В чем заключаются проблемы развития малого бизнеса. Анализ проблем малого бизнеса в россии

Вопросы дальнейших шагов в развитии экономики России сегодня как никогда актуальны. Партия Великое Отечество (ПВО) идёт на выборы в Государственную Думу с разработанной экономической программой. Программа академика Сергея Юрьевича Глазьева была принята ПВО в качестве экономического базиса для воплощения в жизнь, в случае прихода в органы власти. Однако, работа внутри партии по разработке путей развития экономики нашей страны не прекращается ни на минуту.

Мы уже начали публикацию , в которых предлагаем конкретные меры по выводу российской экономики из того сложного положения, куда её завели либералы и монетаристы всех мастей, до сих пор определяющие экономический курс правительства. Предлагаемые материалы написаны не в виде скучных статей, а максимально возможно простым языком, и предназначены для массового читателя. Они подготовлены участниками рабочей группы, готовившими экономическую программу ПВО.

Сегодня вашему вниманию предлагается статья Сергея Валентиновича Лисовского, посвященная анализу проблем малого бизнеса и путей их решения.

Анализ проблем малого бизнеса вРоссии

1. Основное правило развития малого бизнеса.

Самые разные политики, с экранов телевизоров, постоянно говорят о проблемах развития малого бизнеса. Говорят о необходимости помочь малому бизнесу или оказать поддержку . Эти слова мы слышим уже 30 лет, но изменений в лучшую сторону нет.

На мой взгляд, правильная формулировка проблемы очень важна!

Что значит – «помощь »? У меня сразу возникают нехорошие мысли и ассоциации о бесплатном сыре… Любая помощь, обязывает. За неё надо будет всё равно как-то расплачиваться, это что, ловушка?

А «поддержка »? Предприниматель что, немощный или слабый? Предприниматель – самодостаточный и целеустремлённый человек, зачем ему именно поддержка? Сейчас поддержка будет, а потом — вдруг её отменят, а он на неё рассчитывал, и как тогда быть?

Слово «бизнесмен» само по себе вызывает негатив. Оно чуждо русскому человеку.

Как же сформулировать решение проблемы малого предпринимательства (МПр)правильно?

Правильно будет вот так:

Нужно создать условия для развития малого предпринимательства.

Посмотрите: эта фраза, сразу расставляет всё на свои места. Когда её слышишь, то подсознательно хочется, спросить: «Какие это условия?»

Давайте разберёмся.

Зачем люди идут в предпринимательство?

  1. Чтобы хорошо или достаточно зарабатывать.
  2. Чтобы самореализоваться.
  3. Чтобы быть независимым.

Последние два пункта сложно реализуемы, если не будет выполнен пункт 1.

Итак, вот мы и нашли главное правило развития МП:

В предпринимательстве главное – возможность заработка предпринимателем. (Может быть, это звучит вызывающе, но не торопитесь осуждать) .

Это означает, что надо создавать условия для того, чтобы предприниматель мог зарабатывать. И наоборот: Чтобы уничтожить предпринимательство, надо лишить его возможности зарабатывать. Что и реализуется. (В современных условиях 9 из 10 вновь открывающихся бизнесов – разоряются.)

Сформулировав очевидное правило, давайте посмотрим, что ему противоречит. Найдя помехи, мы сможем понять, что мешает развитию малого предпринимательства.

2. Важные понятия о малом предпринимательстве.

Малое предпринимательство — это основной механизм и инструмент, который обслуживает население, поднимает качество и уровень его жизни. При Сталине, когда малое предпринимательство процветало, не только страна, но и быт людей развивался невиданными темпами. Было 114 000 малых предприятий, самых разных направлений. Хрущёв свернул предпринимательство, и развитие быта людей остановилось. Поздний СССР погряз в дефиците, несмотря на развитие промышленности в стране.

Малое предпринимательство — это ручной труд. Здесь нельзя существенно повысить производительность труда, внедрять автоматизацию и технологии. Производительность можно увеличить, только за счёт повышения квалификации персонала, наработки опыта, или расширения предприятия до среднего предпринимательства. Но можно повышать качество!

Малые предприниматели – это связующее звено между крупным бизнесом и населением. Они распределяют населению через себя товар, производимый крупным бизнесом. Помогают крупному бизнесу строиться.

Для малого предпринимателя, самое главное – это стабильность. Стабильность у предпринимателя – стабильность у его работников и в их семьях.

3. Проблема отношения окружающих. Зависть и жадность.

Отношение в обществе к предпринимателям нельзя назвать позитивным. Даже прочитав сформулированное выше, правило развития МПр, многие подумают: «Почему это именно им заработок в первую очередь?».

Есть в обществе мнения и радикальнее. Чиновники, милиция, проверяющие – относятся к предпринимателям как к мошенникам, с которых можно и нужно получать деньги. Жители деревень портят оборудование или жгут фермы приехавших к ним фермеров, просто из зависти. Можно привести и массу других подобных примеров...

Как решить проблему отношения к предпринимателям? Очень просто. Надо, чтобы налоги от мелких, а может частично и средних предпринимателей, открыто, прозрачно и понятно, шли прямо в местный бюджет (государство может их софинансировать). Тогда люди, живущие в посёлке, поймут, что дороги, по которым они ездят, газоны, парки, чистые дворы, весёлые праздники, магазины, фабрики, рабочие места и т.д. , у них есть, благодаря предпринимателям, которые работают на их земле.

Станет очевидным, что предприниматели развивают свои районы и работают для людей. Тогда чиновники, милиция, проверяющие, да и сами граждане, будут заинтересованы в предпринимателях и в развитии предпринимательства. Чем больше будет предпринимателей в регионе, тем богаче будет регион. Предприниматели же увидят, что они не только занимаются своим делом, но и благоустраивают свой регион.

4. Проблема величины налогов. Налоги с зарплаты.

Основные налоги, которые ложатся на малого предпринимателя, это налоги с зарплаты его работников. Какая по факту это доля средств, не знают как многие бухгалтеры, руководители самих предприятий, так и представители ОНФ выступавшие на встрече с президентом. Общая цифра размыта, но её можно посчитать – это почти 100% от выплачиваемой официальной зарплаты работнику. И если это понимать, и посмотреть ещё и другие расходы, которые ложатся на предпринимателя, то станет понятна одна из причин, почему у нас серые зарплаты, маленькие зарплаты, почему более 40 000 000 нигде не оформленных людей трудового возраста, и слабое развитие предпринимательства.

Если предприниматель работает по обычной системе налогообложения, то с заработанных денег он платит 18% НДС и 20% налог на прибыль. Но главные налоги он платит с зарплаты всех людей, работающих на предприятии, и со своей зарплаты. Накладываются и другие сопутствующие расходы.

Давайте посчитаем, какие расходы будут у предпринимателя, если он платит рабочему зарплату на руки — 30 000 руб.

Подоходный налог 13% это - 4 480 руб.

От 34 480 — зарплаты с подоходным налогом, платятся:

22% — в пенсионный фонд = 7 460 руб.

5,1% — в ФОМС = 1 730 руб.

2,9% — в соцстрах = 980 руб.

1,3 — травматизм = 440 руб.

Сложим все эти платы с зарплатой, получим 45 270 руб. Ещё надо оплатить НДС 18% от общей суммы на счету = 8 150 руб.

Получим расходы МПр — 53 420 руб.

Рабочий раз в год уходит в отпуск. Этот месяц он не работает, но надо платить отпускные и те же налоги. Эти деньги нужно заработать за предыдущие 11 месяцев. 45 270: 11 = 4 110. Складываем, получили расходы на человека 57 530 руб.

Рабочего надо обеспечить спецодеждой и средствами защиты. Добавим на них 500 руб. в месяц. Получили затраты на одного человека в месяц 58 000 руб. 30 000 руб. – зарплата и 28 000 руб. – налоги и сопутствующие неизбежные расходы предпринимателя, которые составляют более 90% от выплачиваемой зарплаты работников .

Если взять упрощённую систему налогообложения, где вместо НДС платится налог в 6% с оборота, то сумма получится немного меньше. Но там есть другие трудности.

Но это ещё не всё. У предпринимателя есть ещё расходы на работников: на болезни, на материальную помощь (с налогами), например, на свадьбу или похороны, на обучение и необходимые «корочки» и справки, на технику безопасности и т.д.

В итоге мы получаем: Зарплата + 100% от выдаваемой рабочему зарплаты — расходы предприятия . Эти деньги надо заработать, чтобы выйти в ноль только на содержание рабочего.

5. Какие ещё траты ложатся на предпринимателя.

1.) Надо платить зарплату и налоги на зарплату, людям не работающим на прибыль: Бухгалтерии, секретарю, уборщице, охране, снабжению, младшему руководству, самому предпринимателю.

Давайте примерно посмотрим, сколько это.

Пусть 10 человек рабочих МПр заработают за месяц зарплату 300 000руб.

Бугалтер-секретарь – 30 000руб.

Водитель – 30 000руб.

Мастер или снабженец или младший руководитель (или всё в одном лице) – 40 000руб.

Зарплата самого предпринимателя – 50 000руб.

Получили: общая зарплата людей, не работающих на прибыль: 150 000 руб. С неё надо заплатить налоги и текущие расходы. Как мы уже выяснили, это ещё 150 000 руб.

Итого 300 000 руб.

Это ещё +100%

2.) Надо оплачивать: другие налоги; аренду помещений; износ оборудования; транспортные расходы; компьютерное обслуживание и канцелярские товары.

Надо платить за охрану, уборку, вывоз мусора, лицензирование или нахождение в СРО; платежи ЖКХ...; и платежи «контролирующим органам» .

Это ещё +100% от выдаваемой рабочим зарплаты.

Очень сложно представить, что человек за 50 000 зарплаты, согласится возложить на себя такой груз ответственности и забот. Поэтому, это не всё.

3.) Надо откладывать на развитие.

Это ещё +…%

Мы получили, что работу рабочий может сделать за 30 000 руб. А малое предприятие, по закону, в 4-5 раз дороже. Дешевле — оно разорится.

Теперь становится понятно, почему 9 из 10 предприятий разоряются. Кто-то из заказчиков не заплатил, и всё. Предприниматель банкрот. Ему-то рассчитываться надо и с людьми и с налогами, и др. А откуда он возьмёт такие деньги? Сколько ему надо работать, чтобы заработать на покрытие расходов за не оплаченную вдруг работу, или любые другие непредвиденные расходы?

А много ли разорялось сталинских артелей?

6. Высокая стоимость услуг малого предпринимательства.

Как много продукции малого предприятия, в таких условиях, сможет позволить себе купить гражданин на свою зарплату? Она ведь становится очень дорогой.

Вот мы нашли ещё одно препятствие для развития малого предпринимательства – искусственно созданная, высокая стоимость услуг. Покупательская способность населения на услуги МПр, в буквальном смысле – уничтожается. Население будет покупать у малого предприятия — по минимуму, редко, и только самое необходимое. Ни о каком обслуживании населения, поднятии качества и уровня жизни малым предпринимательством, речи уже не идёт.

Можно так работать МПр? Можно, с трудом. Но уже ориентируясь не на население , а на обслуживание крупного бизнеса или государства. И при условии, что все расходы предприятия заложены в стоимость заказов. Примерно так раньше и было, до 2008 года. Но у нас эта система — СИСТЕМА СМЕТ, была недавно разрушена, и была введена тендерная система. Заказы получает тот, кто сделает дешевле. То есть тот, кто изощрённее уходит от налогов, кто обманывает рабочих, кто делает некачественно. Или тот, кто сможет в процессе выполнения работ, увеличить их стоимость.

7. Заказы, расценки и тендеры.

Если предприниматель обеспечен заказами, то это гарантирует ему и людям, работающим у предпринимателя, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Кто может это обеспечить? Лучше всего — государство и крупный бизнес. Восстановление системы смет на государственном уровне жизненно необходимо. Сметы – это утверждённые государством, справедливые расценки, в которых учтены все расходы предприятий, в каждой отрасли, работающих в конкретном регионе. Это всё работало в советские времёна, и работало после...

У советской поздней системы смет, был только один недостаток – они были не понятны не специалисту. Для того, чтобы разбираться в сметах нужны были специальные знания и обученные сметчики. Эту правильную, работающую, но непонятную систему, заменили на систему «кто дешевле…». Можно ли было завысить стоимость смет, по отношению к реальной стоимости? Только если включить лишние работы, или взять неправильные коэффициенты. Но это легко проверяется и должно быть жёстко и справедливо наказуемо. Сметы – это прекрасный антимонопольный инструмент для всех видов предпринимательства, большого и малого. Берутся стоимости работ или услуг, которые выполняет предприниматель, закладывается зарплата рабочих в данном регионе, налоги, транспортные расходы, прибыль, условия труда, и др… И выдаётся Государством стоимость на любые виды деятельности. Например: на виды строительства, на строительство дорог, на авиаперевозки, на добычу полезных ископаемых и т. д. Через определённое время, в сметы, вносится поправки на инфляцию, на удорожание или удешевление некоторых видов, используемых материалов или товаров.

Тендеры должны проводиться, ориентируясь на качество, а не на стоимость. Кто дольше работает на рынке, кто не имеет нареканий и при этом даёт большую гарантию на свои работы – тот и должен выигрывать заказ. Качественно работаешь – заказами будешь обеспечен. Это даст стабильность и развитие лучшим предпринимателям. А Потребители получат высокое качество.

8. Мафия посредников.

Наше государство, несмотря на все козни западных элит, пытается развиваться. Понемногу растёт строительство, развивается сельское хозяйство и промышленность. И всё бы шло более быстрыми темпами, если бы в нашем государстве не было неконтролируемых посредников. Это созданные влиятельными людьми, организации, сидят между непосредственными заказчиками и производителями работ. И ничего не делая, забирают себе большую долю от стоимости заказов, оставляя непосредственно тем, кто работает или строит – минимум. Мы это хорошо знаем на примерах посредников в услугах ЖКХ. Или на примерах посредников в распределении потребителям электричества или газа. Так же происходит и в строительстве, и в распределении заказов малым предпринимателям.

Мафия посредников сидит в Госзакупках. Они выигрывают все интересные им тендеры, потом закупают у предпринимателей продукцию по минимальной стоимости, и перепродают её Госструктурам по завышенным ценам. В проигрыше все, кроме посредников. Зачем нужна такая система? В ней производитель не знает, не видит и не общается непосредственно с Заказчиком. А можно сделать проще. Предприятие регистрирует свою продукцию, в реестре регионального центра ценообразования. По конкретной, ниже средней, цене, фиксированной на текущий год. И любое Госпредприятие, без всяких тендеров, может закупать продукцию, перечисленную в этом реестре. Посредников нет, сделки прозрачны, цены приемлемы, МПр развивается, получая заказы и общаясь непосредственно с Заказчиком. Это упрочняет их экономические взаимосвязи, что приносит обоим ещё большие дивиденды.

9. Проблема получения специальных знаний.

Если человек захотел заняться предпринимательством, то он должен получить набор знаний, по выбранной деятельности. Но это сделать не просто. Методичек нет. Многим работающим предпринимателям не хватает знаний и по своей деятельности. В результате они не выполняют санитарные, противопожарные, и даже профессиональные нормы и правила. Их наказывают штрафами, или закрывают на это глаза — ограничивая проверки. Но при этом, не меняется сам подход к повышению профессионализма МПр и качества его работы.

Необходимы простые и доступные обучающие пособия для предпринимателей в самых разных сферах деятельности. Предприниматель – это, прежде всего – организатор. Организовав успешно одно дело, он может захотеть заняться другим, более востребованным делом или более для него интересным. У него есть опыт руководства, но может не хватать знаний. У предпринимателя должна быть возможность получить необходимые знания быстро и качественно.

10. Кредиты.

Кредиты для малого бизнеса – это последнее, что нужно малому предпринимательству.

Мы часто слышим, что предпринимателям нужны кредиты. Но, многие предприниматели ни разу не брали кредиты. Стараются выкрутиться без него. Кредит для них - это дополнительные траты на банк. С учетом того, что в современных условиях, 9 из 10 открывшихся предприятий разоряются, кредиты только усугубят ситуацию. Люди и так не до конца просчитывают ситуации и банкротятся, а с кредитами будет ещё хуже. Что означает разорившийся предприниматель? Это обманутые рабочие, партнёры, не выполненные контракты, не заплаченные налоги, и возможно, разорение других компаний, которых подвели невыполненными обещаниями.

Если будет создана система, при которой, работая можно зарабатывать, то малый предприниматель, начав с малого, постепенно накапливая опыт и вырастая, крепко начнёт стоять «на своих ногах», и сам заработает деньги, на своё стабильное и уверенное развитие. Некоторые из них, со временем перейдут в разряд средних предпринимателей, где кредиты становятся нужны, но это уже другой разговор, о другом виде деятельности и о других предпринимателях.

Кредиты МПр будут нужны, только когда будет создана система, при которой, работая, можно будет честно зарабатывать. Интересная ситуация складывается, если мы посмотрим на Запад. Там кредиты 1-3% , а бума предпринимательства нет. Почему? Там налоги ещё выше, заработать ещё труднее. Кредит – не спасает, это не самое важное. Важно – возможность зарабатывать.

11. Условия работы малого предпринимательства, по сравнению с условиями работы крупного бизнеса.

Малое предпринимательство – это почти ручной труд. Небольшой коллектив выпускают небольшое количество товаров или услуг. Они не должны быть перегружены налогами. Тем более, что доля налоговых поступлений от МПр в госбюджет России — минимальна. Значит налоги на МПр – бесполезны.

Давайте посмотрим, какие производительность и доля налоговых отчислений у разного вида предпринимателей, на конкретных примерах:

Малое предпринимательство — Бригада в 12 человек – может за месяц сложить стенку из 20 000 кирпичей.

Среднее предпринимательство. — Коллектив в 120 человек и завод по производству кирпича в 2 млн шт в месяц

Крупное предпринимательство. – Коллектив в 120 человек и завод- автомат по производству кирпича в 40 млн шт в месяц.

Если прировнять стоимость кладки кирпича к стоимости самого кирпича, то перед нами вырисовывается очень показательная картина.

Доля налоговых отчислений от зарплаты рабочих у крупного бизнеса, в конкретном примере, в 200 раз меньше, чем у малого предпринимателя.

Очевидно, что себестоимость продукции у крупного бизнеса в разы ниже, чем у малого или среднего, затраты тоже меньше, а налоги платят по одному принципу с малым. Более того, весь крупный бизнес зарегистрирован в офшорах, и налоги на прибыль платят там, а не в России. Если крупный бизнес использует труд гастарбайтеров, то он и не платит и зарплатные налоговые отчисления.

Что мы видим? Для МПр, которые работают непосредственно «на земле» и тратят заработанные деньги в России — условий для работы нет. Заработать им невозможно. А для тех, кто выводит деньги за рубеж – условия для работы отличные. Если крупный бизнес начинает конкурировать с МПр, то МПр сразу же проигрывает. Это видно на примерах развития монополий торговых сетей.

Для 3-х видов бизнеса должны быть 3 вида налогообложения. Нужны изменения в налоговой системе России.

12. Итоги:

Мы нашли ключевые проблемы, мешающие развитию предпринимательства в России. Почему же их не видит правительство во главе с Д. А. Медведевым, который любит рассуждать о помощи и поддержке малого бизнеса? Почему не видят депутаты Госдумы? Ведь всё, как оказалось, очень просто! Как же в таких условиях, ещё кто-то , может работать в МПр? Те, кто принимает в России законы, на деле, сознательно и последовательно уничтожают малое предпринимательство. Предприниматели, которые ещё выживают, вынуждены как-то выкручиваться и нарушать законы.

Вот как обстоит нынешняя ситуация. Зачем нужны высокие налоги в МПр, которые никто не платит? А если закрутить гайки ещё больше, то и те малые предприниматели, которые работают в сегодняшних условиях, будут закрываться или банкротиться, что уже и происходит из-за кризиса. Предприниматели, которые имеют связи, входят в коррупционные сговоры с администрацией. Они перестают заботится о качестве своей продукции, ведь через год можно будет снова получить контракт на очередную переделку. И у них совсем другая мотивация.

В итоге мы имеем:

1. Плохое отношение к предпринимателям со стороны населения мешает созданию комфортных условий труда.

2. Непомерные налоги делают продукцию малых предприятий дорогой и недоступной.

3. Минимальные расценки, которые диктует рынок, толкает предпринимателей на экономию на всём и на нечестные действия.

4. Монополии, крупные корпорации, и «свои фирмы администрации» — это те, кто выживает и может даже неплохо живёт, высасывая деньги из регионов и из Российской экономики. Они же, не дают развиваться малым предпринимателям.

5. Отсутствие понятных расценок разрушат всякую стабильность существования малого предприятия.

6. От нехватки знаний страдает качество.

Как решить эти вопросы?

Нужно создать условия для развития малого предпринимательства, условия, в которых предприниматели смогутзарабатывать.

30 лет эти условия в России никто не создавал. Но без них, будет очень сложно развивать наше государство.

Сергей Валентинович Лисовский

Рабцевич Андрей Александрович

ассистент кафедры социологии труда и экономики предпринимательства Башкирский государственный университет, г.Уфа, Российская Федерация

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблем малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Дается определение предпринимательства, рассматривается его сущность и ценность как экономического явления. Основная часть посвящена проблемам, существующим в малом и среднем бизнесе, также даются некоторые рекомендации по их решению.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, налоги, коррупция, административные барьеры

The problems of small and medium-sized businesses in Russia

Pestova Regina Georgievna

Institute of Economics, Finance and Business, Bashkir State University Ufa, Russia

Rabtsevich Andrey Aleksandrovich

Assistant of the Department of Sociology of Labour and Business Economics Bashkir State University, Ufa , Russian Federation

Abstract: The article investigates the problems of small and medium business in the Russian Federation. The essence and value of entrepreneurship as an economic phenomenon considered. The main part of the article focuses on the issues of the small and medium business, some recommendations for their solution also described.

Keywords: small and medium businesses, taxes, corruption, administrative barriers

По Гражданскому Кодексу Российской Федерации предпринимательство определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» В данном определении мы видим специфические черты, характеризующие предпринимателя, предпринимательство. Предпринимательство направлено на получение прибыли, но эта деятельность сопряжена с определенными рисками. Предприниматели - это в большинстве своем новаторы, люди инициативные и действующие. Это своего рода инновация в общественное производство. «Инновации включаются в процесс общественного производства посредством трудовой деятельности работников с качественно новой потребительной стоимостью рабочей силы» . Предпринимательство способно решать многие задачи: производство товаров, услуг, внедрение новых технологий, «производство» рабочих мест, активность общества.

Предпринимательство принято разделять на крупный, средний и малый бизнес. Критерии отнесения к тому или иному виду определяются ФЗ № 209 от 24.07.2007 и Постановлением Правительства РФ от 09.02.13 № 101.



Также к критериям относят долю участия других лиц в уставном капитале организации.

«Согласно статистическому наблюдению в России подавляющее большинство на рынке занимают микропредприятия (85,9%). Выручка микропредприятий составляет 43% от всего сектора малого и среднего предпринимательства» .

В данной статье мы рассмотрим предприятия малого и среднего бизнеса, т.к. вклад малого и среднего бизнеса в экономику большинства стран составляет около 20-40% ВВП, а также сейчас это наиболее активно развивающаяся, прогрессивная часть рыночной экономики. Также предпринимательство сейчас активно поддерживает государство, предоставляя льготы, субсидии и оказывая поддержку другого рода. Несмотря на все это в малом и среднем бизнесе накопилось достаточно проблем, которые необходимо решать.

На сегодняшний день предпринимательство в большей степени оценивают количественными показателями, упуская качественные. Но именно качественная оценка позволяет выявить связь предпринимательства с обществом. Например, предпринимательство внедряет новые технологии, создает новые товары, в результате чего:

Повышается производительность труда;

На рынке продается дешевая продукция высокого качества

Для качественной оценки необходимо изучать такие показатели как: фондоотдача, коэффициенты обновления основных фондов, соотношение стоимости оборудования предприятий и др. Опираться нужно и на производительность труда. Для составления качественного определения малого предприятия необходимо выявить основные характерные особенности ее деятельности и развития. Данный подход представляет большой интерес, так как в нем малое предприятие рассматривается не как уменьшенная модель крупного предприятия, а как предприятие, осуществляющее свою деятельность с присущими ему следующими специфическими чертами: высокая степень неопределенности; постоянное развитие и адаптация к новым условиям; более высокая необходимость во внедрении инноваций .

Следующая проблема: большинство малых и средних предприятий - это предприятия, занимающиеся торговой деятельностью и общественным питанием. Необходимо повысить долю предприятий, обслуживающих науку, занимающихся наукой. Именно они способны принести большой объем инвестиций в бюджет и это наиболее перспективная область предпринимательской деятельность в век информационных компьютерных технологий и научно-технического прогресса.

Следующая проблема малого и среднего бизнеса заложена уже в определении предпринимательства. Предпринимательство всегда сопряжено с риском, который не всегда можно предугадать. Из-за риска предприятия не могут устоять на рынке и многие из них перестают существовать. Но чем больше первоначальный капитал, вложенный в предприятие, тем выше его шансы выстоять в конкурентной борьбе. Возникает следующая большая проблема: недостаток инвестиционных ресурсов, недоступность кредитов. Банки при выдаче кредитов должны быть уверены, что предприятие будет платежеспособным, им необходим продуманный бизнес-план, который будет во многом зависеть от того, какими знаниями обладает будущий предприниматель, насколько реально он оценивает свои возможности и т.д. У предпринимателя должны быть хорошая кредитная история, «качественный» залог. Поэтому банки редко кредитуют стартовые бизнес-дела.

Следующая проблема малого бизнеса: высокие налоги и взносы. В зависимости от типа налогообложения (традиционная система налогообложения, упрощенная система) предприниматель платит от 6 до 15% налогов. Но есть и обязательные платежи в различные фонды, например, страховые взносы и затраты на бизнес. Поэтому предприниматели несут большие денежные потери и им становится невыгодно вести бизнес. Приведем в пример опрос, представленный в Росстате, где респонденты основной проблемой считают высокое налогообложение (Рис. 1.) .

Видим, что большинство опрошенных, считают, что налоги, коррупция, административные барьеры, а также недоступность кредитов - основные проблемы развития предпринимательства в России.

Административные барьеры и коррупция - одна из самых больших проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса. Под административными барьерами следует понимать наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между различными уровнями законодательства (федеральным и региональным), большой объем отчетности, большое количество контролирующих органов и т.д. Считаем, что необходимо сделать законодательство более «прозрачным», открытым; необходимо устранить противоречия между федеральным и региональным уровнями законодательства; проверки, проводимые различными органами необходимо снизить, сделать их более согласованными; также необходимо предоставлять предпринимателям всю необходимую информацию касательно требований со стороны контролирующих органов.

Лицо любого малого предприятия - это его руководитель. Малый бизнес создать довольно сложно, так же сложно им управлять, т.к. необходимо решать задачи различного уровня. Поэтому многие предприятия сталкиваются с проблемой некомпетентного руководства. Некомпетентность может выражаться в отсутствии знаний в области маркетинга, финансов, менеджмента, производства, снабжения, в отсутствии управленческого опыта или неспособности решать нестандартные задачи. «Необходимы серьезные инвестиции в развитии человеческого капитала в России» . Поэтому обществу необходимо создавать благоприятную среду для «воспитания» нового типа людей – людей «предпринимательского склада ума», творческих, инициативных, имеющих необходимые знания и навыки, адаптирующихся к меняющимся условиям, лидеров по натуре, способных принимать задачи различного характера.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы, которые есть сейчас в малом и среднем бизнесе:

Отсутствие качественных показателей оценки бизнеса;

Малая доля предприятий, занимающихся наукой или обслуживающих науку;

Недоступность кредитов;

Высокие налоги;

Административные барьеры и коррупция;

Отсутствие компетентных кадров.

Решение данных проблем поможет малому предпринимательству развиваться более активно, а значит, будут создаваться новые товары (работы, услуги), будут создаваться новые рабочие места, будет развиваться экономика страны.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24 июля 2007 г.

2. Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» №101 от 09 февраля 2013 г.

3. Высоцкая О.А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2012. - №2(12). - с.94-96.

4. Рабцевич А.А.. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. - 2014. - №4. - с.262-265.

5. Хасанова Г.А., Рабцевич А.А. Проблемы развития человеческого капитала в России // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - №5-2(12). - с.70-71.

6. Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства 2011 года [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: gks.ru (дата обращения 12.10.2014.)

7. Дунаева А.И., Удачин Н.О.. – 2014. – No. 3(03-2014) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://сайт/3/1277/

2014 Пестова Р.Г., Рабцевич А.А.

  • Ефимов Олег Николаевич , кандидат наук, доцент кафедры экономики и управления
  • Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
  • Янахметова Регина Робертовна , бакалавр, студент
  • Уфимский государственный авиационный технический университет
  • МАЛЫЙ БИЗНЕС
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
  • ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ

В статье рассмотрены проблемы малого и среднего предпринимательства, анализ развития предпринимательства России и возможные пути его развития.

  • Резервы роста выручки от реализации продукции на примере ООО агрофирма
  • Бизнес-модель и страхование предприятий в условиях кризиса
  • Проблема трансакционных издержек в деятельности предприятия
  • Особенности финансового менеджмента в транспортной организации (управление затратами)

Малое предпринимательство - предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Огромные перспективы для развития малого бизнеса предоставляет страховой бизнес. Свет в конце тоннеля появляется для обычного малого бизнеса, который в последние годы уступал позицию за позицией перед натиском крупных сетевых компаний. Фактически сейчас формируется новая ниша для активных россиян, которые за несколько лет могут создать своё агентство по страхованию жизни с оборотом в сотни тысяч или миллионы долларов.

Сейчас премия в страховании жизни на душу населения в России не превышает 6 долл., тогда как в Центральной Европе она уже 100 долл. В расчёте на 130 миллионов жителей страны эта цифра превращается в миллиарды долларов.

Развитие страхования жизни в России скоро начнет отражаться не только на показателях премии страховщиков. Растущий рынок требует массивного притока кадров. Особенно это выражено в регионах, куда сейчас стали выходить одна за другой страховые компании. Одной из моделей сотрудничества может быть партнерство страховой компании и агентства - самостоятельной маленькой частной компании, созданной людьми, хорошо знающими местный рынок . Создание такой компании может быть выходом для тех, кто привык быть частным предпринимателем и не видит себя в рядах сотрудников супермаркетов, автодилеров или других крупных компаний, постепенно вытесняющих малый бизнес из ниш, с таким трудом завоеванных в ельцинскую эпоху. Но если раньше это были частные магазины, кафе, авторемонтные мастерские, то благодаря развитию страхования жизни малый бизнес может выйти на качественно новый уровень.

Главные требования к успешности будущего страхового консультанта: активность, знание собственного региона, нацеленность на высокий доход, желание работать с людьми. Партнерами компаний становятся самые разные люди: бывшие владельцы собственного малого бизнеса, военные, интеллигенция. И в Башкортостане уже есть имена, которые управляют собственным страховым бизнесом под брендами известных страховых компаний с оборотом, равным обороту средних размеров филиала. Это говорит о том, что места на рынке хватит всем. Только те, кто начал раньше, уйдут далеко вперёд.

В качестве основы для статьи возьмем статистические данные по 2011-2012 годам из журнала «Экономика и управление» башкирского издания 2012 года, они позволят гораздо легче определить главные проблемы предпринимательства в целом.

Хотелось бы обратить особое внимание на то, где именно раскрывается тема малого бизнеса, а именно государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) в Республике Башкортостан.

На основе представленных данных можем сказать, что в 2012 году количество малых предприятий на много увеличилось. Государство с каждым годом увеличивает объем субсидий на развитие предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан. Не смотря на это, есть некоторые проблемы малого предпринимательства, потому что данный вид деятельности остается малопривлекательным как для населения, так и для банков, предоставляющих кредиты малому и среднему бизнесу.

То есть малые и средние предприятия выполняют исключительно социально-значимую функцию – предоставление рабочих мест. Можем так же заметить, что многие малые предприятия очень успешно растут и развиваются, тем самым составляя конкуренцию более крупным их соперникам на рынке.

Выделим главные проблемы развития малого бизнеса в России

Во-первых, это недостоверные статистические данные, то есть в стране нет особых комитетов, которые могли бы осуществлять какие-либо исследования по состоянию малого бизнеса. Так же как и нет четкой системы подсчета финансовых результатов (то есть вклад малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней). Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

В любом государстве статистика в малом бизнесе должна помогать принятию решений на государственном уровне, но, к сожалению, реалии таковы, что частные предприятия не желают вести «белый» учет зарплаты сотрудников. Многие люди, работающие в малом бизнесе, получают «черную» или «серую» зарплаты, так как владельцы малых предприятий предпочитают уклоняться от налогов, несмотря на упрощенную систему налогообложения, которая может применяться в черном бизнесе.

На основании статистики в малом бизнесе государственные органы могли бы планировать развитие определенных отраслей экономики, но получить реальные данные о работе малых предприятий до сих пор невозможно. Для сбора статистики в малом бизнесе многие аналитические агентства до сих пор используют различные анонимные опросы, а не реальные цифры, которые должны находиться в распоряжении государственных органов.

Во-вторых, государство хоть и поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства в стране, оно все же выделяет какие-либо «особые» отрасли, и не уделяет достаточного внимания к другим. Считаю, что развитие малого бизнеса в стране очень сильно повлияет на развитие экономики России в целом. Это как собрать огромную картину из пазлов. И считаю, что именно малый бизнес стоит сделать главной темой обсуждения в экономической политике.

В-третьих, осуществить более легкий доступ предпринимателям малого бизнеса к получению финансовых ресурсов, то есть получения кредитов, повышения качества обслуживания покупателей, более активного продвижения компании и ее услуг. Кредитование малого бизнеса, ссуды и господдержка работают неэффективно. Как и в прошлом году, чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Почти половина, а это 48% респондентов (по данным газеты «Опора России, 2012 г.в.») отмечают, что главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам. Поэтому однажды уйдя в теневую экономику, малый бизнес не спешит возвращаться в легальную часть, даже при снижении налогового бремени. Чтобы малый бизнес вернулся в официальную экономику и стал опорой государства, необходимо предложить ему что-то еще, кроме дорогих кредитов и зажигательных речей.

В-четвертых, целый ряд таких предприятий связаны с «криминальной» деятельностью: многие предприятия работают по «серой» схеме, скрывают свои доходы, не платят налоги.

Именно поэтому у общественности складывается резко отрицательное мнение относительно предпринимательства в целом, именно это все влияет на появление новых предприятий, которых с каждым годом становится меньше и все больше предприятий становятся банкротами, это можно увидеть в статистике, которая отражена на рисунке 1:

Рисунок 1. Динамика экономического роста предприятий

Если сравнивать нашу страну с США, то можно смело сказать, что по развитию малого предпринимательства мы намного отстаем от них.

У нас примерно 238 тысяч предприятий на 1 квадратный метр, когда в США более 26 миллионов!

Законодательная практика субъектов федерации нередко игнорирует интересы малого бизнеса, принимаемые законодательные акты часто увеличивают финансовую нагрузку на предпринимателей и в целом ухудшают бизнес-климат в регионах.

Отношение отдельных руководителей к малому бизнесу свидетельствует о том, что он, по-прежнему, рассматривается как источник наполнения региональных бюджетов, а не как институт, выполняющий важнейшую социальную функцию. В работе органов исполнительной власти регионов преобладают, в основном, традиционные, иногда, малоэффективные формы и методы, отсутствует комплексный, системный подход.

Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема - кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.

В рамках презентации Сергей Борисов (взято из Российской газеты «Опора России») перечислил основные выводы исследовательского проекта. Список ключевых для малого бизнеса проблем возглавляет дефицит кадров. В прошлом году негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56% респондентов; в 2012 году - уже 68%.

Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая - относительно легко может найти квалифицированных рабочих.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям - новому социальному слою - тем более.

Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, - запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.

Другая проблема развития малого бизнеса в России - взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.

Можно также сделать вывод о том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.

Хотелось бы привести статистику по проблемам малого предпринимательства, статистика рейтингов регионов и городов-миллионников по условиям ведения предпринимательской деятельности представлена в газете «Опора России», выпуск газеты 2012 год:

Наиболее благоприятными регионами для ведения бизнеса малыми и средними производственными компаниями были признаны Московская, Челябинская и Самарская области, Республика Башкортостан, Ставропольский край. Среди городов-миллионников в 2012 году лидерство перешло от Челябинска к Екатеринбургу. Комментируя положение субъектов РФ в рейтинге, председатель попечительского совета "ОПОРЫ России" отметил "традиционно" низкие места, занимаемые Москвой (37-е место) и Санкт-Петербургом (делит 35-е и 36-е места). Такое положение объясняется общим уровнем конкуренции в этих субъектах Федерации и более высокими ожиданиями бизнеса.

Несмотря на все проблемы со сбором статистики на малых предприятиях, на основе имеющихся данных можно сделать некоторые выводы. Например, по данным статистики доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет около 40%, а на малых и средних предприятиях работает около 60% населения. Представленные данные, к сожалению, не учитывают тех людей, которые ведут деятельность в «сером» секторе экономики.

По данным статистики, около половины малых предприятий работают в сфере торговли, второе место удерживают предприятия, работающие в сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, занимающиеся ремонтом и строительством. Обрабатывающие, инновационные и научно-технические предприятия по данным статистики в малом бизнесе замыкают список предприятий.

Более «честная» статистика в малом бизнесе позволит увеличить объемы кредитования частного бизнеса, так как банки будут иметь более наглядную информацию для принятия решений о выдаче кредита.

По мнению государственных органов, в течение ближайших лет доля малого бизнеса в ВВП нашей страны должна составить 60-70%, хотя при существующих способах сбора статистических данных эта цифра может быть недостижимой.

Кроме проблем со сбором статистики в малом бизнесе, в нашей стране не существует надежных методик для оценки эффективности работы предприятий малого бизнеса, что также не позволит получать реальную картину развития малого бизнеса.

На рисунке 2 отображены все наиболее серьезные препятствия для развития компаний. Наиболее серьезным является низкая доступность персонала, что составляет 47% всех барьеров, а всего 1% составляет организованная преступность. Эта статистика наглядно показывает все вышеперечисленные проблемы, которые есть у современных предпринимателей.

Рисунок 2. Наиболее серьезные препятствия для развития компаний

Что же делать, чтобы малый бизнес являлся привлекательным для современных предпринимателей?

Малый бизнес является одним из важных условий устойчивого развития страны и региона, который влияет не только на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, смягчение проблемы безработицы, но и обеспечивает достижение таких императивов устойчивости, как ресурсосбережение и социальная стабильность. Хотя в последнее время малый бизнес стал объектом особого внимания региональной власти и науки, его положение в регионах остается сложным.

Субъекты малого бизнеса сталкиваются с определенными трудностями: сохраняется практически удушающее налогообложение, ограничен их доступ к кредитным ресурсам, отсутствует механизм самофинансирования, не проработан механизм информационной поддержки и т.д. Отечественное предпринимательство только находится на пути к тому, чтобы стать движущей силой отечественной региональной экономики.

Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, несовершенство законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства. Более того, российское законодательство в рассматриваемой сфере не только неэффективно, и вообще не затрагивает целый ряд проблем существования и деятельности малых предприятий.

Для малых предприятий актуальны также проблемы создания здоровой конкурентной среды с более крупными компаниями, поскольку в большинстве случаев у малых предприятий нет ни сил, ни средств противостоять недобросовестной конкуренции, приобретающей в последнее время все более жесткие формы. Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и поддержку малого бизнеса и создание условий для добросовестной конкуренции необходимо для развития этого сектора экономики. В первую очередь стоит вопрос о принятии специального закона, определяющего базовые принципы развития и поддержки малого предпринимательства, предложения, по содержанию которого формируются в настоящее время.

Список литературы

  1. Давлетбаев М. М. Предпринимательство в РБ: тенденции развития//Экономика и управление: Башкортостан.-2012.-№5.-114 с.
  2. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
  3. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. - 484 с.
  4. Ефимов О.Н. Структура местного страхового рынка [Электронный ресурс]/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 58 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23089.— ЭБС «IPRbooks», по паролю - 28.11.2014.
  5. Кредитный портал «Кредит Бизнес». Малый бизнес, кредитование малого бизнеса. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru - 28.11.2014.
  6. Конгресс предприятий бытового обслуживания. Стратегии восстановления и роста. Новые стандарты качества жизни [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://kongress.ucoz.ru - 28.11.2014.
  7. Малый бизнес. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.smallbusinesses.ru - 28.11.2014.
  8. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Проблемы малого бизнеса [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.opora51.ru - 28.11.2014.
  9. Официальный сайт ЯРОО «Союз Молодых Предпринимателей». [Электронный ресурс] - 2012. - Режим доступа: http://www.smp-partner.ru - 28.11.2014.
  10. Социальная сеть малого бизнеса. Статистика малого бизнеса [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://b2bzona.org - 28.11.2014.
  11. Сайт о бизнес идеях, сетевом маркетинге и бизнесе с нуля [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.marinbiz.ru - 28.11.2014.

Субъекты малого бизнеса — небольшие компании и частные предприниматели — сталкиваются с рядом проблем, которые характерны только для этого сегмента экономики.

Поскольку сектор малого бизнеса участвует в образовании новых рабочих мест, создании здоровой конкурентной среды, формировании дохода в государственный бюджет и исполнении потребностей регионального рынка.

Актуальные проблемы малого предпринимательства

В 2017 году доля малого бизнеса в ВВП России составила менее 20%. В то время как в США этот показатель равен 53%, в Канаде — 43%, в Великобритании — 40%. Из этого следует, что в России не самые благоприятные условия для индивидуальных предпринимателей и компаний, где численность работников не превышает 100 человек.

Такая ситуация обусловлена рядом проблем:

  • несовершенство законодательной базы (незащищенное положение индивидуальных предпринимателей, постоянные изменения хозяйственного и налогового законодательства);
  • дефицит стартового и оборотного капитала (сложный процесс субсидирования, низкий % одобрения заявок на кредитование малого бизнеса коммерческими банками);
  • дефицит коммерческих помещений (малое количество предложений по аренде производственных площадей в совокупности с ее высокой стоимостью);
  • отсутствие доступа к федеральным и муниципальным заказам (малый бизнес не в силах конкурировать с субъектами крупного предпринимательства);
  • монополизация отдельных сегментов отечественного рынка;
  • невысокий уровень доходов населения (целевая аудитория малого бизнеса — население низшего и среднего класса — не в состоянии оплачивать товары/услуги по стоимости, покрывающей издержки предпринимателя).

Несмотря на то, что ежегодно обновляются федеральные программы по развитию малого бизнеса, предприниматели относятся к ним скептически. Большая часть проблем так и не находит своего решения.

Скрытые проблемы

Помимо очевидных трудностей в сегменте малого предпринимательства есть несколько скрытых проблем, тормозящих его развитие. Их можно отнести к разряду социальных. К наиболее острым относится некомпетентность предпринимателей и отрицательный имидж малого бизнеса среди населения.

В отечественных ВУЗах специальности по основам предпринимательства появились только в начале 2000-х. До этого начинающие бизнесмены при организации своего дела руководствовались лишь предпринимательским чутьем. Но, даже не имея таланта, всему можно обучиться. Поэтому при развитии образовательной базы и содействии властей в решении ключевых проблем предпринимательства, можно рассчитывать на рост доли малого бизнеса в объемах ВВП страны.

Из-за того, что во времена СССР предпринимательская деятельность называлась «спекуляцией» и попадала под уголовную ответственность, она приобрела плохую репутацию. Малый бизнес жестко ограничивался властями, диктовавшими условия труда. И, несмотря на то, что в постсоветский период ситуация изменилась, среди старшего поколения до сих пор бытует стереотип, что предприниматели крадут или наживаются на «простом народе». Со сложившимися стереотипами бороться достаточно проблематично, что обуславливает необходимость в формировании нового положительного имиджа среди молодого поколения.

Введение

2.1 Преимущества малого бизнеса

2.2 Недостатки малого бизнеса

3. Роль малого бизнеса

4. Проблемы малого предпринимательства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

Дать определение малому предпринимательству

Выявить его особенности

Определить место малого предпринимательства в экономике

Рассмотреть его эволюцию

Классифицировать проблемы малого бизнеса

Продумать возможные пути решения этих проблем

Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность данной темы.

1. Понятие малого предпринимательства

Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Направлением закона является реализация права граждан на реализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно закону под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Гражданским Кодексом, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.

2. Экономическая характеристика малого бизнеса

Рассмотрим основные преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, оценим его роль в экономике.

2.1 Преимущества малого бизнеса

1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков

4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.

8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный . Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

2.2 Недостатки малого бизнеса

1. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.

3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

6. МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой

7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики .

8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Из приведенной выше характеристики можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.

Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны?

Малый бизнес может дать экономике:

Необходимую насыщенность и мобильность рынка;

Тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;

Ускорение процесса внедрения новых технологий;

Среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;

Глубокую специализацию и кооперацию;

Среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики - позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП. Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики. Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.