Позаботимся о птицах. Значение питания птиц зимой Забота о птицах зимой разработки педагогов

Конспект занятия в старшей группе на тему:

«Забота о птицах зимой»

Цели:

Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы; совершенствовать умения детей узнавать птиц по их описанию; уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

На доске слайд «Зимующие птицы»

1.Организационный момент.

Ребята, закройте глаза и представьте, что вы в лесу (звучит запись голосов птиц).

В какое время года можно услышать голоса птиц?

А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудное птичье пение?

Почему?

Когда поют птицы? (Когда им тепло, они сыты).

Сегодня к нам в гости пришел интересный человек, ученый. Вот, что он нам поведает.

Ученый:

Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале - большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поет ее оляпка- водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь, на дне жуков сколько угодно. Чего бы оляпке не запеть?!

Воспитатель:

Голодно в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лед прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, н6и длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

Как птице перезимовать? (выходят 3 ребенка, читают стихи)

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят

Воспитатель:

Но кто же им дает приют, когда снега метут?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие- те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с Родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идет

И долго злится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

2.Работа с загадками о зимующих птицах.

Воспитатель:

Ребята, вы, наверное, догадались, что наше мероприятие будет посвящено птицам: как помочь пережить трудное зимнее время. Мы поговорим о птицах, которые не улетают в теплые края, а всю зиму живут рядом с нами. А чтобы узнать, какие птички прилетают к нам на кормушку, я предлагаю отгадать загадки.

1 загадка.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (Синица).

Посмотрите на синицу (появляется слайд).

Что же ученый нам расскажет о синице?

Ученый:

Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.

2 загадка.

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять!

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода-

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

Посмотрите на слайд и вспомните, как выглядит снегирь.

А что же интересное знает о снегире ученый?

Ученый:

Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая. Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают. Держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.

Воспитатель: А еще к нам на кормушку прилетают щегол (показать слайд) и зеленушка (показать слайд).

3 загадка.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит (Дятел).

Посмотрите на эту птичку на слайде.

А ученый вот что нам расскажет.

Ученый:

В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. Оказывается, в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков.

Воспитатель : Не так часто у нас можно встретить зимой чижа, лазоревку, чечетку. (показать слайды с изображением птиц)

4 загадка.

Эту птицу легко содержать в неволе. Кормить ее можно мучными червями. Она хорошо поет. О ком идет речь? (овсянка)

Посмотрите и запомните как выглядит овсянка. (Показать слайд)

5 загадка.

Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает.

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей)

Этих птичек мы всегда можем увидеть у себя во дворе. Посмотрите на слайд и вспомните его внешний вид.

Послушайте, как Николай Рубцов пишет о воробье.

Воспитатель:

Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным,
Оттого, что так трудно ему.

Какую же интересную информацию знает о воробье ученый?

Ученый:

На наши кормушки очень часто прилетают эти птички. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые, значит холодно. Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.

6 загадка.

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз, и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица….(Поползень).

Посмотрите, как выглядит эта интересная птичка (слайд)

Ребенок:

Голубая спинка, рыженький бочок.

По стволу осинки, за скачком скачок.

Поползень вертлявый скачет вверх и вниз.

В ствол залез дырявый, клювом вниз повис.

Свистнул: «Эй вы, дятлы! Клювом вниз скачу

Вам такое, вряд ли, дятлам, по плечу!

Воспитатель: Ученый вам расскажет о нем.

Ученый:

Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек.

Воспитатель:

Вот мы с вами и вспомнили, какие птички прилетают к нам на кормушку. Скажем большое спасибо нашему ученому за ту информацию, которую мы узнали.

3.Беседа с элементами игры «Забота о птицах»

Воспитатель:

Холодно и голодно птицам зимой, многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (развесить кормушки, насыпать корм)

Что главное в кормушке? (корм)

А как вы думаете, что птичкам страшнее холод или голод? (голод)

Воспитатель:

За короткий зимний день птички едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу ослабевшие и голодные птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только 1. Поэтому им и необходимо помогать.

Ребенок:

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их, согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам, великое!»

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угощение для птиц».

Вам необходимо из карточек выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для птиц. Приглашается один ученик, а все остальные будут помогать.

Рябина, семечки, макароны, ягоды шиповника, ржаной хлеб, белый хлеб, конфеты, яблоко, пшено, гречневая каша, сало соленое, кусочки сырого мяса, чипсы.

Воспитатель:

Некоторые дети вместе с родителями изготовили вот такие кормушки, посмотрите на выставку. Я думаю, что они дадут нам еще несколько советов о том, как изготовить кормушку.

Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву.

Можно использовать пластмассовые бутылки. Закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом и подвешивают почти вплотную к нему. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями, мхом.

4.Викторина

Воспитатель:

А сейчас мы проверим как вы внимательно слушали о зимующих птицах и проведем небольшую викторину, где нужно будет ответить на несколько вопросов.

1.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

2.Какие птицы спят, зарывшись в снег? (куропатки, тетерева)

3.Какая птица за 10 минут может обработать желудь или шишку? (дятел)

4.Какая птица ест семена,вареные овощи, несоленое сало? (синица)

5.Назови птицу- санитара? (ворона)

6.Какая птица может зимовать в пустотах подо льдом? (оляпка)

7.Лесная птичка, способная перемещаться по стволу деревьев головой вниз? (поползень)

5.Итог мероприятия.

Воспитатель:

Птицы - наши друзья и помощники в борьбе с вредителями.

Ребята! Берегите птиц!»

Ученик:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть.

И для птиц тепло.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.


Для второй младшей группы

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - И не страшна

Будет им зима.

Актуальность : В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

В ходе проекта больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

Проблемы:

Дети мало знают о зимующих птицах, как правило, почти не обращают на них внимания и отсутствие навыков заботы о них.

Цель проекта:

формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

  1. Формировать умение различать и называть зимующих птиц.
  2. Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
  4. Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме.

Тип проекта:

1. По доминирующему методу: познавательно - практический.

2. По характеру контактов: внутри детского сада, в контакте с семьей.

3. По кол-ву участников: со всеми воспитанниками второй младшей группы.

4. По продолжительности: 2 месяца.

Участники проекта:

Дети второй младшей группы, сотрудники детского сада, родители.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор дидактического материала, художественной литературы, атрибутики, картинок и иллюстраций.
  1. Исследовательско-практический: наблюдения на прогулке, НОД, игры подвижные и дидактические, творческая деятельность, совместная деятельность, заучивание стихов и потешек, индивидуальная работа, взаимодействие с детьми первой младшей группы.
  1. Обобщающий (заключительный): выставки творческих работ, фотографий, досуг, оформление на участке.

Домашнее задание родителям:

  • Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.).
  • Изготовить совместно с ребенком кормушку.
  • Подобрать корм, развивать словарный запас.
  • Выучить стихотворение о зимующих птицах.
  • Подобрать загадки о зимующих птицах.
  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
  • Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.

Работа по проекту: НОД

Познание

РЭМП «Стайка птиц» (ориентировка в пространстве).

ФКЦМ Презентации «Забота о зимующим птицам, «Зимующие птицы нашего края», дидактические игры «Польза птиц», «Кто прилетел на кормушку?», «Зимующие птицы», «Птицы нашего края», «Корм для птиц».

Коммуникация

Заучивание стихотворений И. Токмаковой «Сизари», «Чик –Чирик»;

Рассматривание картин «Птичья столовая», «Дети кормят птиц» (рассказы детей по картинам с помощью воспитателя);

Беседа «Как мы заботимся о птицах зимой»;

Художественное творчество

Аппликация «Птичка»;

Рисование «Птичка на ветке»;

Лепка «Птицы на кормушке», коллективная работа «Птичий базар».

Чтение художественной литературы

Потешка «Сорока – Сорока»;

Песенка обраб. В. Викторова «Снегири»;

Сказка обраб. В. Даля «Ворона»;

Рассказ Н.Романова «Умная ворона»;

Загадки о зимующих птицах.

Наблюдение

- «Птицы за деревьями»;

- «Птицы на деревьях»;

- «Птицы на кормушках».

Работа с родителями

Изготовление кормушек;

Рисунки «Птицы зимой»;

Памятка (в уголке для родителей) «Накормим птиц зимой», «Основы экологического воспитания», «Народные приметы».

Прогнозируемые результаты:

Расширение кругозора воспитанников о зимующих птицах.

Приобщение родителей к жизни группы.

Развитие навыков лепки из целого куска, рисования птиц, аппликации.

Создание предметно-развивающей среды в группе.

Воспитание чувств доброты, заботы, сопереживания.

Описание работы по проекту

Серия экскурсий и целевых прогулок к «птичьим столовым»

Наблюдение за кормушками:

День первый – птиц не было замечено.

День второй – прилетела одна синица.

День третий – птиц на участке появилось гораздо больше, пробовали пищу.

Последующие дни – птиц много (даже корма не оставалось после кормежки).

Результаты проекта:

Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Приложение

Наблюдения .

Наблюдения кратковременные, но частые. Воспитатель поясняет: «Сейчас насыплю крошки, семечки и отойду, чтобы не пугать птичек».

Воспитатель обращает внимание детей, что у голубей есть глаза – они видят корм, когда им насыпают; есть клюв – они клюют крошки; у них есть ноги – они ходят; есть хвост; у них есть крылья – они летают; голуби бывают разного цвета, разной величины. Воспитатель поясняет, что голубей называют иногда сизарями и читает стихотворение И.Токмаковой «Сизари»:

Голуби, голуби,

Раз, два, три…

Прилетели голуби,

Сели и нахохлились

У дверей.

Кто накормит крошками

Дети говорят, как бы отвечая: «Мы накормим крошками сизарей».

Наблюдают за повадками голубей:

Они мало летают, больше ходят и при каждом шаге кивают головой; они чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривают друг с другом.

Вместе с голубями кормятся и другие птицы.

Рассмотрим внешний вид, затем изучим повадки. После этого сравним птиц. (Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но есть у них и различия: голубь больше воробья, голубь воркует – воробей чирикает, голубь ходит – воробей прыгает.)

Во время наблюдения воспитатель читает детям маленькое стихотворение про воробьёв:

Жили – были два воробушка,

Два маленьких, два хорошеньких,

Один Чик, другой Чирик,

Оба вместе Чик – Чирик!

После наблюдений за птицами дети играют в игру «Голуби и воробьи».

Дети делятся на три группы: одна – голуби, другая – воробьи, третья – дети.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и выполнить то, о чём в нём говорится.

Рассказ: «Настала зима. Было очень холодно, и птицы хотели есть. Пришли дети, принесли зёрен, насыпали и отошли в сторону, чтобы не напугать птиц. Увидели голуби детей и полетели к ним. Голуби летят медленно, широко машут крыльями, а за ними – воробьи. У них крылышки маленькие, они быстро ими машут. Прилетели, поклевали и стали гулять. Голуби ходят и головой кивают, а воробьи рядом скачут. Голуби воркуют: ур – ур – ур, а воробьи чирикают: чик – чирик. И птицы рады, что наелись, и дети рады, что птиц накормили. Всем хорошо».

Для закрепления знаний о зимующих птицах и их повадках проводится игра «Кто прилетел на кормушку?».

Вырезаются из картона несколько знакомых детям птиц.

5-6 детей надевают на голову атрибуты птиц.

Ставится кормушка и по сигналу, дети- «птицы» летят на неё.

Остальные дети говорят, какие птицы прилетели на кормушку.

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Детям раздаются картинки с изображением птиц. Воспитатель зачитывает повадки одной из них. Ребёнок, у которого эта птица на картинке, поднимает её вверх. Дети, все вместе, обсуждают правильность ответов.

(Из обращения к школьникам учёного-биолога П.А.Мантейфеля)

Тли, мушки, жучки и их личинки, гусеницы разных бабочек - страшные враги садов, огородов, полей, лесов, всего зелёного мира. Они сосут и грызут листья, пожирают бутоны и цветы, съедают траву, разрушают даже самую толстую и твёрдую кору деревьев.

Кто же выступает на защиту зелёного царства? Птицы.

Несметная армия птиц помогает справиться с этими врагами.

Много птиц пришлось бы нам перечислить, чтобы составить список той армии, которая охраняет урожай.

Вот почему вам, ребята, надо заботиться о птицах.

Чем вы можете им помочь?

Для гнёзд нашим прилётным гостям нужны ветвистые кусты, густые ёлочки, большие деревья, участки высокой травы.

Если в вашей местности мало деревьев, посадите их, ухаживайте за зелёными насаждениями.

Весной около каждого дома вывешивайте скворечники, зимой, в весеннюю и осеннюю непогоду подкармливайте птичек.

А самое главное - никогда не разоряйте гнёзд и не убивайте птиц. Удерживайте от этого своих товарищей, младших братьев и сестёр.

Птицы - наши лучшие, верные друзья.


Полезное в сети

Юридическая компания "Товарищ" оказывает консультации по жилищным вопросам, помогает защитить ваши права. Все юридические консультации оказываются профессиональными юристами, добросовестно относящимися к своему делу. Если вам нужна консультация по жилищным вопросам, семейному праву, трудовым спорам или каким-то другим, обращайтесь в компанию "Товарищ".

Светлана Насырова

Вот и пришла к нам дождливая, холодная осень. Многие задумывались над тем как тяжело выжить птицам зимой ? В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Давно известно, что многие птицы погибают зимой не из-за холода, а из-за отсутствия привычного полноценного питания. Поэтому, для сохранения популяции птиц , многим из них необходима подкормка.

От сильных морозов страдают наши пернатые друзья. Зимой им тяжело добывать корм. Зимний день короток и время на поиск пищи у птиц немного . Поэтому птицы стремятся туда , где проще найти корм и можно спрятаться от зимней стужи – в города, поселки, деревни ближе к людям У наших пернатых друзей есть природные столовые : калина, рябина, яблоня. Но на всю зиму птицам этой еды не хватает - к началу весны она заканчивается. Поэтому наши птицы в зимнюю пору особо нуждаются в нашей заботе .

Но, как же мы, люди, можем помочь маленьким птицам перенести все тяготы и невзгоды холодной зимы?

В беседах по ознакомлению с окружающим нас миром дети нашей группы получили общее представление о великом многообразии зимующих птиц . Они узнали названия зимующих птиц , познакомились с птицами , прилетающими на зимовку в наши края, а также с перелётными птицами . Дети получили представления о пользе птиц .

Мы, воспитанники старшей группы «Лесная сказка» , решили заранее подготовиться и помочь зимующим птицам . К подготовке кормушек были подключены и родители воспитанников. Все мы дружно стали изготавливать кормушки. В ход пошли пластиковые бутылки, доски, коробки из-под сока. Птичий корм - семена подсолнуха, арбуза, кабачков, пшено, зерно, овес и хлебные крошки - стал заготавливать еще с осени. Когда все кормушки были изготовлены, мы с ребятами вышли на наши участки и повесили кормушки - птичью столовую.

Почти у всех групп на своих участках есть кормушки. Вот, например, наша кормушка висит на рябине. Мы с ребятам каждый день подсыпаем в нее зерно, семена и хлебные крошки. Особенно ее облюбовали воробьи, сороки. С наступлением зимних холодов мы с нетерпением будем ждать новых гостей к нашей кормушке. Будем ждать снегирей и свиристели, которые любят садится на рябину и яблоню. В прошлом годы несколько раз прилетали и сойки. Мы наблюдаем, как они клюют корм, пытаемся сфотографировать их.

Мы все любим птиц и , наверное, они нас тоже. Заботясь о птицах , мы охраняем природу.

В ходе реализации данного проекта, мы познакомили детей с жизнью зимующих птиц . Расширили и углубили знания о жизни птиц зимой в процессе изучения темы : "Разнообразие животных". Сформировали у детей логическое мышление, память, творческое воображение, речь. Научили детей доброте, бережному отношению к природе и всему животному миру. Приучили заботиться о птицах , наблюдать за их повадками, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели .

Ведь и Михаил Пришвин говорил : «Охранять природу, значит, охранять свою Родину» .

Публикации по теме:

Цель: знакомство с праздником – Днем птиц; создание атмосферы радости, развитие у детей эмоциональной отзывчивости, желания участвовать.

Конспект занятия «Забота о птичках» Цель: Побуждать детей слушать воспитателя на протяжении всего занятия. Задачи: Вызвать у детей эмоциональный отклик при виде дерева, птиц.

Беседа с детьми и зимующих и перелетных птицах Беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах. Возраст детей: 4-7 лет Подготовила: Иванова Ираида Эрнестовна, воспитатель МДОУ «Детский.

Конспект итоговой ООД по формированию обобщенных представлений о зимующих и перелётных птицах Конспект итоговой ООД по позновательно-речевому развитию «Перелетные птицы» Воспитатель: Калимуллина Г. З. Цель: формировать обобщенное.

«Беседа о зимующих и перелетных птицах».Программное содержание: -закрепить понятие «зимующие» птицы, «перелетные» птицы; -уточнить знания.

Непрерывно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. «Поговорим о зимующих птицах» Поговорим о зимующих птицахЦель – расширение представлений о зимующих птицах. Задачи- образовательные: - обобщение и уточнение знаний детей.

Сказка о зимующих и перелётных птицах Сказка о зимующих и перелётных птицах Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень. Козявки, букашечки подальше спрятались.

Зима – это время, когда люди должны проявлять заботу обо всем живом, включая пернатых. К счастью, мастерить кормушки для птиц продолжают многие люди. Особенно популярно это занятие среди родителей и детей. Малыши учатся ответственности и элементарной человечности, помогая птичкам выжить в условиях наших суровых зим. Ведь многие птицы не улетают на юг: речь идет о дятлах, воробьях, синицах, щеглах, овсянках, снегирях, пищухах, чижах и поползнях, а также дроздах и скворцах.
Целью зимней кормежки птиц является обеспечение их пропитанием, скрытым под толстым слоем снега и ледяной коркой.
На заметку: птицы характеризуются очень быстрым протеканием обменных процессов, так что подпитка им необходима каждые несколько часов. И чем на улице холоднее, тем быстрее протекают обменные процессы.


В течение суток в организме птицы накапливается достаточное количество питательных веществ, чтобы дотянуть до конца суток. И если в течение зимнего дня птице не удалось найти достаточное количество питательных веществ, ее шансы на выживание в течение ночного времени суток практически нулевые.
Если птичек подкармливать систематически в одном и том же месте на протяжении определенного периода, вскоре они начнут постоянно туда прилетать, с благодарностью принимая человеческую помощь. А вы, в свою очередь, сможете пристально наблюдать за птицами, их привычками и особенностями поведения, вновь и вновь открывая для себя что-то новое и удивительное.
Принято считать, что птицам для выживания достаточно хлебных крошек. Однако это не совсем верно. Например, насекомоядные птицы нуждаются, в первую очередь, в расплющенных семенах подсолнечника. В их состав входит большое количество жира. Если же птицы, которых вы подкармливаете, зерноядные, в состав корма должны входить не только семечки, но и небольшое количество овсянки и овса, а также просо. Кстати, они также не откажутся от семян сорных растений, которые легко заготовить в течение августа.
Любят птички лакомиться и семенами арбуза, тыквенных культур, рябины, небольшими кусочками мяса, крапивой, хлебными крошками, а также лебедой. Что же касается синичек и дятлов, для них лучшим угощением станут кусочки несоленого сала. Арахисом лучше побаловать синичек, воробьев, зеленушек, поползней, дятлов и чижиков. Дело в том, что в арахисе содержится большое количество жира. Размолотые орешки – отличное угощение и для завирушек, крапивников и зарянок.
Важно: никогда не предлагайте птицам в качестве корма жареные или соленые орехи!
Нельзя кормить пернатых зернами пшеницы, ячменем, горохом, фасолью и сухим рисом. Это обусловлено минимальным количеством воды в их составе. Такое лакомство можно предложить только голубям.
Но самым изысканным деликатесом для всех птичек считаются мучные черви. И выращивать их очень легко. Мучных червей обожают лазоревки, зарянки и прочие насекомоядные птицы.
Нельзя, чтобы птицы ели ненасыщенные жиры и растительное масло любого происхождения – это не так вредно для их желудков, но оперение, испачканное маслом, может доставить пернатому массу неудобств.


На заметку: если уж вы решили побаловать птиц овсянкой, ни при каких обстоятельствах не варите ее! Клейкая масса может застрять в клювике птицы, и избавиться от нее будет крайне проблематично.
Для синиц и поползней любимой пищей являются подсолнечные семена, арбузные и тыквенные семечки, а также кусочки сала и мяса. Что же касается овсянок, они откажутся от любой пищи в пользу проса, пшеницы и овса. А для снегирей и синиц-лазоревок нет ничего милее семян крапивы. Щеглам же подавай семена репейника, в то время как снегири и свиристели все отдадут за яркие ягодки рябины.
Синички всегда были в некотором смысле символом России. Они являются небольшими лесными птичками с плотным сложением. У них довольно короткий клювик и контрастная окраска. В качестве пищи предпочитают насекомых и растительные семена. Хотя, по сути, синички всеядны и, надо сказать, весьма прожорливы. В течение суток синичка может съесть количество пищи, которое вдвое превышает ее собственный вес.
Важно: если уж вы приучили синичку прилетать к вам на кормежку, не прерывайте подкормку до конца зимы! Синица, привыкшая питаться в определенном месте, погибнет, если резко потеряет привычный источник питания. Более того, они еще и новых обитателей вашей импровизированной «столовой» за собой приводят – как правило, это молодые синички, которые еще совсем не умеют заботиться о себе самостоятельно.
Синица – одно из самых полезных пернатых. Ведь среди насекомых, которыми она питается, множество вредителей, включая шелкопрядов, долгоносиков, листоедов, клопов и тлю.


Это интересно: всего несколько синичек могут успешно очищать сад от многочисленных вредителей, обеспечивая полную безопасность растений. Причем если уж на вашем участке обитает парочка синиц, вторую они туда уже не пустят.
Учитывая активную полезную деятельность синиц по уничтожению вредителей, правительство большинства стран объявили синичек птицами, попадающими под программы охраны. А также люди активно сооружают синичники, чтобы привлечь этих санитаров участка именно на свою территорию.