Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А.
Цель и задачи экспериментирования: цель: создание условий в детском саду для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента. задачи: углублять представления детей о живой и неживой природе; расширять их представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры), о грамотном использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей; формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление, внимание, память, речь; воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
«СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Познание Труд Развитие речи Художественное творчество Формирование элементарных математических представлений Чтение художественной литературы Укрепление здоровья Физическое воспитание
Основным оборудованием в мини- лаборатории являются: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, фильтры и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, воронки и др.
Наталья Скокова
Презентация опытно-экспериментальной деятельности «Этот удивительный мир»
Презентация опытно-экспериментальной деятельности «Этот удивительный мир »
Презентация была подготовлена к методическому объединению «Экологическое образование дошкольников» , которое проходило в виде круглого стола по теме : «Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста». На подготовку к презентации понадобилось 2 недели. Дети с интересом участвовали в опытах и экспериментах . Зарисовывали результаты своих исследований и делились своими впечатлениями с родителями. Родители тоже заинтересовались и постоянно проявляли интерес к экспериментированию. В исследовательской деятельности дети учились делать выводы, логические умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять свойства воды, воздуха, тем самым познавать окружающий мир. В дальнейшем я оформила презентацию , которую назвала «Этот удивительный мир »
Публикации по теме:
Конспект занятия «Этот удивительный мир театра» Цель: Способствовать становлению личности ребенка через эмоционально - творческое развитие детей и вовлечения в театральную игру, накапливание.
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Этот удивительный воздух» Бахарева Ольга Владимировна Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Этот удивительный воздух» Цель: развивать познавательную.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми Тема: «Ты среди людей. Зачем человеку семья?» Цель: Сформировать у детей представление.
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Я познаю мир» Тема: «Волшебное мыло» младшая группа Цель: Расширить представления детей о мыле, его свойствах и качествах. Задачи: Обучающие: закреплять.
Конспект занятия в старшей группе «Этот удивительный подводный мир». Цель: пополнить и систематизировать знания детей о характерных особенностях и жизнедеятельности морских обитателей; расширить словарный.
Наблюдения в природе «Этот удивительный мир природы» Наблюдения в природе 1. Муравейник. - «Чей домишко из иголок на земле у старых елок?» - Почему муравьев называют санитарами леса? - Чем.
Проект
1 из 26
Презентация на тему: Экспериментирование в детском саду
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
В каждом маленьком ребенке- Каждый новенький ребенок И мальчишке, и девчонке Вылезает из пеленок, Есть по двести грамм взрывчатки И теряется повсюду, Или даже полкило. И находится везде. Должен он бежать и прыгать, Он ужасно огорчится, Все хватать, ногами дрыгать, Если что-нибудь случится, А иначе он взорвется, Если что-нибудь случится Трах-бабах… и нет его. В целом мире без него.
№ слайда 3
Описание слайда:
№ слайда 4
Описание слайда:
№ слайда 5
Описание слайда:
ФГТ Интегративное качество «Любознательный, активный» …интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
№ слайда 6
Описание слайда:
№ слайда 7
Описание слайда:
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
№ слайда 8
Описание слайда:
Основные характеристики детского экспериментирования: 1. Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. 2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования). 3. Детское экспериментирование - стержень любого процесса детского творчества. 4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
№ слайда 9
Описание слайда:
обучение в рамках исследовательского подхода: с опорой на непосредственный опыт ребенка; расширение опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности; активного освоения мира; детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности; создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
№ слайда 10
Описание слайда:
Роль педагога в повышении активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности: 1. Стимулирует интерес 2.Стимулирует исследовательское поведение ребенка 3.Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата 4. Помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений 5.Использует приемы РТВ
№ слайда 11
Описание слайда:
У воспитанников дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать умения: 1.Видеть проблемы - интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности. 2. Выдвигать гипотезы, строить предположения. 3.Задавать вопросы. 4.Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др. 5.Классифицировать. 6.Наблюдать. 7. Делать выводы и умозаключения.
№ слайда 12
Описание слайда:
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ: Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования Прогнозирование результата; проверка предположения; проблемная ситуация; уточнение правил безопасности; наблюдение результатов эксперимента; распределение воспитанников на подгруппы; фиксирование результатов эксперимента; выполнение эксперимента; формулировка выводов
№ слайда 13
Описание слайда:
Последовательность детского экспериментирования: 1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. 2. Прогнозирование результата (старший возраст) 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования 4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст) 5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого) 6. Наблюдение результатов эксперимента 7. Фиксирование результатов эксперимента 8. Формулировка выводов
№ слайда 14
Описание слайда:
№ слайда 15
Описание слайда:
1 младшая группа Развитие наглядно- действенного мышления. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Выполняют простейшие поручения. Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»
№ слайда 16
Описание слайда:
№ слайда 17
Описание слайда:
Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»); 3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
Средняя группа Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.
№ слайда 20
Описание слайда:
Старшая группа Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы. Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. Вводятся длительные эксперименты. Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.
Описание слайда:
Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. Об эталоне «1 минута». 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
№ слайда 23
Описание слайда:
Задачи познавательно-исследовательской деятельности: Младший дошкольный возраст: способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта; формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты). Старший дошкольный возраст: формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности; развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
№ слайда 24
Описание слайда:
Главные достоинства экспериментирования в детском саду: - воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; -активно развивается речь ребенка; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; формируются трудовые навыки; укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Актуальность Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. В нашей группе уделяется не достаточное внимание детскому экспериментированию.. А отвечать на все вопросы юного почемучки надо. Поэтому я решила создать условия для развития детской познавательной деятельности, создавая специальные проблемные ситуации, проводя опыты и эксперименты.
Цель: Развивать способность детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы. Задачи: 1. Сформировать представления детей о свойствах предметов, повышать их эрудицию. 2. Способствовать обогащению закреплению знаний детей окружающего мира на примере проведения опытов 3. Развивать естественное любопытство и любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, активизировать речевую деятельность детей;
«Песочная страна 7 эффективных способов избавления от разных видов кашля 1. Нарежьте редьку маленькими кубиками, положите в жаропрочную кастрюлю и посыпьте сахаром. Запекайте в духовке 2 часа. Образовавшуюся массу протрите, отожмите, сок перелейте в стеклянную емкость. Принимайте по 2 ч. л. 34 раза в день перед едой и на ночь перед сном. Вырежьте в черной редьке сердцевину, влейте в выемку немного меда. Через несколько часов редька
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Стимулирует развитие речи. Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
« СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Познание Труд Развитие речи Художественное творчество Формирование элементарных математических представлений Чтение художественной литературы Укрепление здоровья Физическое воспитание
Мария Прохорова
Презентация «Экспериментирование в детском саду»
Всем известно, что маленькие дети любознательны. В процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные детские вопросы , создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности. Экспериментирование - метод обучения , с помощью которого педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности предполагается решение следующих целей :
Цели :
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента . 2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования , установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. 3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. 4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. 5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности проведении физических экспериментов
Задачи :
Познавательные :
Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие :
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные :
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать .
Формировать коммуникативные навыки.
Публикации по теме:
Консультация для воспитателей «Экспериментирование в детском саду» "Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы, оказываясь На.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Экспериментирование является наиболее.
Экспериментирование в детском саду «Игры с песком» Игры с песком. Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать любознательность, активировать речь детей, развивать конструктивные.
Экспериментирование с мылом в детском саду Подушка из пены. Задача: развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета,.
Экспериментирование в детском саду. Фонтанчики Фонтанчики. Задачи: развивать любознательность, самостоятельность, познавательный интерес детей, создать радостное настроение. Материалы:.
Экспериментирование в детском саду по изготовлению невидимых чернил Экспериментирование в средней группе по изготовлению невидимых (симпатических)чернил. Целью нашей работы было провести эксперименты по.
Экспериментирование в детском саду «Солнечные зайчики» Солнечные зайчики. Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Экспериментирование в детском саду «Угадайка» Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. Материалы: предметы одинаковой формы и размера из разных материалов:.