Фотографии с мертвыми людьми 19 век. Посмертные фотографии: жуткое явление XIX века или искусство? И одна из этих сестричек тоже не отдыхает…

В музее Мировой погребальной культуры имеется необычная экспозиция: Фотографии Pos-mortem или посмертная фотография.

Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) - обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были привычным делом в конце позапрошлого века, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

Фотографии post-mortem служили не столько напоминанием о смертности, сколько своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем. Особенную популярность получило фотографирование умерших детей и новорождённых, поскольку уровень детской смертности во времена Викторианской эпохи был весьма высок, и такие снимки иногда были единственными портретами детей, оставшимися семье на память.

Пик популярности посмертной фотографии пришёлся на конец XIX века, однако, позднее пошёл на убыль и вскоре был полностью вытеснен изобретением моментальной фотографии, получившей большее распространение и популярность, хотя некоторое продолжение традиции прослеживалось и в XX веке.

Ранние посмертные фотографии изображали лицо умершего крупным планом или тело целиком, реже в гробу. Умерший фотографировался таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека.

Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении любимых игрушек, кукол. Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников, чаще матери, братьев или сестёр, вместе с умершим. Такие постановочные снимки выполнялись как в доме умершего, так и в ателье фотографа.

Фотографии умерших детей были особенно драгоценны для родителей, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. А так у родителей хоть что-то оставалось.

Тогда таких фото никто не боялся, они никого не отталкивали, даже очень маленькие дети не боялись не только фото, но и самих покойных родственников...

Существовал обычай фотографировать усопшую женщину и срезать локон ее волос. Этот снимок вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди. Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище...

Взрослым на посмертных фотографиях традиционно придавали сидячую позу. Нередко окружающее пространство пышно украшалось цветами. Для придания жизненности фотограф поверх закрытых глаз на снимке изображал открытые, а на более ранних снимках наносили немного розовой краски в область щёк.

На более поздних посмертных снимках всё чаще умершие изображаются в гробах, на снимке при этом запечатлеваются все родственники, знакомые и близкие, присутствовавшие на похоронах.

Традиция делать и хранить такие снимки до сих пор сохраняется в некоторых странах Восточной Европы.

Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь. Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности, например, память рода – уходили в прошлое.

Здесь мертвы все трое, но выглядят как живые. Мужчине именно для этого всунули в руку скрученный лист бумаги. Это придает ему «дополнительную живость».

И здесь тоже мертва вся семья. Иногда мертвым женщинам распускали волосы для того, чтобы не было видно штатива, при помощи которого труп удерживался в стоячем положении.

Штатив для посмертного фото.

Фотографии мертвых родителей с мертвыми детьми.

Эта фотография спорная. Есть сведения, что здесь жива только женщина. Но это неподтвержденные данные.

Эту девушку переехал поезд. И потому она сфотографирована так, будто сидит за высоким столом. На самом деле у трупа просто нет нижней половины.

На фотографии мертвая девушка стоит справа

Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть. «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни»...

Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Снимки именно из этого архива были использованы в фильме «Другие».

Еще один способ увековечить память об усопшем, который использовали в прошлом и по сей день - посмертная маска или посмертный слепок лица или руки умершего. вы можете прочесть на нашем сайте и узнать в Музее мировой погребальной культуры.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в соцсетях!

вт, 08/10/2013 - 15:37

Жуткая, по современным меркам, традиция была популярна в Викторианской эпохе XIX века. А именно -традиция делать фотографии недавно умерших родных, под названием «Memento mori», что в переводе означает «помни о смерти».

ВНИМАНИЕ! Данная статья содержит фотографии мёртвых людей и не предназначена для просмотра лицами с неустойчивой психикой.

Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) - обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были привычным делом в конце позапрошлого века, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

Из истории посмертной фотографии.

В 1839 на гладко полированной металлической пластине был напечатан первый дагерротип, изобретенный французом Луи-Жаком Дагерром. Американцы с готовностью взяли его на вооружение. Фотографировать усопших начали практически тогда же, когда появились первые дагерротипы. До этого великого изобретения только состоятельные люди могли себе позволить иметь посмертные портреты своих близких. Их рисовали именитые художники, но с появлением фотографии создание памятных картин стало доступнее. Несмотря на точность воспроизведения образов, процесс дагерротипии требовал кропотливой работы. Экспозиция могла занимать до пятнадцати минут, чтобы фотография получилась резкой. Занимались подобным родом фотографии, как правило, те же самые фотоателье, которые изготавливали портреты. В первые годы своего существования дагерротипы - маленькие фотографии на полированном серебре - были такими дорогими, что часто человек мог фотографироваться лишь один раз в жизни, вернее, после смерти. В 1850-е популярность дагерротипа снизилась в связи с заменой его более дешевым аналогом, известном как амбротип. Амбротип был ранней версией фотографии, изготавливался он отображением негатива на стекле, за которым располагалась темная поверхность. Также применяли ферротипию. Ферротипией называли фотографии-позитивы, которые делались непосредственно на железную пластину, покрытую тонким чувствительным слоем. В шестидесятых годах XIX века фотография стала доступна почти всем слоям общества. Появились фотокарточки на бумажной основе. С изобретением фотографий в паспарту (англ. Carte de visite) у родственников появилась новая возможность - отпечатывать с одного негатива несколько фотографий и отправлять их родственникам.

Невозможно по-настоящему разобраться в причинах, которые привели к появлению посмертной фотографии, не раскрыв более детально отношение людей в первой половине XIX века к смерти как таковой. В Европе и Америке первой половины XIX века, как уже было сказано выше, наблюдалась очень высокая смертность, особенно среди новорожденных и младенцев. Смерть всё время была где-то рядом. В те времена умирающего не отвозили в больницу - люди, как правило, болели и умирали дома, в кругу своих близких. Более того, зачастую в течении последних дней брат или сестра могли делить с умирающим ребенком одну постель. Подготовка к погребению тоже происходила в доме покойного и занимались этим родные и близкие. После всех приготовлений тело оставалось ещё какое-то время в доме, дабы все могли проститься с усопшим. Всё это достаточно хорошо объясняет отношение людей Викторианской эпохи к смерти. В отличии от наших современников, они не видели в смерти что-то особенное, её не чурались, как не чурались собственно и самого тела покойного. Их сознание фокусировалось на потере, на разлуке с любимым человеком, а не на мертвом теле. Именно поэтому коммерческие фотографы тех времен и могли предложить им свой необычный товар - увековечивание памяти о любимом в виде фотографического портрета.Фотография покойного, с семьей или без, не была напоминанием о смерти, а скорее сувениром сохраняющем память об усопшем, о любимом и дорогом для близких человеке. Зачастую эта посмертная фотография была единственным изображением покойного.

На рубеже XVIII-XIX веков формирование изысканных погребальных и траурных традиций викторианской Англии, с одной стороны, и высочайшая детская смертность в Европе и Северной Америке, с другой, фактически подготовили благодатную почву для создания концептуального прототипа посмертной фотографии в живописи. В этот период в Европе создаётся множество небольших по размеру посмертных детских портретов. Как правило, на этих портретах ребенок изображался либо сидящим, либо до плеч, при этом самая важная характеристика работ такого рода то, что ребенок изображался живым. По этим портретам практически невозможно узнать о драматических предпосылках приведших к их созданию. Но дабы выделить эти работы из общей массы живописных портретов, художники вносили визображение четко регламентированные символы, однозначно указывающие на то, что изображенный ребенок уже мертв: перевернутую розу в руках малыша, цветок с надломленным стеблем, цветы «утреннее сияние» (morning glories) - цветок расцветающий, увядающий и осыпающийся в течении одного дня, а так же тщательно проработанные и выделяющиеся часы, стрелки которых указывают на время смерти. Так же использовались такие символы, как плакучая ива и надгробные плиты. Иногда, чтобы намекнуть на то, как именно умер ребенок, использовался мотив лодки: в спокойной воде - легкая, спокойная смерть; шторм - тяжелая и мучительная.

На большинстве посмертных фотографий викторианской эпохи покойный изображается мирно спящим. Фотографии умерших детей были особенно дороги, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. Многих из них усаживали и окружали игрушками, чтобы они были похожи на живых детей. Иногда родители или братья и сестры позировали вместе с умершим ребенком. Можно было получить множество отпечатков с одного негатива, поэтому семьи могли посылать фотографию другим родственникам. Большинство из них считались скорее памятными подарками, чем тревожными напоминаниями о недавней смерти. Отсутствие сделаных при жизни портретов также может служить дополнительной причиной к попытке «оживления» портрета умершего человека. В силу этого зачастую доминировали клоузапы или поясные портреты, как лежачие, так и сидящие. Иногда, фотографируя лежащего человека, карточка снималась таким образом, чтобы потом её можно было развернуть, дабы создать впечатление того, что портретируемый сидит. Нередко встречаются работы, в которых портретируемый изображен «спящим». При соответствующей постановке кадра закрытые глаза умершего могли сойти за моргнувшие глаза живого, что было характерным «побочным явлением» фотографического портретирования в те времена в силу использования длинных выдержек. Зачастую поверх век мастерски рисовались глаза с выразительным взглядом. После появления амбротипии и тинитайпов во второй половине XIX века многие фотографы стали раскрашивать лица на портретах в естественные «живые» цвета. Всё это позволяло достаточно легко стереть грань между изображением живого человека и мертвеца. Особенно заметно это по фотографиям, сделанным в студии, что впрочем не являлось частой практикой. Иногда с целью придать портретируему вертикальной положение и изобразить его стоящим. использовались специальные распорки-крепления, в которых закрепляось тело усопшего.

Коллекционирование посмертных фотографий.

Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть: «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни». Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Фотографии именно из этого архива были использованы в фильме «Другие». Коллекция «Умирание и смерть» состоит из 4000 фотографий (1840-1996), представляющих различные мировые культуры. Она содержит один из самых обширных архивов ранних изображений умирания и смерти и особенно примечательна своими дагерротипами. Многочисленные выставки, а также «Лучшийфотоальбом 1990 года», книга «Спящая красавица: Мемориальная фотография в Америке» были составлены при помощи этой коллекции. В настоящее время готовятся к выпуску новые альбомы. Главный акцент коллекции - личные, мемориальные фотографии, сделанные семьей усопшего или по ее заказу. Другие разделы коллекции включают сцены гибели на войне, казни, смерти, которые попадают в блоки новостей и связаны с насилием, несчастными случаями и прочими примерами насильственной смерти. В наличии также ограниченный выпуск отпечатков ряда стандартных изображений.

Виды посмертной фотографии.

Есть несколько подвидов посмертной фотографии. В некоторых случаях умерших фотографировали «как живых». Старались посадить на стул, дать в руки книгу, в некоторых случаях даже глаза были открыты. В коллекции Бёрнса существует фотография девушки, сделанная по прошествии девяти дней после ее смерти. На ней, она сидит с раскрытой книгой в руках, и смотрит в объектив. Если бы не надпись на фотографии, было бы нелегко понять, что она умерла. Иногда усопших усаживали на стул, с помощью подушек укладывали, полулежа, на постели, а иногда и сажали, задрапировав гроб тканью.

На других фотографиях усопшие запечатлены лежащими в постели. Иногда эти снимки делали сразу после смерти, иногда усопшего, уже одетого к погребению, укладывали на кровать для прощания. Попадаются снимки, где тело покоится на кровати рядом с гробом.
Еще один, наиболее часто встречающийся вид снимков можно назвать «гробовым». Усопшие запечатлены в гробах или рядом с ними. В этом случае глаза почти всегда закрыты. Тело уже облачено в погребальную одежду, часто покрыто саваном. Внимание, как правило, акцентируется на лице покойного, а иногда лицо видно с трудом из-за ракурса фото-графии или закрывающих гроб со всех сторон цветов и венков. Иногда фотограф старался подчеркнуть роскошь и убранство гроба и комнаты.
В редких случаях изображен закрытый гроб и венки, возможна также прижизненная фотография усопшего, вмонтированная в один из венков.
Существовал обычай фотографировать усопшую женщину и срезать локон ее волос. Этот снимок вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди. Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище.

Посмертная фотография сегодня.

В последнее время посмертная фотография считается тяжелой для восприятия. Стараются избегать подобных снимков. Автору статьи известен веб-сайт, содержащий две версии статьи - одна с фотографией усопшей, другая - без фотографии, специально для тех, кого подобные фотографии отталкивают. В наши дни зачастую фотографирование умерших воспринимается как странный викторианский обычай, однако оно было и остается важным, если не признанным явлением американской жизни. Это такой же род фотографии, как эротика, которую снимают супружеские пары в домах среднего класса, при этом, несмотря на широкое распространение этой практики, снимки редко выходят за пределы узкого круга близких друзей и родственников. Наряду с надгробными камнями, похоронными открытками и другими изображениями смерти, эти фотографии представляют собой способ, которым американцы попытались сохранить свои тени. Американцы снимают
и используют фотографии покойных родственников и друзей вопреки общественному мнению о неуместности таких
снимков.
Посмертная фотография очень часто практикуется в современном обществе, ею интересуются множество людей. Очевидно, что она играет важную роль для следователей по уголовным делам и всей системы правосудия в целом.

Вспоминая про Викторианскую эпоху, что первое приходит вам на ум? Может романтичные романы сестёр Бронте и сентиментальные Чарльза Диккенса, а может тугие дамские корсеты и даже пуританство?

Но, оказывается, эпоха правления королевы Виктории оставила нам еще одно наследие – моду на посмертные фотографии умерших людей, узнав о которой, вы посчитаете этот период самым темным и жутким в истории человечества!

На то, откуда взялась традиция фотографировать мертвых, есть множество причин и версий, и все они тесно переплетены между собою…


И начать, пожалуй, стоит с «культа смерти». Известно, что с момента кончины супруга – принца Альберта в 1861-ом году, королева Виктория никогда не снимала траур. Более того, в быту появились даже обязательные требования – после смерти близких женщины носили черную одежду еще четыре года, а в последующие четыре могли облачаться только в белый, серый или фиолетовые цвета. Мужчинам же доводилось ровно год носить на рукаве черную повязку.

Викторианская эпоха – это период самой высокой детской смертности, особенно среди новорожденных и детей младшего школьного возраста!


Посмертное фото ребенка – это всё, что оставалось в памяти у родителей.

А создание таких «сентиментальных» сувениров превратилось в обыденный и бездушный процесс – умерших детей наряжали, им красили глаза и румянили щеки, их укладывали на колени всем членам семьи, ставили или усаживали на стул с любимыми игрушками.


Последняя в «паровозике» девочка не просто моргнула…


Ну, разве не заметно, что этого ребенка кто-то держит у себя на коленях?

И одна из этих сестричек тоже не отдыхает…

В общем, фотограф делал все, чтоб в результате на фото мертвый член семьи ничем не отличался от живых!

Одна из наиболее важных причин появления жутких посмертных фото в Викторианскую эпоху – это рассвет искусства фотографии и изобретение дагеротипа, что делало съемку доступной для тех, кто не мог позволить себе нарисовать портрет, ну и … возможность увековечить в памяти мертвых.

Подумайте только, цена одной фотографии в этот период стоила около 7$, что на сегодняшние деньги дотягивает до 200$. И разве при жизни кто-то сможет так раскошелиться ради одного кадра? А вот дань усопшему – это святое!

Жутко об этом говорить, но посмертные фото были модой и бизнесом одновременно. Фотографы совершенствовали свои навыки в этом направлении не покладая рук.


Вы не поверите, но для того, чтоб зафиксировать в кадре усопшего стоя или сидя, они даже изобрели специальный штатив!


А иногда на посмертных фото вообще невозможно было отыскать мертвого – и это в полное отсутствие фотошопа… Такие снимки определяли только по специальным меткам-символам, вроде стрелках часов, остановленных на дате смерти, надломленном стебле цветка или перевернутой розе в руках.

Героиня этой фотографии - 18-летняя Энн Дэвидсон в кадре уже мертва. Известно, что ее сбил поезд, и невредимой осталась только верхняя часть тела. Но фотограф легко справился с поставленной задачей – на отпечатанном фото девушка, как ни в чем не бывало, перебирает белые розы…


Ужас наводит то, что на посмертных фотографиях рядом с мертвым ребенком или даже старшим членом семьи, все остальные живые всегда улыбаются и выглядят вполне жизнерадостно!

Эти родители разве еще не осознали, что их ребенок мертв?!?


Ну что, начнем сначала? Что первое приходит на ум, когда вы вспоминаете про Викторианскую эпоху?

Смотришь порой на викторианские фотографии, и дрожь берёт - какие они странные и нередко чудовищные в прямом смысле этого слова. Снимки мёртвых людей, загримированных и закреплённых так, чтобы казаться живыми; изображения физических недостатков и травм; коллажи с отрезанными головами и «призраки», снятые на длительной выдержке. Кому и зачем нужны были эти фотографии? Давайте полистаем старинный альбом и попытаемся найти объяснение содержимому его страниц.

Осторожно, в статье присутствуют шокирующие иллюстрации

Стоячие мертвецы

Фотографии мёртвых людей - это очень популярная и растиражированная история. В Сети можно найти много подобных подборок: красивые, нарядные мужчины, женщины и - чаще всего - дети с закрытыми глазами полусидят или лежат в окружении живых родственников. Далеко не всегда можно догадаться, что центральный герой композиции уже в лучшем мире. Такие снимки были широко распространены в Европе и Америке второй половины XIX века. Книги мёртвых действительно существовали, были даже фотографы, специализировавшиеся на запечатлении мертвецов - и по отдельности, и в кругу ещё здравствующих членов семьи. Чаще всего снимали детей и стариков, крайне редко фотографировали молодых покойников.

На этом семейном снимке крайняя слева девочка мертва

Объяснение этой традиции, распространённой с 1860-х по начало 1910-х, крайне простое. В те времена собственных фотокамер почти ни у кого не было, дагеротипия, а после коллодионная фотография были сложными технологиями и требовали профессионального подхода. Частных снимков почти не делалось, работа фотографа была престижной и требовала высокой квалификации, поэтому очень неплохо оплачивалась.

Трудно поверить, но мертвы обе девочки. Хорошо просматриваются опоры подставок за их ногами

Поход в студию для семейного фотоснимка был делом дорогостоящим, а уж приглашение фотографа на дом могли себе позволить только обеспеченные люди. К фотографированию готовились заранее, наводили причёски, надевали лучшие костюмы - именно поэтому люди на снимках XIX века кажутся такими горделивыми и красивыми. Они просто очень старательно позировали. Вспомните, например, знаменитую фотографию «Дикой банды» Бутча Кэссиди (справа): разыскиваемые преступники одеты с иголочки, в новенькие костюмы и котелки, выглядят как настоящие денди и не стесняются сниматься. Почему? Да потому что фотограф получил хороший гонорар, а не лишённый самолюбия Кэссиди хотел иметь красивое фото своей организации. Банки и поезда эти люди грабили в совсем другом виде.

Так вот, из-за высоких цен на снимки и сложности процесса многих просто не успевали сфотографировать при жизни. Особенно это касалось детей - детская смертность в XIX веке была чудовищной и при этом совершенно привычной. Семьи были большими, в среднем 2-3 из 10 детей умирали от болезней в отсутствие антибиотиков, вакцин и других современных средств. Старики тоже при жизни снимались редко - во времена их молодости фотографии не было, а в старости им было уже не до того.

В результате люди спохватывались, что у них нет семейных фотографий, только после смерти кого-либо из близких. Тут же спешно нанимали фотографа, тело напомаживали и усаживали в «живую» позу. Нередко такие снимки были вообще единственными, где был запечатлён покойный. Умерших среднего возраста, от 20 до 60, снимали гораздо реже, потому что они обычно успевали сфотографироваться при жизни.

Здесь глаза мёртвой девушки не нарисованы, а зафиксированы в открытом положении

Фотографы хорошо зарабатывали на таком жанре. Существовало множество хитростей и приспособлений, которые позволяли выдать мертвеца за живого человека. Например, специализированные (запатентованные!) подпорки для придания мёртвому естественной позы - хотя чаще делали фотографию, где покойник имитировал спящего. В глаза вставлялись распорки, а зрачки поворачивали, чтобы умерший «смотрел в камеру». Иногда о том, что на снимке мертвец, догадаться было вообще невозможно, разве что по едва заметному штативу у его ног.

Порой фотографии известных покойников распродавались как сувениры: например, в 1882 году, посмотрев на выставленное в назидательных целях тело убитого грабителя Джесси Джеймса, можно было на выходе купить фотографию его трупа.

Жанр пошёл на спад уже в начале XX века, а к 1920-м годам исчез окончательно. Распространились компактные личные камеры, съёмка стала повсеместной и дешёвой, трудно было найти человека, ни разу не попадавшего в объектив. А нам на память осталось множество кошмарных фотографий. Впрочем, многие из них кажутся очень элегантными и интересными, пока ты не догадываешься, что изображённые на них викторианские красавицы мертвы.


Помимо подставки, состояние главного героя выдают нарисованные поверх снимка выпученные глаза



Трудно поверить, но мертвы обе девочки. Хорошо просматриваются опоры подставок за их ногами

Спрятанные матери

У многих детей не было прижизненных снимков потому, что ребёнка трудно ровно усадить и заставить не дёргаться. А выдержки в те времена были очень долгими. Если нужно было сфотографировать ребёнка одного, без матери, фотографы XIX века использовали простой трюк. Мать садилась на стул, и её тщательно драпировали, накрывая руки, лицо, ноги, как будто она предмет мебели. Ребёнка сажали на колени матери, где он мог какое-то время вести себя прилично. При этом со стороны фотографа всё выглядело так, как будто на снимке никого, кроме ребёнка, нет.

Правда, если присмотреться, эти фотографии создают жуткое ощущение. Заметно, что под покрывалом, в темноте неподвижно сидит человек. Кажется, что он вот-вот выпрыгнет и сожрёт ничего не подозревающее невинное дитя.

Викторианский фотошоп




23 мая 1878 года молодой британский фотограф Сэмюэл Кей Балбирни из Брайтона (Суссекс, Великобритания) разместил в газете Brighton Daily News объявление, которое впоследствии стало знаменитым и породило целый жанр фотоманипуляций. Оно гласило: «Фотографии духов: леди и джентльмены на фотографиях будут летать в воздухе в компании столов, стульев и музыкальных инструментов! Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы! Фотографии карликов и гигантов: это действительно смешно!»

Фотографов в Брайтоне хватало, а Балбирни, открывший фотостудию, хотел выделиться. И он изобрёл способ фотоманипуляции, основанный на совмещении нескольких негативов. По сути, это стало предтечей современного фотошопа. Как ни странно, идея Балбирни не снискала успеха. Привыкшие к традиционной фотосъёмке жители Брайтона не спешили сниматься в безголовом или летающем виде. Через два года фотограф закрыл студию и ушёл служить армейским врачом.






Но, как ни странно, дело его продолжало жить. Немногие фотографии, сделанные Балбирни, расползлись не только по частным альбомам заказчиков, но и по газетам. В результате простейшую манипуляцию с негативами освоили десятки фотографов в Англии и за её пределами. «Безголовые портреты» стали популярным жанром фотосъёмки и оставались в моде до 1910-х.

К слову, скорее всего, не Балбирни был изобретателем технологии. Известна как минимум одна «безголовая фотография», сделанная в 1875 году, до открытия студии, другим мастером из Брайтона, Уильямом Генри Уилером, - он держал фотосалон на Хайстрит. Но Уилер не рекламировал свой «фотошоп» так открыто, как Балбирни, и не стал родоначальником нового направления.

Взрывающийся мул


Самая известная безголовая фотография принадлежит не человеку, а мулу. Причём у мула на ней действительно нет головы! Сделал её британский фотограф Чарльз Харпер Беннетт 6 июня 1881 года исключительно в научных целях.

Беннетт был сыном суррейского шляпника, но в 1870-х решил открыть бизнес по продаже фотооборудования. В 1878 году, пытаясь найти способ сократить выдержку, он понял, что коллодионный процесс ускорить никак не получится и нужен кардинально новый состав эмульсии для мгновенного закрепления изображения. К тому времени другой фотограф, английский врач Ричард Меддокс, уже достиг успехов в этой области, заменив коллодий желатином. Но и он не смог добиться достаточной скорости закрепления из-за того, что в желатине было слишком много жидкости. Беннетт взялся усовершенствовать метод Меддокса и быстро добился успехов. Он сумел сократить выдержку с нескольких секунд до 1/25 секунды.

Первым делом Беннетт решил показать технологию военным, причём американским, а не британским, и ему требовался эффектный и одновременно эффективный эксперимент. Способ демонстрации он выбрал своеобразный: привязал к шее мула динамит, установил фотоаппарат на штатив, а затем взорвал голову животного в присутствии подполковника армии США Генри Эбботта и ещё нескольких военных с базы Уиллетс-Пойнт (Нью-Йорк). Снимок он успел сделать в тот момент, когда ошмётки головы уже разлетались, но тело мула ещё стояло, не успев упасть. Это демонстрировало скорость фотосъёмки.

Описание эксперимента и результаты работы Беннетта были опубликованы в Scientific American. Технология была успешно внедрена, Беннетт получил патент и заработал на своём изобретении. Но пресса обрушила на него гору критики за жестокое обращение с животным. Поскольку отец Беннета был шляпником, некоторые газеты обыгрывали фразу «безумен, как шляпник» из «Алисы в Стране чудес».

Лечение или пытка?

В Интернете широко растиражирована вторая фотография. На первой девушка с искривлённым позвоночником, на второй - процесс выпрямления, на третьей - тугая перебинтовка, удерживающая позвоночник в выровненном состоянии.

Другое популярное направление фотоснимков XIX века - люди, которых явно кто-то пытает. Хлещет по спине, бьёт током, сжимает голову тисками. На деле в большинстве этих снимков нет ровным счётом ничего страшного. Представьте, что человек, никогда не видевший стоматолога, увидит снимок, на котором вы сидите с широко открытым ртом, а туда лезет какой-то мужик со страшными инструментами. Он ужаснётся, не так ли? Вот и мы, впервые сталкиваясь с давно забытыми и порой ошибочными врачебными методиками XIX века, ужасаемся, хотя в те времена они казались совершенно нормальными.

Например, в Сети широко распространена фотография, на которой стройная полуобнажённая женщина привязана за руки к странной конусообразной раме. Рядом стоит полностью одетый мужчина средних лет и, похоже, смотрит на женскую грудь. Что это - викторианский БДСМ-клуб? Нет, конечно. Эта фотография всего-навсего иллюстрирует методику исправления сколиоза, разработанную знаменитым американским хирургом-ортопедом Льюисом Сэйрой.

Он был настоящим революционером своего дела. С помощью конусообразной рамы Сэйра временно выпрямлял изувеченный сколиозом позвоночник, а затем туго бинтовал пациента, не позволяя снова изогнуться. После нескольких недель таких процедур позвоночник заметно выпрямлялся. Фотография с девушкой наиболее известна из-за того, что её героиня молода, стройна и выглядит всё это загадочно и эротично. На самом деле снимков Сэйры за работой пруд пруди. На большинстве запечатлены мужчины с кругленькими пузиками или, наоборот, костлявые, с торчащими из сползших штанов волосатыми, простите, задами. Конечно, популярной стала по-настоящему красивая фотография.

И, кстати, это вы ещё не видели другие приспособления для исправления сколиоза, распространённые в XIX столетии.

Дюшен демонстрирует улыбку. На самом деле из-за паралича лица пациент физически не мог улыбаться. Дюшен просто «включил» нужные мышцы с помощью электроимпульсов.

Живший в XIX веке французский невролог Гийом Дюшен исследовал реакцию мышц и нервов на электрические импульсы. Впоследствии его работы легли в основу электронейромиографии, диагностического теста, позволяющего выявить повреждения нерва.

В числе прочего Дюшен запечатлевал выражения лиц пациентов при подаче импульсов на тот или иной лицевой нерв. Проблемой была фотосъёмка того времени - длительная выдержка не позволяла осуществить подобную процедуру. Но Дюшену повезло - в его распоряжении оказался сапожник средних лет, страдавший от паралича лицевого нерва (паралича Белла). Иначе говоря, если Дюшен с помощью тока получал на лице пациента какое-то выражение, оно держалось там без изменений несколько минут, пока мышцу не «отпускало». Это позволяло сделать качественный снимок на длительной выдержке.

Врач сделал с сапожником более 100 опытов, подключая электроды к различным мышцам и получая самые разные выражения лица. Исследование, снабжённое снимками, было опубликовано под названием «Механизм человеческой физиогномики». Благодаря этой работе Дюшен определил назначение ряда лицевых мышц и, в частности, выявил механизм возникновения улыбки.




А на снимках - тот самый сапожник во время одного из опытов.

Портрет Финеаса Гейджа


Финеас Гейдж был американским железнодорожным рабочим, специалистом-взрывником. 13 сентября 1848 года 25-летний Гейдж готовил подрыв скалы близ Кавендиша при прокладке участка железной дороги между городами Ратмонд и Берлингтон в штате Вермонт. Ему нужно было просверлить в нужной точке скалы отверстие, заложить туда взрывчатое вещество и фитиль, утрамбовать всё это трамбовочным штырём и законопатить отверстие песком, выпустив наружу участок фитиля.

В момент, когда Гейдж занёс штырь над отверстием, куда уже была заложена взрывчатка, его отвлёк кто-то из рабочих. Гейдж обернулся и машинально опустил штырь. От соударения порох загорелся и взорвался. Штырь вошёл в скулу Гейджа под левым глазом, пробил череп и вышел из верхней части головы. Чтобы вы понимали: это штука была 3,2 см в диаметре, больше метра длиной и весила 6 кг. Пройдя сквозь череп, штырь улетел, разбрызгивая кровь и мозги, на 25 метров вверх и упал неподалёку.

Но Гейдж почему-то выжил. Сперва он упал и задёргался в конвульсиях, затем успокоился, пришёл в себя и с помощью коллег дошёл до гостиницы, где жили рабочие, - в 1,2 км от места происшествия. Когда туда через полчаса приехал хирург Эдвард Уильямс, перебинтованный на скорую руку Гейдж сидел на крыльце в кресле-качалке.

Уже через 2 месяца Гейдж вернулся к активной жизни, внешне потеряв лишь левый глаз. Но его личность изменилась кардинальным образом - друзья и родственники утверждали, что «это больше не наш Финеас». В результате травмы он потерял 4% коры и 11% белого вещества, а также связи между различными участками головного мозга. В течение 12 лет Финеаса Гейджа исследовали лучшие специалисты. На основе этого случая был выявлен ряд закономерностей, за что отвечает тот или иной участок мозга. Было сделано два снимка Гейджа. На обоих он сидит, элегантно одетый, и держит в руках тот самый трамбовочный штырь, который прошил его голову.

Финеас Гейдж умер в 1860 году от эпилептического припадка, спровоцированного старой травмой. Его череп хранится в Анатомическом музее Уоррена в Гарварде.

Всё нормально, просто листайте дальше

Это выражение как нельзя более подходит к большинству старинных фотоснимков, на которых происходит что-то странное. На самом деле там нет ничего необычного - мы просто не привыкли к той реальности, потому что живём в другой. Столь же странными и чудовищными нам порой кажутся снимки, скажем, животного мира, когда самка богомола поедает самца после спаривания или происходит ещё какая-нибудь мерзость. Каждая викторианская фотография, как и любая современная, имеет подтекст, историю, объяснение, без которых непонятно, что на ней происходит. И, когда их узнаёшь, внезапно становится совсем не страшно. Или, наоборот, ещё более не по себе. Это уж решать вам.

Фотографировать мертвых детей. Нормальному человеку такое и в голову не придет. Сегодня это дикость, но еще 50 лет назад это было нормально. Карточки с умершими младенцами матери берегли как самое дорогое. А теперь по этим мрачным снимкам мы можем проследить эволюцию отношения человека к смерти и к своим близким.

Дети умирают медленнее стариков

Странный и, на первый взгляд, жуткий обычай - фотографировать мертвецов - зародился в Европе, а потом пришел и в Россию, в середине ХIХ века одновременно с появлением фотографии. Обыватели стали снимать своих умерших родственников. По сути, это было новое проявление традиции писать посмертные портреты близких и снимать с лиц усопших гипсовые маски. Однако портреты и маски были дорогим удовольствием, в то время как фотография становилась все более и более доступной для всех слоев населения.

- Я видел одну из ранних фотографий умершего ребенка, относящуюся еще к 1840-м, - рассказал петербургский историк фотографии Игорь Лебедев.

Параллельно развивалось другое направление посмертной фотографии - криминальная съемка. Фотографы выезжали на места преступлений и снимали погибших для полиции. При этом речь идет не только о специфической съемке, когда фиксировали, как лежит тело или куда попала пуля. Мертвецов также аккуратно укладывали на кровати и снимали. Так было, например, с семьей Парсонс. Отца, мать и трех малолетних детей убили, а тела сбросили в воду. Когда их обнаружили, то собрали всех вместе и сделали последнюю семейную фотографию. Однако на ней видно, что все заснятые уже мертвы.

Когда же фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.

Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки. Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы эмитировать открытые глаза.

Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными - птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает - мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки - одна мертвая, другая живая.

девочка слева-мертва

- Детских фотографий довольно много еще и потому, что детская смертность в те годы была очень высокой по сравнению с современной, - объясняет Лебедев, - к тому же умерший ребенок дольше выглядит живым, в то время как старики быстро изменяются, кожа обвисает, начинается разложение плоти.

Книги мертвых

Уже в 20–30 годы XX века ученые начали исследовать феномен посмертных фотографий. Тогда появилось выражение «фотография - это маленькая смерть». Щелчком камеры фотограф будто убивал мгновение и одновременно делал его вечно живым. Так вечно живыми оставались на карточках мертвецы, которых снимали в привычной для них обстановке - за чтением газет, в любимом кресле, с друзьями и родными. Особо смелые даже делали снимки мертвецов, смотрящихся в зеркало. Серия таких снимков составляла книгу мертвых. В дни эпидемий в этих мрачных книгах собирались целые семейные альбомы.

- Собирали их в основном женщины. Они становились хранительницами не только очага, но и истории рода, - говорит Игорь Лебедев.

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки.

Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода - люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека - его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.

Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших.

А в случае с детьми - это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.

- И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее, - сообщил Лебедев.

девушка в центре мертва

Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых - ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.

Могила заменила человека

В европеизированном Петербурге эта традиция была более развита, чем на периферии. В деревнях съемки всегда были событием, по значимости сопоставимым с похоронами. Часто эти два события совмещали. На траурную фотосъемку собирались всей деревней. При этом на первый план выставляли гроб с покойником, а за ним выстраивались собравшиеся на похороны.

- Получалось противопоставление мертвых и живых, покойник всегда смотрел в небо, собравшиеся вокруг - прямо в камеру, - отмечает историк Игорь Лебедев.

Практически при всех похоронных конторах работали фотографы. Это были мастера, которые просто делали свое дело.

- У профессионалов всегда стоит вопрос: «А кто, кроме меня?» Пойти на поводу у этики и отказаться от съемок мертвецов или нажать на кнопку и оставить родным снимок любимого человека, - объясняет Лебедев.

Возможно, поэтому мы - не профессионалы - не понимаем, как можно снимать мертвецов. Только Ленин в мавзолее - исключение.

Известно, что традиция снимать мертвых детей сохранилась в нашей стране еще и в послевоенные годы. Посмертные фото стали исчезать только в 60-е годы. Тогда же начали приклеивать снимки на надгробные памятники. И в те годы можно было увидеть редкие посмертные карточки на крестах и стелах.

- Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь, - уверен Игорь Лебедев.

Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности - как, например, память рода - уходили в прошлое. Значимее стало внешнее проявление близости. Именно поэтому в Советском Союзе появилось уникальное явление - съемки похорон. Если в других странах ограничивались одним-двумя траурными кадрами, то у нас снимали всю процессию. И если в другое время человек никогда бы не согласился показать своих слез, то здесь это было допустимо - чтобы все видели, как он опечален случившимся.

- Фотографии с мертвецом были вытеснены фотографиями с могилой. Люди могли сниматься у креста и при этом обнимать его, улыбаться, как будто они стоят с умершим, - рассказал о трансформации традиций историк Игорь Лебедев.

До сих пор фотографы работают на кладбищах во время похорон. Хотя и этот обычай постепенно отмирает.