предъявляют высокие требования к претендентам на вакантные рабочие места. Соискатели должны обладать такими качествами как: высокая квалификация, упорство и настойчивость, мобильность и т.д.

Таким образом, базируясь на проведенном исследовании, авторы считают возможным в качестве рекомендаций предложить следующие меры:

На законодательном уровне обеспечить правовую и экономическую защиту молодежи;

Ввести квотирование рабочих мест для молодежи;

Ориентировать систему образования на практические потребности рынка;

Содействовать профессиональной подготовке молодежи. Молодежь должна иметь право на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

Смягчить критерии приема на работу, трудоустройства без опыта работы;

Создать гибкий график работы для студентов дневной формы обучения и др.;

Расширить подготовку специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т.д.;

Создавать специальные молодежные предприятия и организации для решения проблемы занятости;

Рассматривать регулирование занятости молодежи как основную задачу социальной политики государства;

Через имеющуюся систему образования формировать в каждом человеке активный тип трудового поведения;

Провести модернизацию системы профессионального ориентирования школьников, создать более действенный механизм выявления способностей учащихся к тем или иным видам профессиональной деятельности;

Организовать доступ (открытые лекции, специализированные сайты, брошюры с методическими рекомендациями) для учащихся старших классов к информации по востребованности тех или иных специальностей не только на текущий момент, но и с перспективным развитием на 5 лет вперед.

Но самое главное - государственные и федеральные социальные программы должны способствовать трудоустройству молодежи через создание новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики, привлекая для этого бюджетные средства, средства частных предприятий и инвесторов.

Библиографическая ссылка

Пухова А.Г., Беляева Т.К., Варакина Е.Е., Рузанова Ю.В. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12-7. – С. 1336-1339;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11039 (дата обращения: 30.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Насретдинова М.М.

Студент, Башкирский государственный университет

Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗов

Аннотация

В данной статье будет рассматриваться вопрос занятости студенческой молодежи. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда. Целью исследования является выявление места студентов на рынке труда, а также выявление факторов, которые мешают устроиться на хорошую работу. На основе результатов исследования сформулированы рекомендации по оптимизации трудоустройства студенческой молодежи.

Ключевые слова: молодежь, студенчество, трудоустройство, занятость, безработица.

Nasretdinova MM

Student, BashkirStateUniversity

The problem of employment of students and graduates

Abstract

This article will address the issue of employment of college students. Youth unemployment remains one of the most acute problems in the workplace. The aim of the study is to identify the location of students in the labor market, as well as to identify factors that hinder find a good job. Based on the results of the study provide recommendations for optimizing placement of students.

Keywords: youth, students, job placement, employment, unemployment.

В данной статье будет рассматриваться такая группа молодежи, как студенты, а именно занятость учащихся студентов и студентов-выпускников.

Положение молодежи на российском рынке труда обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:

Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России,

Во-вторых, они – будущее страны.

Сейчас очень остро стоит вопрос о трудоустройстве недавно выпустившихся студентов. Работодатели не хотят брать молодых на работу, так как у них нет опыта, а производственные практики в ВУЗах не дают нужного опыта. Чаще всего студентам говорят прийти в последний день практики за печатью и подписью. А на собеседовании «многообещающе» говорят: «Мы Вам перезвоним».

Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия.

Позже, в конце XIX века Эмиль Дюркгейм исследовал особенности и пути вхождения молодёжи в те или иные структуры общества. Впоследствии данные исследования были продолжены американскими (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Нейл Смелзер и др.), российскими (В. Т. Лисовский, Н. М. Блинов и др.), эстонскими и белорусскими социологами.

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».

В Федеральном законе «О молодежи» сказано, что молодежью являются лица, проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет.

По данным Росстата за май 2013 года видно, что наибольшее число безработных среди молодежи от 15 до 24 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 23,0%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 3,3%, 20-24 лет – 19,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (21,4%) и 20-24 лет (11,6%). По сравнению с маем 2012г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 2,4 процентных пункта, в возрасте 20-24 лет – на 0,1 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в мае 2013г. составил 16,8%, в том числе среди городского населения – 17,25%, среди сельского населения – 16,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,8 раза.

По данным Росстата можно сказать, что за последний год безработица среди молодежи выросла. Это обусловлено переходом на европейскую систему образования. Если раньше ВУЗы выпускали специалистов, то сейчас идет первая волна выпускников-бакалавров. Работодатели считают бакалавриат незаконченным высшим образованием, так как на эту программу образования выделено меньше часов, чем на специалитет, так, во многих вузах бакалавры учатся на год меньше, чем учились бы специалисты.

Еще одной проблемой при трудоустройстве, выделенной студентами является отсутствие опыта работы. В отчете «Занятость и безработица в Российской Федерации в мае 2013г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости)» было выделено число безработных по наличию опыта работы. В численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В мае 2013г. их численность по сравнению с маем 2012г. увеличилась на 46 тыс.человек, или на 4,3% и составила 1,1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 10,4% составляет молодежь до 20 лет, 44,0% – от 20 до 24 лет, 20,3% – от 25 до 29 лет.

По данным онлайн-опроса на сайте «Анкетер» на вопрос «Как Вы считаете, с какими трудностями чаще всего встречаются студенты и выпускники ВУЗов при устройстве на работу?» обозначили недостаточность опыта, практики 91,7% студентов, про невостребованность специальности упомянули 25,0% опрошенных, 16,7% студентов считают, что возраст тоже может стать проблемой трудоустройства, еще одной из важных проблем, по мнению респондентов, является то, что работодатель не считает бакалавриат высшим образованием, так считают 16,7% студентов. Невозможность работать полный рабочий день отметили 18,4% опрошенных. Также студенты считают проблемами трудоустройства такие, как отсутствие военного билета (12,5%) и некотируемость ВУЗа (8,3%).

Сейчас многие молодые люди с образованием пополняют ряды “челноков”, уличных и базарных торговцев, т. е. происходит ощутимый отток молодежи в сферу теневой экономики.

Так, на вопрос «Вы работаете по своей специальности?» положительно ответили только треть студентов(33,3%), остальные 66,7% работают не по своей специальности.

Также, среди безработной молодежи 35,3% имеют высшее образование, 35,9% - профессиональное, 23% - полное среднее и только 0,3% - начальное образование

Но стоит учитывать, что приведенные данные не совсем точные, так как они основаны на статистике центров занятости, реальные цифры еще больше, а портрет молодого безработного - сложнее. Например, отсутствуют какие-либо данные об уровне скрытой безработицы. Еще раз обратимся к онлайн-опросу с сайта «Анкетер». Студентам задавался вопрос «Есть ли в вашем ВУЗе программа помощи выпускникам? Направления на работу?», на который положительно ответили 71,4% респондентов и отрицательно – 28,6%. Да, действительно существуют программы помощи, но напрашивается вопрос об их качестве. Часто встречается такое, что учебное заведение договорилось о стажировке энного количества студентов в фирме/на заводе и пр., но эти фирмы/заводы чаще всего не имеют возможность принять студентов на достаточное для получения практических знаний время. Поэтому студенты чаще всего идут работать не по специальности, а, как уже указывалось выше, менеджерами, промоутерами, курьерами и на другие должности низшего звена с маленькой перспективой карьерного роста или вообще без нее. И, что не удивляет, трудоустройство по таким вакансиям чаще всего неофициальное. То есть даже работая, студент не получает записи в трудовой книжке, что опять же лишает его опыта работы, но в данном случае документально подтвержденного.

Правовые вопросы занятости студентов представляются весьма важными. Ответ на вопрос: «Какая у Вас форма трудоустройства?», показали, что из числа работающих студентов около 40 % имеют с работодателем юридически оформленные отношения, у большинства же (60%) трудовые отношения с работодателем не оформлены или являются неофициальными.

Труд студентов выгоден предпринимательским структурам, которые таким образом имеют возможность избежать дополнительных расходов, связанных с налогообложением, с социальным страхованием работника, а также манипулировать оплатой труда. Студент же, будучи временным работником, не уделяет должного внимания этой стороне дела.

Создавшаяся ситуация может являться источником дискриминации студентов на рынке труда. Такое положение будет иметь место до тех пор, пока студент как временный работник не будет реально обеспечен правовыми нормами, пока не будет реализовываться на практике трудовое законодательство в отношении временных, контрактных, частичных и т.п. работников.

Теперь обратимся к мнению работодателей, какими они хотят видеть студентов при приеме на работу и что они при этом учитывают.

Опросы работодателей показывают, что из профессиональных качеств выпускников вузов они ценят, прежде всего:

Качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений, навыков),

Наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков,

Способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.

Эффективное решение проблем трудоустройства выпускников и обеспечения предприятий региона кадрами квалифицированных специалистов зависит от многих факторов, в том числе от:

Качества подготовки специалистов в вузах,

Развития программ опережающей подготовки, учитывающих тенденции перспективного развития промышленности и экономики в целом,

Структуры и объёма подготовки специалистов с высшим образованием в регионе, их соответствия текущей и перспективной потребности в них реальной экономики,

Обучения навыкам предпринимательства, развития в вузах малых и средних предприятий,

Развития процессов интеграции деятельности вузов, других учреждений профессионального образования и предприятий в сфере науки, образования и в других сферах взаимных интересов,

Профориентации студентов для работы на предприятиях и воспитания у них востребованных рынком труда личностных качеств,

Развития студенческой инициативы в сфере профориентации студентов, трудоустройства выпускников и их адаптации к рынку труда,

Адаптации и закрепления молодых специалистов на предприятиях, развития наставничества, социальных программ поддержки молодых специалистов,

Создания условий для самореализации молодёжи, поддержки молодёжных инициатив, успешного творческого, профессионального и служебного роста молодых специалистов и т.д.

Как показывают многочисленные опросы работодателей только в Москве, пока выпускники негосударственных вузов у них явно не в почете. Более 60% руководителей предпочитают нанимать на работу выпускников с дипломом госвуза. В целом качество выпускников сегодня очень неоднородно – что в государственных, что в негосударственных вузах. Поэтому в условиях большого насыщения рынка труда у работодателей есть возможность выбора. И если бы мы говорили о цифре “более 90 процентов”, то тогда стоило бы говорить о неких негативных тенденциях. А приведенные результаты опроса естественны. Конечно, репутация вузов зависит от них самих. В частности, от умения вуза работать с работодателем и трудоустраивать своих выпускников.

Литература

1. Википедия - свободная энциклопедия, URL: ru.wikipedia.org (дата обращения 01.07.2013);

2. Сайт «Анкетер», опрос на тему «Занятость студентов ВУЗов», URL: http://www.anketer.ru/polls/view/26874/ (дата обращения 03.07.2013);

3. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. – К., 1999, URL: www.socioline.ru (дата обращения 07.07.2013);

4. Федеральная служба государственной статистики Росстат, «Занятость и безработица в Российской Федерации в ноябре 2012г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости)»;

5. Шийко Д.С., аспирант Московского института электроники и математики, «Эффективность рынка занятости молодежи», Электронное научное издание «ТРУДЫ МЭЛИ: электронный журнал»;

6. Лотова И.П., «Модель региональной системы трудоустройства выпускников ВУЗов», Нижний Новгород, 2009;

7. Агранович М., «На работу – с первого курса», Российская газета, “Союз. Беларусь-Россия” №478 (42), http://www.rg.ru/2010/11/12/rabota.html (дата обращения 12.07.2013);

Обеспечение занятости несовершеннолетних граждан в рамках специальных программ является составной частью деятельности государственной службы занятости. Временное трудоустройство (в период летних каникул, в свободное от учёбы время) даёт подросткам возможность собственным трудом заработать определённые средства, а также, что немаловажно, приобрести определенные профессиональные навыки, опыт самоорганизации, научиться работать в коллективе, ощутить ответственность за порученное дело и собственную значимость. Кроме того, программа помогает снизить риск совершения правонарушений, так как обеспечивает занятость подростков из группы риска.
В Центре занятости населения а а специалисты в течение всего года информируют работодателей и глав районных администраций о возможности заключения договоров по специальной программе занятости «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время». Перед началом летнего сезона в Администрации а проходит заседание штаба « ие каникулы», где всесторонне рассматриваются вопросы организации трудоустройства несовершеннолетних подростков в летние месяцы.
Приоритет при трудоустройстве отдаётся подросткам, которые находятся в сложной жизненной ситуации, состоящим на учёте в комнате детской милиции, детям-сиротам, детям-инвалидам.
Озеленитель, курьер, архивариус…
В июле этого года 2016 подростков обратились в Центр занятости населения а в поиске подходящей работы. Из них 1605 человек трудоустроились, в том числе и по специальной программе занятости несовершеннолетних граждан. В её рамках было заключено 65 договоров с работодателями на 719 рабочих мест, и в итоге трудоустроено 638 подростков.
Трудоустраиваются школьники и подростки в основном на благо­устройство территории. Чаще всего работодатели предлагают несовершеннолетним гражданам вакансии подсобного рабочего, озеленителя, помощника продавца мороженого, помощника инструктора по у, младшего вожатого, санитарки, уборщика помещений, курьера, архивариуса.
Одним из активных участников программы, по информации Центра занятости а а, стала МОУ «Средняя общеобразовательная № 97». Многие ученики этой школы в возрасте от 14 до 18 лет имеют трудовые книжки, выданные школой. Как говорит заместитель директора по административно-хозяйственной работе Галина Калинкина: «Мы не только даём детям возможность заработать, но и принести пользу своей школе в плане благоустройства».
К сожалению, в трудоустройстве школьников есть и насущные вопросы. Так, в нынешнем году, как и в прежние годы, молодых людей, желающих трудиться, было гораздо больше, чем рабочих мест, предоставленных работодателями. Главной проблемой при заключении договора на трудоустройство несовершеннолетних граждан остаётся отсутствие денежных средств на выплату заработной платы работающим подросткам. По-прежнему существуют сложности в трудо­устройстве младших школьников - 14-летних подростков. Работодателей, готовых принять этих ребят, практически нет.
Где ждут сельских подростков?
Центром занятости населения Игринского района работа по трудоустройству несовершеннолетних граждан организована в этом году при взаимодействии всех заинтересованных структур. Службой занятости района на летний период заключено 50 договоров с различными предприятиями и организациями о временном трудоустройстве подростков с выплатой им материальной поддержки, трудоустроено 211 учащихся. Почти половина из числа подростков находятся в трудной жизненной ситуации.
На предприятия ООО «Дэмен», СПК «Чутырский», ООО «Родина», СПК «Ленин Сюрес», ООО «Зуринский », ООО «Рассвет» было трудоустроено 85 подростков. Они занимались ом и уборкой животноводческих помещений, благоустройством территории, заготовкой лекарственных трав, работали на откорме телят.
В «Игралес» - филиале АУ УР «Удмуртлес» более 20 подростков трудились на прополке в питомнике, 2 человека - на шишкосушилке. В Комплексном центре социального обслуживания 4 подростка попробовали свои силы в качестве социальных работников, оказывая на дому помощь пожилым людям.
По договору с МУ «ИМЦ «Лига» 59 подростков участвовали в строительстве детских площадок на территории больницы в селе Зура, в сёлах Лоза, Факел, благоустраивали территорию храма в селе Новые Зятцы, приводили в порядок территорию около родников.
В среднем каждый подросток получил к своей заработной плате материальную поддержку от службы занятости в размере 1466 рублей в месяц. Как отмечают специалисты Игринской службы занятости, в ходе летней кампании по трудоустройству подростков вновь проявились старые проблемы: отсутствие объёмов работ на предприятиях, нежелание работодателей принимать на работу несовершеннолетних, в связи с тем что при их оформлении требуется заполнение большого пакета документов, а также в связи с необходимостью создания для них особых условий труда.
Учитывая социальную важность занятости подростков, специалисты Игринского центра занятости вышли с предложением ко всем заинтересованным в этом вопросе структурам ежегодно разрабатывать районную программу организации занятости несовершеннолетних граждан с консолидацией средств на её реализацию, включая средства работодателей, республиканского, федерального, местного ов и спонсоров.
Работа как ступенька для роста
Трудоустройству школьников самое пристальное внимание уделяют в Красногорье. В течение летних месяцев у школьников широкий фронт работы. Это благоустройство территории предприятий и организаций района, благоустройство центра села Красногорского, детских площадок и помощь при е помещений. Подростки помогают предприятиям в сельхозработах, на заготовке лекарственных трав и кормов для животных. Многие ребята работали младшими вожатыми в сводных отрядах района, а некоторые даже начинающими корреспондентами в местной газете «Победа».
Больше всех трудоустроили школьников этим летом в районе МУ МЦ «Встреча» - 69 человек, СПК «Прохоровский» - 30, МУ редакция газеты «Победа» - 28, ООО «Курьинское» - 22, отдел культуры, а и молодёжной политики - 10 человек. На предприятиях СПК «Прохоровский», СПК «Прогресс», ООО «Курьинское» средняя заработная плата подростков (по сдельным расценкам) составляла от 1214 до 2760 рублей. Плюс материальная поддержка от службы занятости.
Как показывает практика, школьники хотят работать, они заинтересованы получать новые знания и опыт, безусловно, хотят заработать личные деньги. Правда, спрос, что называется, опережает предложение. К сожалению, вакансий для подростков сегодня явно недостаточно. Для решения этого важного социального вопроса необходимо объединить усилия всех сторон: службы занятости, муниципалитетов и особенно - работодателей. В случае с подростками работа, занятость – это всегда лучше, чем безделье.

На чтение 2 мин. Просмотров 1.3k. Опубликовано Май 26, 2017

Лето – прекрасная пора… И не только для отдыха! Многие юрьевецкие школьники имеют большое желание работать в свободное от учебы время! И такая возможность есть!
Юрьевецкий центр занятости населения совместно с администрацией Юрьевецкого района, управлением образования администрации Юрьевецкого района ежегодно занимается вопросом временного трудоустройства несовершеннолетних. Социальную пользу занятости молодежи, особенно в период каникул, невозможно недооценить. С каждым годом численность желающих работать в свободное от учебы время растет. В этом году уже более 50 человек выразили желание трудоустроиться. Но, к сожалению, количество предприятий и организаций, принимающих на временные работы несовершеннолетних, невелико. В итоге количество рабочих мест ограничено. Из местного бюджета ежегодно выделяются средства на создание временных рабочих мест для несовершеннолетних, но, чтобы удовлетворить потребность всех желающих, их не хватает, поэтому вопрос трудовой адаптации подростков встает весьма остро.
В основном молодежь занимается уборкой помещений, благоустройством, очисткой, озеленением территорий воинских захоронений, обелиска Славы, Городского сада, оказанием социальной помощи пожилым людям. Занятость подростков позволяет не только заработать честным трудом деньги на первоочередные нужды, но и повышает интерес к получению первичных трудовых и профессиональных навыков, воспитывает чувство ответственности и трудолюбия.
В период временного трудоустройства несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время службой занятости населения оказывается материальная поддержка в размере 850 рублей. Работодатель выплачивает заработную плату за фактически отработанное время исходя из минимального размера оплаты труда.