Составлен «первый и уникальный» рейтинг радиоэлектронной промышленности России. Курсовая работа: Радиоэлектронная промышленность Что такое радиоэлектронная продукция

В 2015 году организациям радиоэлектронной промышленности удалось удержать положительные тенденции в развитии промышленного производства и научно-технической деятельности. По предварительным данным общий объем производства за 2015 год, произведенной предприятиями и организациями радиоэлектронной промышленности в сопоставимых ценах, вырос на 21,9% по сравнению с 2014 годом, в том числе: объём выпуска товаров и услуг промышленных предприятий увеличится на 32,6% , научных организаций - на 4,4% . При этом стоит отметить, доля военной продукции в общем объеме выпуска продукции составит 90,6% , доля гражданской продукции - 9,4% . Объем прибыли, полученной предприятиями и организациями РЭП в 2015 году, по предварительным данным составил 91,1 млрд руб.

Производительность труда в радиоэлектронной промышленности выросла в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 20,6% . Среднегодовая численность работников РЭП в 2015 году составила 286,0 тыс. человек и возросла на 3,4% по сравнению с 2014 годом, в том числе численность занятых в промышленности составила 203,3 тыс. человек, в науке 82,7 тыс. человек. Средний возраст работников предприятий и организаций РЭП в 2015 году - 47 лет. Улучшилось социально-экономическое положение работников: средняя заработная плата за данный период выросла на 11,1% по сравнению с 2014 годом.

В рамках укрепления экономико-технологического суверенитета России и предотвращения ущерба от введения торговых ограничений образована Межведомственная рабочая группа по снижению зависимости радиоэлектронной отрасли от импорта оборудования, комплектующих и запасных частей, услуг (работ) иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения, а также по развитию радиоэлектронной отрасли Российской Федерации. За 2015 год проанализированы проекты от более чем 100 организаций отрасли, а также субъектов Российской Федерации, из которых сформирован отраслевой План импортозамещения по четырем основным технологическим направлениям: телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника, специальное технологическое оборудование, системы интеллектуального управления. В 2015 году 16 организаций отрасли начали реализацию 35 проектов Плана.

29 сентября 2015 года Президент Российской Федерации провёл совещание по вопросу развития российского рынка микроэлектроники, на котором рассмотрены вопросы формирования государственного спроса на изделия отечественных производителей, перехода отечественных микроэлектронных фабрик на топологический уровень 45 нм и ниже, а также возможности формирования субсидиарных мер поддержки из федерального бюджета на развитие отечественной микроэлектроники. Сформирован план гарантированных закупок федеральными органами исполнительной власти изделий микроэлектронной промышленности на среднесрочную перспективу.

В 2015 году объем экспорта предприятий радиоэлектронной промышленности по сравнению с 2014 годом снизился на 10,7% , составив 1914,8 млн долл. Объем импорта уменьшился на 40,9% и составил 456,6 млн долл.

Завершение Федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентой базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы. За период с 2008 по 2015 годы объем выручки отрасли вырос в общей сложности в 4,5 раза . Производительность труда за указанный период выросла в 3 раза, что и заложило основу для такого значительного роста выручки. Чистая прибыль организаций отрасли росла опережающими темпами и выросла за период реализации программы в 3,5 раза.

В обеспечение выполнения целей и задач проекта государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» разработаны правила предоставления субсидий и утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.02.2016 №109 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологии производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры» и №110 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии российским предприятиям радиоэлектронной промышленности на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели реализации проектов по созданию инфраструктуры отрасли, в том числе кластеров в сфере радиоэлектроники».

Практическая информация по постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719» в части подтверждения производства на территории Российской Федерации и отнесения промышленной продукции заявителя к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации.

Приоритетное внимание к развитию радиоэлектронной промышленности (РЭП) как «точке роста» экономики обусловлено тем, что она является фундаментом технологического уклада начала XXI века, характеризуемом опережающим развитием вычислительной техники, программного обеспечения, телекоммуникаций и робототехники.

Радиоэлектронная промышленность является третьим сектором мировой экономики по масштабам рыночного оборота (после здравоохранения и банковского дела) и первым — по динамике своего развития: темп роста РЭП за последние 30 лет составил около 8% в год. Значительна ее доля в стоимости продукции других отраслей народного хозяйства: на сегодняшний день, например, в автомобилестроении она доходит до 20%, в научном приборостроении — до 40%, в авиационной промышленности — до 55%. Доля радиоэлектроники в стоимости высокотехнологичных бытовых, промышленных и оборонных изделий и систем в высокоразвитых странах составляет 50-80%. По прогнозам доля электронной компонентной базы и радиоэлектронных изделий в ближайшее время достигнет уровня 20% от всего мирового промышленного производства. В стоимостном выражении объем мирового производства продукции РЭП в 2012 году составил 1,8 трлн долл. США, в 2015 эта величина может вырасти до 2,3 трлн, а к 2025 ожидается, что она достигнет 3,8-4 трлн долл. По величине добавленной стоимости радиоэлектроника уже превзошла автомобильную, авиационную и другие высокотехнологичные отрасли.

Состояние РЭП сегодня определяет уровень технологической независимости, экономической, продовольственной, информационной и военной безопасности государства, охраны здоровья и безопасности населения. Об оборонной значимости отрасли свидетельствует тот факт, что в сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса предприятия РЭП составляют 40%. На их долю приходится около 16% объема промышленной продукции и 30% всех научных разработок ОПК.

Радиоэлектронная промышленность России на сегодняшний день представлена более чем 1800 организациями, занятыми разработкой и производством . Численность работников РЭП в 2014 году составила 273 600 человек и возросла на 3% по сравнению с 2013 годом, в том числе численность занятых в промышленности — 192 500, в науке — 81 200 человек.

К сожалению, несмотря на повышенное внимание к радиоэлектронике, самым впечатляющим показателем, характеризующим ее современное состояние, является доля импортных комплектующих, доходящих в отдельных отраслях до 82%. Задачу импортозамещения должна решить государственная программа Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы». Для организации работы по формированию отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в гражданских отраслях промышленности Российской Федерации в целях реализации «Плана содействия импортозамещению в промышленности», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2014 года № 1936-р, Минпромторгом России утвержден «План мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности РФ».

В рамках принятых программ и планов приоритетной задачей становится импоргозамещение электронной компонентной базы в отраслях, традиционно являющихся ведущими в промышленности России и во многом определяющих ее безопасность. И, если на рынке радиационно-стойких компонентов для космической и ядерной промышленности, стабильном и небольшом по емкости, российские технологии могут позволить к 2020 году снять зависимость от импорта на 90%, то в других сегментах ВПК и промышленных отраслях гражданского производства проблем много.

В то же время есть примеры комплексного решения задач развития российской радиоэлектроники.

В космической промышленности для повышения эффективности работы российских полицейских АО «Российские космические системы» (РКС) интегрировало в новой разработке передовые цифровые технологии и возможности спутниковой навигации ГЛОНАСС. Разработанные РКС типовые центры мониторинга смогут получать, обрабатывать и передавать информацию с повышенной точностью позиционирования патрульных групп. Пилотный проект уже реализован на объектах автоматизации МВД России в Калужской и Ярославской областях.

Второй пример — российская армия начала получать новейшие . Изготовитель — входящее в АО «КРЭТ» НПО «Квант», г. Великий Новгород. Комплекс является «мозговым центром» для средств ПВО и систем радиоэлектронной борьбы. Он может одновременно ставить задачи для девяти управляемых комплексов РЭБ типа «Красуха» и систем ПВО. Принципы работы «Москвы-1» основаны на одной из прорывных технологий — радиофотонике, и 98% его комплектующих — российского производства. Оставшиеся 2% — диоды СВЧ-диапазона, транзисторы, отдельные интегральные схемы — некритичны для функционирования комплекса и пока закупаются в Белоруссии — это дешевле, чем организовать производство в России. Конечно, при необходимости, задачей на ближайшее будущее будет исключение из числа комплектующих и этих деталей.

Большая работа по внедрению российских радиоэлектронных технологий проводится холдингом «Вертолеты России» в рамках создания современных винтокрылых машин, удовлетворяющих требованиям самых придирчивых покупателей из стран Европы, Азии, Южной Америки. Отдельно можно выделить интегрированный пилотажно-навигационный комплекс КБО-17 вертолета Ми-171А2 из семейства Ми-8/Ми~17. Он полностью создан по концепции «стеклянной кабины» и представляет собой образец нового поколения системы «ситуационной осведомленности». Обладая равными по сравнению с зарубежными аналогами возможностями в области реализации функций управления, навигации, радиосвязи, отображения информации, российский комплекс имеет перед ними ряд существенных преимуществ за счет реализации дополнительных функций.

Следует отметить, что задача создания инновационного комплекса решалась при широкой кооперации более чем десяти передовых предприятий и научно-исследова-тельских организаций сферы авиационного приборостроения России. Конечно, в данном проекте не удалось обеспечить 100% импортозамещения, но такая задача и не ставилась — важно было обеспечить максимальное сопряжение в едином комплексе самых передовых наработок российских авиационных и радиоэлектронных предприятий и реализовать российскую концепцию «стеклянной кабины» практически.

Из зарубежных инноваций в состав КБО-17 интегрированы: курсовертикаль LCR-100 (Northrop Grumman); автоматический радиокомпас NAV-4000 и радиодальномер DME-4000 (Rokwell Collins); генератор карт RN-7 (Litef). И здесь еще раз повторюсь — разумное обоюдовыгодное сотрудничество с зарубежными партнерами, обмен новыми идеями и технологиями отвергаться не должны ни в коем случае. Не самоизоляция, а расширение и интенсификация кооперативных связей лежит в основе решения наших стратегических задач, в том числе и в области создания конкурентоспособной радиоэлектроники.

В этой связи следует отметить, что важнейшее значение в этой сфере приобретает кооперация стран Евразийского экономического союза — России, Казахстана, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Кыргызстана (ЕАЭС). Это направление должно рассматриваться как сектор экономики, способный обеспечить повышение конкурентоспособности других отраслей, а радиоэлектронные компоненты используются сегодня практически во всех.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), как наднациональный регулирующий орган Союза, разработала важный документ стратегического характера — «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС». Это первый документ по промышленной политике такого уровня на постсоветском пространстве, первый в объединении сгран-участниц.

В сфере радиоэлектроники в рамках ЕАЭС перспективными направлениями для сотрудничества определены совместная разработка и производство оборудования связи и телекоммуникаций, интегральных схем для телекоммуникационного оборудования, сверхмощных светодиодов, датчиков изображения, светотехники, а также автоматизация транспорта и др.

Среди проектов, намеченных к совместной реализации:

  • инновационный суперкомпьютер с принципиально новой системой охлаждения;
  • кристаллографические ускорители;
  • оборудование для упрочнения поверхностей с помощью лазерноплазменной безвакуумной модифицирующей обработки и получения сверхтвердых покрытий;
  • компактный излучатель для бортовой системы лазерной космической связи;
  • сверхпроводниковые материалы для электроэнергетики, электромашиностроения, транспорта и медицины.

Продолжаются работы по подготовке проектов новых научно-технических программ ЕАЭС: «Автоэлектроника», «Баллистика», «Монолит», «Электронмаш-65», «Луч», «Фотоника», «Светодиоды».

Проекты амбициозны по своим масштабам. Они направлены на обеспечение высокотехнологичной продукцией стран — участников Союза и их успешное участие в конкуренции на международных рынках.

Отмечу, что уже в настоящее время идет активизация производственной и научно-технической кооперации организаций микроэлектронной отрасли Республики Беларусь и России. В ней должны быть задействованы все возможности таких структур, как белорусские производственные объединения «Интеграл» и «Монолит», холдинг «Горизонт», концерн «Планар», Минский научно-исследовательский приборостроительный институт (МНИПИ), Минский научно-исследовательский институт радиоматериалов (МНИИРМ), а с российской стороны — предприятия госкорпорации «Ростех» и другие, задействованные в разработке и производстве радиоэлектроники.

Безусловно, в развитии этой отрасли в странах ЕАЭС существуют определенные проблемы. Первой из них является высокая доля импорта элементной базы радиоэлектроники и, соответственно, необходимость импортозамещения. Отсутствие российских аналогов для импортных деталей приводит к почти полной импортозависимосги при сборке телекоммуникационного оборудования, в том числе в космической промышленности.

Развитию кооперации мешает также нехватка собственных финансовых средств и трудности в получении коммерческих кредитов для финансирования совместных проектов. Барьерами на пути развития кооперации в промышленности в целом и в радиоэлектронике в частности являются и трудности в получении необходимой для установления партнерских отношений информации, сохраняющиеся различия в технических стандартах и законодательстве. Оказывает влияние и заложенный в наших странах еще в советское время разный уровень состояния радиоэлектронной науки и промышленности.

При поиске новых стратегических партнеров для кооперации следует обратить особое внимание на тот факт, что наибольший объем инвестиций в радиоэлектронную промышленность в последние годы отмечается в Китае, Индии и Бразилии. Совокупный объем производства радиоэлектроники этих стран превышает 30% мирового объема, а по темпам его роста они в несколько раз опережают высокоразвитую промышленность США, стран Западной Европы, Японию. Поэтому сотрудничество в рамках группы БРИКС в этом направлении имеет очень хорошие перспективы.

Существует множество способов обойти санкции путем покупки малых и средних инновационных предприятий на Западе, создания совместных предприятий, привлечения в Россию ученых и высококвалифицированных специалистов, в том числе соотечественников, из-за рубежа. Но все же главным, по моему мнению, остается реализация собственного научно-технического, производственного и кадрового потенциала совместно с расширением и углублением кооперации и реализации совместных проектов по производству конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в радиоэлектронной сфере. Несомненно, что эффективные действия в этих направлениях придадут мощный импульс развитию всех секторов промышленности России.

Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России, президент Лиги содействия оборонным предприятиям

Радиоэлектронная промышленность — определенная отрасль машиностроения, которая занимается разработкой и последующим производством радиоэлектронных приборов и систем, радиоэлектронного оборудования, а также приборов военного, промышленного, бытового и другого назначения. Это новейшая наукоемкая отрасль промышленности, она создается в больших промышленных центрах, которые обеспечены высококвалифицированными кадрами.

Большая часть выпускаемой продукции этой промышленности предназначается для хранения и обработки информации, а также для последующей ее передачи.Определенной стране, скажем России, никто не продает, не продавал, и станет продавать специальные новейшие изделия и разработки микроэлектроники, предназначенные для производства военного оборудования.

Современная микроэлектроника сейчас достигла такого высокого уровня сложности, что данные изделия стали системно-ориентированными и узкоспециализированными, их использование подразумевает создание точнейших аналогов систем и аппаратуры.

Проектировщики обязаны воспроизводить зарубежные разработки. Но этот путь обречен на отставание. Следовательно, для создания передовой интеллектуальной техники, и военной тоже, для обеспечения технологической независимости и информационной безопасности всех электронных систем, ключевые изделия нынешней микроэлектроники нужно разрабатывать и производить в самой стране.

Развитие радиоэлектронной промышленности сегодня требует необходимости государственных гарантий, а также поддержки в проектировании и выпуске:

  • специальной и военной техники, промышленной электроники;
  • различных микросхем, предназначенных для создания электронных документов;
  • навигационной аппаратуры;
  • разнонаправленных информационных систем.

А для информационной безопасности нужно использовать лишь отечественные микросхемы, поэтому возникает необходимость в развитии микроэлектронного производства. Современная электронная компонентная база определяет возможности государства решать проблемы и задачи экономической, технологической и информационной безопасности.
Если же нет возможности для проектирования и производства современной ЭКБ, страна очень скоро утратит потенциал обороноспособности, потеряет позиции при экспорте боевого оружия и утратит возможность разработки и выпуска систем безопасности и различной аппаратуры.

В 2005 году основное внимание уделяется завершению проводимых работ. Объем финансирования в рамках ГОЗ на текущий год увеличился по сравнению с предыдущим годом на 24%, планируется завершить 51 % НИОКР, объем поставок ВВТ возрастет на 23%.

Среднегодовой темп прироста промышленной продукции РЭП за последние четыре года составил 12,9% против 5,2% в целом по промышленности РФ. Развивается и производство продукции гражданского назначения, прежде всего- средств вычислительной техники, связи, контрольно-измерительной аппаратуры и медицинской техники.

Однако в первой половине 2005 года РЭК не удалось в полной мере сохранить завоеванные позиции. Объем промышленного производства за первую половину года составил в сопоставимых ценах 99,8% от уровня соответствующего периода 2004 года, выпуск продукции специального назначения снизился на 10%

Сегодня прибыльны около 60% промышленных предприятий и 75% научных организаций. Объем полученной ими прибыли превысил 3,1 млрд. руб. Вместе с тем в РЭК много убыточных организаций: 108 в промышленности и 55 в науке. Причем если в науке убытки составляют около 11% от объема полученной прибыли, то в промышленности - 78%.

2.4 Монополизации, цены, издержки, конкуренция, конкурентно способность, объемы реализации.

Технологический уровень российских серийных микроэлектронных производств не превышает 0,8 мкм, а на мировом рынке ЭКБ наибольшим спросом пользуется продукция, изготовленная по технологии с разрешением 0,18-0,13 мк. За рубежом в ВВСТ широко используется ЭКБ с топологическими нормами 0,5-0,35 мкм, которые мы только начинаем осваивать. В середине 90-х годов по инициативе военных ведомств создана пилотная микроэлектронная фабрика 1X1 на территории Курчатовского Научного центра. Аналогичный проект развивает и Росатом - фабрика 1X2 в ФНПЦ "НИИИС им. Седакова" (Нижний Новгород). На фабрике 1X1 уже достигнут технологический уровень 0,35 мкм. Это, безусловно, шаг вперед. Вместе с тем, мощностей этих производств не достаточно даже для задач силовых ведомств. Показательно, что затраты на разработку отечественной ЭКБ в 2005 г. составили только 1,5 млрд. руб., а объем затрат на закупку и испытание ЭКБ иностранного производства - более 6 млрд. руб. Вместе с тем ежегодные темпы роста потребления продукции электроники в России (20-23%) выше среднемировых (10-12%). Это позволяет оценить общий объем российского рынка ЭКБ в 2011 году в 105 млрд. руб., а рынка микроэлектроники - в 60 млрд. руб. Реализация Стратегии позволит добиться равных долей импортной и отечественной микроэлектроники в специальной продукции, а в гражданской сфере поднять уровень отечественной микроэлектроники до 15%. Это эквивалентно увеличению объемов продаж отечественной микроэлектроники по сравнению с 2005 годом в 10 и -15 раз, соответственно. Одна из наиболее серьезных проблем, без решения которой реализация программ и планов научно-технического развития отрасли затруднительна, - обеспечение качества продукции предприятий РЭП как оборонного, так и гражданского назначения. Вопросы качества, прежде всего вооружения и военной техники, выходят за рамки какой-либо одной отрасли и являются критическими для большинства предприятий отечественного ОПК

Состояние работ по обеспечению качества в РЭК было подробно рассмотрено на состоявшейся год назад в Омске конференции*, а также на Всероссийской конференции по качеству ВВТ, прошедшей в феврале 2005 г. в Ростове. На сегодня большинство мероприятий, предусмотренных согласованным с МО РФ планом работ по реализации решений Омской конференции, выполнены. Заложена организационная структура работ - выпущены приказы Роспрома, определившие головные организации отрасли в области технического регулирования (ФГУП "Промтехаэро", ОАО "РНИИ "Электронстандарт", ОАО "ВНИИ "Эталон", ЗАО "Радиостандарт - ЦНИИРЭС"). Назначена головная организация отрасли по метрологии - Нижегородский НИИПИ "Кварц". Совместно с МО принято решение о порядке сбора информации о качестве ЭКБ и РЭА, создана межведомственная рабочая группа по проблемам качества и

надежности ЭКБ и РЭА с участием представителей МО, Роскосмоса и Рособоронэкспорта. Создан Совет главных контролеров отрасли, в который вошли, по представлению предприятий, наиболее квалифицированные специалисты, много лет отдавшие делу обеспечения качества. Представители УРЭП и СУ делегированы в составы экспертных групп по проведению технической экспертизы проектов технических регламентов, профильных РЭП. В рамках реализации Омского плана совместно с Омским правительством предусмотрено создание в Омске регионального центра ИПИ-технологий, который будет содействовать внедрению современных электронных технологий на предприятиях региона. К аналогичным работам приступает Воронежская область. Видимо, такой крупный промышленный регион, как Санкт-Петербург и Ленинградская область, также нуждается в создании своего регионального Центра. Совместно с Администрацией города эта проблема может быть решена. Номенклатура экспортируемых товаров достаточно широка и включает 36 групп изделий. В их числе: аппаратура связи; оружие, боеприпасы и их комплектующие, зенитно-ракетные и авиационные системы и оборудование; интегральные микросхемы; контрольно-измерительные приборы и аппаратура; коммутационные изделия (прерыватели, разъединители, переключатели).

Наиболее крупные поставки ВВТ в 2004 году на счету:

ФГУП "НПО "Алмаз" - элементы ЗРС С 300 - ПМУ1 в Китай;

ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" - БРЛС-"Копье 21" в Индию;

ФГУП "РКБ "Глобус" - комплекс подготовки авиасредств ОКА-Э1 в Китай, Мьянму, Индию;

ОАО "НПК "НИИДАР" - береговой загоризонтный радиолокатор поверхностной волны

2.5 Главные субъекты радиоэлектронной промышленности и их перспективы

Сектор военной и специальной электроники способен обеспечить стабильную загрузку современного микроэлектронного производства (ориентировочно на 30%). Его особенности:

Широкая номенклатура (свыше 25 тыс. типономиналов);

Повышенные эксплуатационные требования (температура, влажность, устойчивость к механическим воздействиям, радиационная стойкость, повышенная надежность и т.п.);

Относительно небольшие серии, но длительный жизненный цикл изделий (необходимо воспроизводить в течение 10-15 лет).

Катализатором промышленного подъема микроэлектроники может стать проект "Электронный паспорт". Это гарантированный, массовый, однотипный, долгосрочный продукт - именно такой, который и нужен для рентабельного микроэлектронного производства. Технология изготовления чипов для электронного паспорта подойдет и для создания других электронных документов и идентификационных меток (например, денежных купюр, в системах учета движения грузов), что значительно расширит данный сегмент рынка ЭКБ. Достаточно отметить, что аналогичный сектор рынка ЭКБ был основным при создании электронной промышленности Китая. Россия - владелец Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, наряду с США (GPS) и Европой (Galileo). Однако реально эффективной она станет только при выпуске широкого ряда навигационных приборов для конечных потребителей. Для электронных производств это означает массовый, гарантированный, долгосрочный заказ. В соответствии с планами, до 2015 года предусмотрен переход на цифровой стандарт телевизионного вещания. Оценки показывают, что объем рынка аппаратуры цифрового телевидения до 2015 года составит около 700 млрд. руб. (оборудование для эфирного, спутникового, кабельного телевещания). Только емкость рынка телевизоров и приставок составляет порядка 80 млн. шт. Безусловно, в этом сегменте развернется серьезная конкуренция с ведущими мировыми производителями. Но не использовать его для развития ЭКБ экономически недопустимо.

Другие сегменты рынка потребителей ЭКБ - это автомобильная и промышленная электроника, электроника для реализации национальных проектов, энергетическое оборудование, связь, системы безопасности, бытовая техника, торговое оборудование и т.д. Они также могут существенно увеличить загрузку развиваемого производства ЭКБ.

Для российских инвесторов наиболее перспективны (и относительно быстроокупаемы) два направления в развитии гражданской микроэлектроники.

Это массовый выпуск чиповых карт и идентификационных документов на их основе (частный случай - электронный паспорт), а также силовая электроника. Общий объем поставок на российский рынок ЭКБ силовой электроники оценивается в 150-200 млн. долл. в год. Из них до 95% приходится на импортные изделия. Серьезно расширить спрос на силовую электронику можно, внедрив меры технического регулирования в рамках программы "Энергосберегающая экономика". К примеру, если подключить к двигателю частотный регулятор, осуществляющий мягкий пуск, мягкую остановку и тонкое управление режимами, энергопотребление двигателей снизится примерно в полтора раза.

Государство могло бы поддержать развитие силовой электроники и в рамах национального проекта "Доступное жилье". Для этого достаточно прописать в нем положение, согласно которому государственные инвестиции возможны только в проекты, предусматривающие применение энергосберегающих технологий при эксплуатации жилого фонда. Энергетика, железнодорожный транспорт, ЖКХ - сфера ответственности государственных компаний или акционерных обществ со значительным государственным участием. Поэтому возможно ускоренное формирование спроса именно на российскую силовую электронику.

Затраты на создание современного производства силовой электроники составляют порядка 150 млн. долл. При указанном объеме рынка и получении заказа от государственных компаний инвестиции в такое производство станут экономически эффективными.

Государственное содействие расширению спроса во всех перечисленных сегментах рынка стимулирует привлечение серьезных частных инвестиций, необходимых для создания в России собственной фабрики по производству современных сверхбольших интегральных схем (СБИС). Наличие такой фабрики не только откроет совершенно новые возможности для производства микроэлектроники и развития современной промышленности, но и создаст абсолютно новую культуру производства, своеобразный интеллектуальный центр притяжения всех высоких технологий, главная стратегическая задача радиоэлектронной промышленности - придание развитию отрасли инновационного характера, обеспечение интенсивной реконструкции и модернизации производства, разработку, освоение и выпуск наукоемкой конкурентоспособной радиоэлектронной продукции для наполнения отечественного рынка. Основой инновационного пути развития является необходимость качественных преобразований во всех видах деятельности радиоэлектронных предприятий, как научной сферы при получении знаний, так и при материализации этих знаний. Согласно Военной доктрине Российской Федерации, к приоритетным задачам военного обеспечения относятся "разработка и производство унифицированных высокоэффективных систем управления войсками и оружием, систем связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспечения". По сути, речь идет о номенклатуре спецтехники, которую производит радиоэлектронный комплекс (РЭК), а именно:

Системы связи и автоматизированные системы боевого управления;

Системы радиоэлектронной разведки (РЭР);

Системы и средства противовоздушной обороны;

Системы и средства ракетно-космической обороны;

Системы и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ);

Системы и средства государственного опознавания, управления воздушным движением, радионавигации и единого времени;

Обеспечивающие системы и средства (специальная вычислительная техника, шифротехника, радиоизмерительная техника, авионика)

2.6 Жизненный цикл отросли

Прежде всего, несмотря на определенные изменения в отрасли за последние 10-12 лет, радиоэлектронная промышленность ОПК сохраняет структурный принцип "натурального хозяйства", во многом заложенный в период "мобилизационной экономики". До сих пор в состав большинства предприятий помимо основных производств входят вспомогательные цеха и участки -инструментальные, ремонтные, гальванические, обрабатывающие, заготовительные и т.п., многочисленные обеспечивающие структуры. Подобный способ организации производства хотя и укрепляет независимость и устойчивость, но снижает эффективность предприятия, а значит - качество и конкурентоспособность его продукции. При переходе к рыночной экономике это породило излишние неиспользуемые производственные мощности, влекущие большие издержки. В результате загрузка производственных мощностей предприятий сегодня составляет 20-30%. Сложившаяся структура производства и избыточные мощности при резком сокращении финансирования ГОЗ в последние 10 лет стали для многих предприятий главной причиной неустойчивого финансового состояния. Это усугубляется низким техническим уровнем их основных фондов, ухудшением качества выпускаемой продукции, старением и уходом профессиональных кадров, ограниченными инновационными возможностями. Сдерживающими факторами дальнейшего развития научно-производственной деятельности РЭП по-прежнему остаются:

Опережающий рост цен на энергоносители, сырье, материалы, полуфабрикаты и покупные изделия при сдерживании роста цен на собственную продукцию в целях сохранения позиций на внутреннем и внешнем рынках. В 2004 году по сравнению с 2003 годом цены на промышленную продукцию РЭП ОПК увеличились на 0,7%, в то время как в среднем по промышленности РФ - на 24,3%;

Несовершенство системы ценообразования на продукцию, поставляемую по Гособоронзаказу;

Полное отсутствие отечественной базы производства специального технологического оборудования, что затрудняет разработку технологий новых уровней.

Для устранения основных противоречий в развитии РЭП ОПК и разрешения возникающих в связи с ними проблем необходимо глубо-ко изучить и проанализировать состояние и возможности предприятий отрасли. На основании результатов такого анализа следует комплексно и поэтапно реформировать и реструктуризовать отрасль. Делать это следует путем организационно-структурных и институциональных преобразований обоих секторов производства: оборонно-ориентированного, требующего государственного управления, контроля и бюджетного финансирования, и рыночного, ориентированного в первую очередь на существенное развитие производства гражданской радиоэлектронной продукции с привлечением как отечественных, так и зарубежных инвестиций. Предшествующие планы реформирования в соответствии с ФЦП "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 г.)", ориентированные в основном на сохранение кооперационных цепочек, не были выполнены и затронули лишь часть институциональных преобразований (созданы отдельные интегрированные структуры, построенные, как правило, по вертикальному типу). Это не смогло обеспечить коренные структурные преобразования в РЭП.

2.7Кадровое обеспечение, развитие на будущее.

В 2009 году предприятия радиоэлектронной промышленности должны существенно расширить фронт работ на перспективных рынках радиоэлектронной аппаратуры, а именно: создании оборудования для цифрового телевидения, систем и средств радиочастотной идентификации, разнообразной навигационной аппаратуры пользователей системы ГЛОНАСС, а также радиоэлектронной аппаратуры, необходимой для реализации национальных проектов,- отметил директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Владимир Минаев.

2.8 Маркетинг, логистика, брэндинг радиоэлектронной промышленности

Наша модель развития (и Стратегия как "дизайн-проект" этой модели) должны решать двойную задачу: с одной стороны снизить риски, связанные с обороноспособностью России, с другой - создать экономически эффективный сегмент гражданской электроники.

Очевидно, что амбициозная задача - быстро создать вертикально-интегрированные российские компании по образу Intel (американо-японско-корейский путь) с учетом нынешнего состояния отрасли до 2011 года (первый этап Стратегии) - вряд ли реализуема. Вместе с тем, сохранившийся научный потенциал позволяет ставить перед отраслью несколько более серьезные задачи, чем просто работа по контракту (а ситуация в ОПК и просто требует). К 2011 году ключевые отечественные предприятия должны преодолеть глубокое технологическое отставание. После этого, на втором этапе Стратегии, необходимо ставить вопрос о создании крупной российской вертикально-интегрированной компании с привлечением средств Инвестфонда. Речь идет о том, продолжать ли развитие по пути fabless-компаний (т.е. дизайн-центров, передающих свой продукт на зарубежные кремниевые фабрики) или же создавать отечественные полупроводниковые производства (foundry). И отвечать на этот вопрос следует утвердительно.

2.9Варианты инвестиций в отрасль, в ее сырьевые ресурсы, науку

Большая часть инвестиций в 2005-2006 годах направляется на импортозамещение изделий микроэлектроники, СВЧ-электроники, пьезотехники, радиокомпонентов, спецматериалов и развитие современной ЭКБ для ликвидации отставания в этой области от мирового уровня. Капитальные вложения предназначены в первую очередь для создания производств по выпуску мощных видов радиоэлектронных вооружений, зенитных ракетных комплексов, систем РЭР и РЭБ и др., а также нового поколения мощных кремниевых СВЧ-транзисторов и модулей.

2.10 Государственное регулирование и стимулирование.

Предприятия радиоэлектронного комплекса (РЭК) страны, работающие под эгидой министерства промышленности и торговли Российской Федерации, успешно завершили задания прошлого года. Как отмечается в официальном сообщении Минпромторга, в настоящее время по большинству технико-экономических показателей радиоэлектронный комплекс занимает одно из ведущих мест в структуре оборонно-промышленных отраслей экономики. Темпы обновления основных производственных фондов большинства предприятий РЭК за последнее десятилетие не превышали 1,5-2% в год при минимально необходимом уровне в 5-6%. Это обусловлено их материальным положением и недостаточными объемами государственных капитальных вложений. Определенная поддержка техническому перевооружению и реконструкции предприятий РЭК оказывается через Государственную программу вооружений на 2001-2010 годы, а также через ассигнования из средств федерального бюджета по разделу "Промышленность, энергетика и строительство", ФЦП "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 годы)" и в меньшей степени - ФЦП "Национальная технологическая база на 2002-2006 годы". Для создания производственных мощностей по выпуску продукции, по качеству и объемам отвечающей задачам реализации Государственной программы вооружения 2001-2010 годов, в 2005 году предусматриваются инвестиции в основной капитал 27 действующих предприятий РЭП. Однако выделенные инвестиции составляют около 23% потребности на эти цели. В 2006 году предусматриваются инвестиции в основной капитал 26 действующих предприятий. Важной составляющей научно-технической политики является выполнение целевых программ. Предприятия УРЭП и СУ участвуют в реализации программных мероприятий следующих ФЦП, государственным заказчиком которых является Федеральное агентство по промышленности: "Национальная технологическая база на 2002-2006 годы" (НТБ), "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 годы)", "Глобальная навигационная система" (2002-2011 годы)" (ГЛОНАСС), "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года".

В 2005 году в результате проведения конкурсов в рамках данных ФЦП по направлениям деятельности УРЭП и СУ определены победители по 42 проектам НИОКР на сумму 252,5 млн. руб., в том числе по ФЦП НТБ -победители по 16 проектам на сумму 114 млн. руб., по ФЦП "Реформирование ОПК" - по 23 проектам на 102 млн. руб., по ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники" - по трем проектам на 36,5 млн. руб. Впервые удалось добиться целевого финансирования НИОКР по ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники".

Следует отметить, что по ФЦП НТБ пришлось проводить повторный конкурс по четырем проектам в связи с тем, что представленные конкурсные документы оказались некачественными или не были представлены. В 2006 г. планируется увеличить объемы финансирования НИОКР по ФЦП НТБ, поскольку в нее введены дополнительные программные мероприятия по созданию ЭКБ по направлениям разработки и внедрения:

Перспективных твердотельных и комплексированных СВЧ-приборов на основе сложных соединений кремния-германия, арсенида галлия и нитрида галлия;

Систем автоматизированного проектирования радиационно стойкой ЭКБ на основе структур "кремний на изоляторе", в том числе "кремний на сапфире", с проектными нормами 0,5-0,8 мкм и КМОП-структур с проектными нормами 0,35-0,5 мкм;

Систем автоматизированного проектирования сложнофункциональной ЭКБ, в том числе СБИС типа "система на кристалле", на основе КМОП-структур с проектными нормами 0,18-0,25 мкм.

Конкурсы в 2006 году в основном предполагается проводить по этим направлениям.

Планируемое финансирование по ФЦП "Глобальная навигационная система" на 2006 год в объеме 296 млн.руб. позволит решить проблему недофинансирования программы в предыдущие годы, в значительной мере сократить отставание по ее выполнению и уже в 2006 году завершить разработку еще восьми образцов навигационной аппаратуры. В 2005 году впервые, в соответствии с "Соглашением о взаимодействии между Российским фондом фундаментальных исследований и Федеральным агентством по промышленности", РФФИ провел конкурс ориентированных фундаментальных исследований по направлениям деятельности, закрепленным за Роспромом. Общая стоимость лотов составила 53 млн. рублей. Предприятия Роспрома были определены победителями по 36 работам общей стоимостью 24 млн. рублей, из которых 18 работ стоимостью 11,6 млн. рублей выиграли предприятия УРЭП и СУ. Можно надеяться, что в 2006 году расширится тематика и увеличится общая стоимость конкурсных работ. Результаты фундаментальных исследований должны стать основой для создания базовых технологий, необходимых для разработки широкого спектра наукоемкой, конкурентоспособной продукции.

3. Заключение

Мы надеемся, что реализация Стратегии, подпрограммы, а впоследствии - и Программы "Развитие электронной компонентной базы" значительно сократит отставание России по приоритетным технологическим направлениям и создаст условия для дальнейшего подъема отечественной радиоэлектроники как базиса развития всей экономики нашего государства.

4 Список используемой литературы:

1) Концепция развития радиоэлектронного комплекса. Доклад на научно-практической конференции 27 сентября 2005 года в Санкт-Петербурге.

2) 23 сентября в Санкт-Петербурге VII-я научно-практическая конференция «Инновационные технологии радиоэлектронного комплекса - регионам России»,

Отечественная электронная промышленность преодолела полувековой юбилей. Она берет свое начало в СССР, когда и происходило формирование ведущих научно-исследовательских центров и высокотехнологичных предприятий. Были на этом пути и взлеты, и забвение. На данный момент определена стратегия развития электронной отрасли до 2025 года, а также реализуется совместная программа Союзного государства «Основа».

Локомотив промышленности

Электронику можно сравнить с «серым кардиналом» экономики - достижения в этой области редко украшают заголовки СМИ, однако от ее развития зависит глобальное состояние многих промышленных предприятий и военной отрасли. По соображениям безопасности не всегда можно использовать комплектующие зарубежных партнеров, а экономическая выгода применения отечественных изделий очевидна. Неслучайно во времена СССР действовало Министерство электронной промышленности с такими гигантами микроэлектроники, как «Микрон», «Интеграл», «Ангстрем», «Зенит», «ЛОМО», «Дальняя связь» и другими.

Прошлое и будущее

Послесловие

Необходимо понимать, что новейшую высококачественную микроэлектронику для военного и космического оборудования западные компании отечественным предприятиям продавать не торопятся. Поэтому первоочередная задача на ближайшую перспективу в ходе выполнения стратегических отраслевых программ - реализация технологического рывка в будущее.